В среду Госдума планирует рассмотреть законопроект, который обяжет милиционеров, автоинспекторов, пожарных оказывать первую медицинскую помощь людям, попавшим в аварию. Это должны будут делать даже оказавшиеся поблизости водители машин. Законодатели считают, что такая мера поможет снизить количество погибших – треть жертв дорожных аварий не доживают до приезда врачей именно из-за того, что им вовремя не помогли. Эксперты же опасаются, что необученные «спасатели» наделают еще больше бед.
Изменения должны быть внесены в закон «Об охране здоровья», в котором предлагается прописать, что первую помощь при несчастных случаях пострадавшим должны оказывать сотрудники органов внутренних дел, пожарной охраны, МЧС и «другие лица, имеющие необходимую подготовку», прямо на месте происшествия. Поправки также коснутся законов «О милиции», «Об аварийно-спасательных службах», «О ведомственной охране» и «О безопасности дорожного движения». В частности, предполагается зафиксировать, что сотрудники ГИБДД или водители должны до приезда «скорой» оказать пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях первую медицинскую помощь прямо на месте ДТП либо по пути в больницу.
В пояснительной записке авторы законопроекта подчеркивают, что помогать «может лицо, не имеющее медицинского образования, но прошедшее специальную подготовку». «А ее прохождение в обязательном порядке предусмотрено для кандидатов в водители транспортных средств, а также для сотрудников внутренних дел и других специализированных подразделений, участвующих в ликвидации последствий ДТП», – напоминают законодатели. Они уверены, что предложенные ими нововведения существенно снизят количество смертей на дорогах.
Действительно, по данным Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ, в 2008 году в автокатастрофах на дорогах России погибли более 27 тыс. человек – причем треть погибших (9 тыс.) умерли из-за того, что им не была оказана помощь в первый час после аварии. А все потому, что сейчас каждый сотрудник милиции считает своей единственной обязанностью вызвать на место происшествия «скорую помощь».
Эксперты называют инициативу депутатов «неплохой», но опасаются, как бы трупов не стало еще больше. «Я видел много ДТП, когда инспектор просто не хотел подходить к травмированному человеку, поскольку боялся сделать ему еще хуже. И я хорошо его понимаю, ведь если человек не знает ничего, то может получиться как в старом анекдоте: у тещи пошла кровь носом, так ей зять жгут на шею наложил», – рассказал «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.
Эксперт, правда, предположил, что, когда законопроект примут, то для сотрудников ГИБДД будут придуманы образовательные программы, курсы, а водители будут сдавать дополнительные экзамены в автошколах. Но за несколько месяцев, предупреждает адвокат, «научить наших гаишников оказывать кому-то помощь просто невозможно».
«Они уверены, что их главная задача – выявлять нарушения и приносить деньги государству в виде штрафов. Но понять, зачем им нужны азы первой медпомощи, они не смогут, психология не на то настроена», – считает г-н Травин. Да и наши граждане к помощи от сотрудников ГАИ не привыкли. Эксперт вспоминает: в Европе и Америке полицейские тоже посещают специальные курсы – их обучают не только оказывать первую помощь, но и роды принимать. «Там для правоохранителя принять на дороге роды – все равно, что квитанцию о штрафе выписать, норма жизни. У нас же, если гаишник принял роды, о нем узнает вся страна, его показывают по всем каналам ТВ и вручают орден за мужество», – отмечает юрист.
Он уверен: даже те правоохранители и водители, которые обладают какими-то минимальными медицинскими знаниями, «не будут торопиться оказывать помощь нуждающимся». «Я знаю автомобилистов, которые поклялись, что никогда не станут лезть к пострадавшему, потому что, если, не дай бог, человек умрет на их руках, то скажут – оказали неквалифицированную помощь и обвинят их в этой смерти», – продолжает Виктор Травин. Естественно, что садиться в тюрьму никому не хочется.
Специалист убежден: в первую очередь депутатам нужно было подумать, как облегчить работу людям, которые профессионально владеют медицинскими навыками. Например, как сделать так, чтобы к месту аварии быстрее добирались машины «скорой помощи», вертолеты и сотрудники спасательным служб. «А так и медик будет думать: что мне торопиться – там наверняка сейчас водители, которых обязали оказывать помощь, уже делают укол и перевязку. Если так надеяться друг на друга, это ни к чему хорошему не приведет», – предупреждает Травин.
Источник