Первый день официального визита Януковича в Японию проявил главные экономические интересы сторон. Солдаты роты почетного караула встречают нашего президента в аэропорту Токио
Вчера наш президент и премьер-министр Японии Наото Кан одобрили редоставление кредита Украине в сумме 800 млн грн (8 млрд японских иен). Займ предоставит Японский банк международного сотрудничества Укрэксимбанку для содействия экспорту товаров и услуг из Японии и экономического развития Украины. Чтобы от инвестиций был толк, японцы пообещали командировать к нам своего эксперта в этой отрасли. А еще стороны договорились до лета пустить 11 пробных прямых чартерных авиарейсов Токио–Киев–Токио.
Визит Виктора Януковича в Токио начался со встречи в японской федерации бизнеса «Кейданрен», которая объединяет крупнейшие компании, в свое время и создавшие то, что называется «японским чудом». О весе этой организации говорит такой факт: премьер-министр Японии, кто бы им ни был, традиционно участвует в ежегодном собрании «Кейданрен» и выступает перед бизнесменами. «Генеральный штаб делового мира», – польстил в своем выступлении «Кейданрену» президент Украины.
Правда, из всего объема иностранных инвестиций в украинскую экономику на долю Японии приходится всего 0,3%... Визит Януковича – третье посещение Токио украинскими президентами. За инвестициями ездили и Кучма, и Ющенко. Интерес Украины, как озвучил его Виктор Янукович, не меняется и касается все того же: энергосберегающих технологий, использования попутного газа из угольных пластов, строительства предприятий по производству солнечных батарей и ветровых турбин, развития транспортной инфраструктуры…
В чем интерес Токио, стало понятно из слов премьер-министра Японии Наото Кан на последней в этот день встрече. Вот приблизительно что прозвучало в переводе: мы знаем вас как страну с очень большой территорией, с большим количеством сельскохозяйственных земель.
Поскольку продовольствие – это «нефть ХХI века», логика японцев просматривается прозрачно. Кстати, переводчик с японской стороны переводил на украинский язык, а не на русский (это пока даже при приеме официальных делегаций, увы, большая редкость). Можно сделать вывод, что в японской столице к этому визиту готовились очень тщательно. Но как может быть реализован этот интерес, если земля в Украине еще не стала товаром, и когда станет – не известно? Очень уж политизирован вопрос.
А еще в первый день визита президента Украины состоялся разговор более чем своевременный. На встрече с главой Палаты представителей парламента Японии Такахиро Йокимити обсуждался вопрос о введении прямого воздушного сообщения между Киевом и Токио. Договорились пустить летом 11 чартерных рейсов. Давно пора: группа украинских журналистов в этот раз добиралась из Киева в одну из столиц глобализированного мира по маршруту Киев–Стамбул–Дубаи–Токио. Две пересадки, 15 часов в воздухе и ожидание рейсов в сумме занимают ровно сутки.
Знающий человек
«Японцам нужна наша гречка»
Борис ЯЦЕНКО, эксперт-японист, профессор КНУ им. Т. Шевченко:
– Япония все еще переживает трудные времена – политсилы, довольно долго пребывавшие при власти, оказались в оппозиции. Еще одна проблема – йена слишком укрепилась: теперь за доллар дают 80 йен, при том что еще недавно за доллар предлагали 105–109 йен. Японцы на этом проигрывают – страна живет за счет экспорта, и японские товары на международном рынке теряют конкурентоспособность из-за высокой цены. Япония готова была инвестировать большие средства в Украину, но у нас произошла перестановка политсил, и вопрос отложили. Центрально-восточная Европа для нее – опора инвестиционной политики, ставка идет на Польшу и Украину (в первую вложили немало денег, а у нас для этого слишком нестабильная обстановка). Стратегия Японии направлена на продвижение своего продукта, но ее ведущие производители на украинском рынке представлены давно. Сейчас японцев волнуют перспективы поставок продовольствия и сырья, то есть агропромышленный и горно-металлургический комплексы Украины. Мы уже экспортируем в их страну какие-то объемы зерна, но нужно еще больше пшеницы, кукурузы и даже гречки. Удачное геополитическое положение Украины сулит удобное размещение объектов системы сбыта и организацию сборочного производства в центре Европы с тем, чтобы реализовывать товары в соседних странах. В то же время японцы помнят печальный опыт сотрудничества в постройке терминала в аэропорту «Борисполь». Не знаю всей кухни, но они разработали прекрасный проект с учетом наших культурных особенностей, а мы построили совсем другое. Японские партнеры тогда сильно огорчились, но осторожно ищут возможности работать дальше. Источник
|