Руководитель Северной Кореи Ким Чен Ир вернул себе лидерство в ежегодном рейтинге худших диктаторов мира. Помогли эксперименты с ураном и то, что Страна чучхе по-прежнему славится «самым несвободным обществом» в мире. В списке 20 наиболее тоталитарных диктатур, составленном при поддержке правозащитных организаций, несколько новых фамилий. При этом президенты СНГ свои позиции стремительно теряют.
Американский журнал Parade продолжил начатую в 2003 году традицию и опубликовал список "худших диктаторов мира". Свой антирейтинг журнал составляет по материалам правозащитных организаций (в том числе Freedom House, Amnesty International, Human Rights Watch и Reporters Without Borders).
Под словом
«диктатор» журнал понимает следующее:
«это ныне здравствующий глава государства, который имеет практически неограниченную власть над жителями и законно не может быть смещен со своего поста». Очки сильные мира сего набирают за счет политзаключенных, применения пыток, казни политических оппонентов, голода и холода в государстве.
Некоторые лидеры в списке за год заметно просели. Не из-за того, однако, что стали править демократичнее. Просто конкуренты стали еще кровожаднее.
Впрочем, состав первой тройки не меняется уже 6 лет: это «любимый вождь» Северной Кореи
Ким Чен Ир, президент Судана
Омар аль-Башир и руководитель военной хунты в Мьянме
генерал Тан Шве.
Впрочем, в прошлом и позапрошлом году аль-Башир был «ужаснее» Ким Чен Ира. Видимо, организованная президентом резня в провинции Дарфур успела позабыться. Кроме того, в прошлом году из Судана практически не поступало привычных сообщений о прилюдных казнях за нарушение «законов шариата». Смертный приговор британской учительнице, вынесенный за то, что она позволила детям назвать плюшевого мишку Мухаммедом, был, как известно, отменен.
Вызывает удивление всего лишь
третье место генерала
Тан Шве. Благо СМИ в прошлом году пестрели сообщениями о жесточайшем подавлении в Мьянме восстания буддийских монахов.
На четвертую ступеньку взгромоздился правитель чуть ли не последней абсолютной монархии на планете – король Саудовской Аравии
Абдалла ибн Абдель Азиз ас-Сауд. Этот любитель скачек на верблюдах и соколиной охоты возглавляет помимо прочего список богатейших правителей мира по версии журнала Forbes.
Генсек компартии
Китая Ху Цзиньтао в преддверии Олимпиады в Пекине занял
пятую позицию (в прошлом году была шестая, ранее опускался и до седьмой). Связано это, возможно, с тем, что по итогам последнего съезда КПК товарищ Ху заметно укрепил свои позиции в партийной элите КНР.
Шестым пришел к финишу президент Зимбабве
Роберт Мугабе, самый пожилой лидер в списке (ему 84 года). Заметим, что зимбабвиец за годы заметно просел – несколько лет назад он претендовал даже на бронзу. А случилось за эти несколько лет всякое. К примеру, инфляция в Зимбабве стала одной из самых высоких в мире, а заболеваемость СПИДом побила все мыслимые показатели.
Все это не умаляет прошлых «заслуг» Мугабе. Так, заповедники в стране он уже давно превратил в охотничьи хозяйства, отобрал у «белых оккупантов» всю собственность, а членам своего племени разрешил безнаказанно убивать членов всех остальных племен.
Седьмое, восьмое и девятое места списка занимают соответственно духовный лидер Ирана
Сайед аль-Хаменеи, президент Пакистана
Первез Мушарраф и президент Узбекистана
Ислам Каримов.Последний за год успел переизбраться на запрещенный конституцией третий срок и предложить то же самое Владимиру Путину. Кроме того, Каримову до сих пор не могут простить события в Андижане, когда по участникам антиправительственного митинга был открыт огонь.
Тем не менее Каримов свои позиции теряет. Так, в 2005 году он был даже пятым (впрочем, три года назад – 15-м). А вот Первез Мушарраф, благодаря введению в стране режима ЧП и разгону Конституционного суда, взлетел сразу на 8 позиций. Впрочем, обретя в позициях, отставной генерал, как известно, сейчас рискует потерять власть.
Духовный лидер Ирана в очках тоже заметно прибавил, хотя весь год находился в тени: вместо него на экранах мелькал глава исполнительной власти Исламской Республики Махмуд Ахмадинежад. Припомнили аль-Хаменеи, возможно, ядерную программу и испытания ракет.
На 10-м месте оказался новичок первой десятки –
Исайяс Афеворк, президент Эритреи, одного из беднейших государств мира. Влиться в ряды «самых жестоких» господину Афеворку удалось в связи с тем, что из списка по понятным причинам выбыл Сапармурат Туркменбаши Ниязов.
В рейтинге еще как минимум четыре африканских лидера, имена которых рядовому обывателю ничего не скажут. Это президент нефтедобывающей Экваториальной Гвинеи
Теодоро Обианг Нгуема (
на 13-м месте), король Свазиленд
Мсвати Третий (14-е), премьер-министр Эфиопии
Мелес Зенави (
15-е) и президент Чада
Идрис Деби, которого сейчас безуспешно пытаются свергнуть
(20-е место). Все, кроме Деби, в данном антирейтинге не новички.
На 11-й строчке заметно притихший в последние годы лидер ливийской революции
Муамар Каддафи (впрочем, в августе на пару с Мугабе он пытался учредить Соединенные Штаты Африки).
На 12-м – президент Сирии и аллерген США
Башар Асад. А вот
16-я позиция досталась президенту Белоруссии
Александру Лукашенко, который сам знает, за что его так не любят.
К слову, Батька в этом рейтинге заметно теряет позиции. В год первой публикации списка он стартовал сразу с 10-го места и с тех пор неизменно проседает. Так, в 2007-м Лукашенко был 14-м.
17-я строчка преподнесла сюрприз. На нее взгромоздился президент Египта
Хосни Мубарак, который уже больше четверти века «железной рукой» управляет одним из любимейших россиянами курортов.
Еще один новичок н
а 18-й позиции. Это брат Фиделя Кастро
Рауль, управляющий Кубой в связи с болезнью команданте. Впрочем, во вторник Фидель официально подал в отставку, и у Рауля есть все шансы очутиться в списке следующего года уже не на птичьих правах.
Замыкает двадцатку, как и было сказано, президент Чада, а на ступеньку выше него поднялся генсек Народно-революционной партии Лаоса
Чуммали Саясон.Примечательно, что из года в год читатели Parade просят внести в список худших диктаторов мира лидера Венесуэлы Уго Чавеса и президента США Джорджа Буша, но их просьбы остаются неуслышанными.
Источник