«А вместо сердца — пламенный мотор!» — обрывок этого марша известен каждому. И ведь действительно, по важности автомобильный двигатель является аналогом человеческого сердца. Особое внимание стоит уделить ему с начала летнего сезона. Ведь несмотря на то, что самый тяжелый в году зимний период автомобиль уже проехал, весной автовладельца могут поджидать свои неожиданности. Особенно внимательным стоит быть, если автомобиль не новый, а уже побегал несколько лет по нашим дорогам.
БОРЬБА С ПЕРЕГРЕВОМ
Одна из самых популярных летних неисправностей, с которой сталкивается автолюбитель, особенно если автомобиль не новый, — выход из строя системы охлаждения. При неверной работе хотя бы одного элемента системы охлаждения есть риск перегрева двигателя, а это — неизбежный капремонт ($1—4 тыс.). Для профилактики необходимо проверить каждый элемент системы.
Термостат. Для проверки его исправности непосредственно в автомобиле необходимо запустить двигатель и, трогая рукой нижний патрубок, подождать несколько минут. При исправном термостате он становится теплым позже верхнего (включается в работу, только когда температура охлаждающей жидкости достигнет 80—90 градусов). При неисправном прогревается либо только верхний патрубок, либо теплыми становятся оба одновременно.
Вентилятор. Если двигатель достигает рабочей температуры, но датчик температуры продолжает подниматься вверх, а вентилятор не начал работать, скорее всего, отказал датчик вентилятора охлаждения (расположенный на радиаторе). В таком случае его необходимо заменить.
Утечка жидкости. Если уровень охлаждающей жидкости постоянно падает, необходимо искать, в каком месте происходит утечка. Вариантов тут мало: соединительные элементы, расширительный бачок либо радиатор. В первом и втором случаях необходима замена элемента — сделать это несложно и недорого. Но если протекает радиатор, его ремонт может влететь в копеечку (1500 грн.): дырку необходимо запаять. Отметим, что многие автовладельцы пытаются осуществить ремонт радиатора своими силами. При этом часто страдает качество ремонта, и исправить такое творчество мастера могут не всегда (приходится менять, а это порядка 4000 грн.). Особенно сильно проблема усугубляется, если автомобилист залил для устранения течи в радиатор герметик — течь вскоре проявляется снова, но спецсредство засоряет помпу и термостат.
Засорение радиатора. Время от времени сердцевина радиатора забивается. Особенно это актуально в июне, когда воздух насыщен тополиным пухом (попадая в сердцевину, он влияет на теплопроводность). Устраняется неисправность прочисткой с помощью щетки с длинным ворсом и промывкой сердцевины струей воды.
Накипь и коррозия. Одна из главных проблем всех систем охлаждения — накипь (как в чайнике) и коррозия. Причина — использование в системе охлаждения воды вместо антифриза. Для удаления накипи, приводящей к снижению мощности двигателя, увеличению расхода топлива (на 5—6%), возникновению детонации, интенсивному износу деталей цилиндропоршневой группы систему охлаждения промывают спецрастворами. Наиболее эффективным является раствор соляной кислоты с ингибитором, смачивателем и пеногасителем (150 грн.). Его заливают в систему охлаждения, пускают двигатель и прогревают раствор до рабочей температуры. Через 10—15 мин. раствор сливают, а систему промывают горячей водой. Но если спецжидкости нет, ее можно заменить водой с лимонной кислотой либо «Калгоном».
ПРИВОДНЫЕ РЕМНИ
Не менее важной, чем замена масла, является процедура своевременной замены приводных ремней. Особенное внимание следует уделить ремню газораспределительного механизма (для бензиновых двигателей) — ГРМ. Если он порвется — автомобиль как минимум остановится и потребует буксира, а произойти это может и далеко от СТО. Более того, на очень многих современных автомобилях разрыв ремня ГРМ приводит к повреждению клапанов двигателя — они вылетают и гнутся. Восстановление мотора после такой поломки потянет минимум на 500—600 долларов. Гораздо дешевле регулярно, каждые 10—15 тысяч километров пробега, проверять состояние ремня: изношенный теряет эластичность и на нем могут быть видны белые нити. Замена ремня стоит около 600 грн.
МАСЛО И ФИЛЬТРЫ
Стандартная процедура техобслуживания, которую часто выполняют самостоятельно, — замена моторного масла и фильтров. Ничего сложного в этом, на первый взгляд, нет. С другой стороны, многие автомобилисты совершают ошибки, которые приводят в лучшем случае к неоправданным тратам, в худшем — к поломкам мотора.
Промывка двигателя. На рынке продается множество так называемых промывочных масел, которые продавцы рекомендуют использовать каждый раз при замене масла. Однако делать это категорически нельзя. Промывочное масло — жидкость с неизвестными допусками и стандартами, пользы от его даже кратковременного использования для мотора будет мало. Между тем за промывку двигателя мастера часто берут с автомобилиста дополнительные 100—150 грн. Если даже решение о промывке принято, например по причине того, что в двигатель попали посторонние вещества, лучше всего слить старое масло и залить вместо него новое (рекомендованное производителем авто), осуществив следующую замену через 2—3 тыс. км.
Сокращение интервала. Зарубежные автопроизводители рекомендуют заменять масло на современных автомобилях уже через 15—20 тыс. км. Но такой интервал для украинских условий слишком большой. Дело в том, что украинское топливо отстает от требований зарубежных стандартов, следовательно, условия для работы двигателя — слишком жесткие. Поэтому эксперты на украинских СТО рекомендуют производить смену масла раньше положенного производителем срока: каждые 12—15 тыс. км.
Выбор фильтра. Не меньше внимания следует уделить и выбору качественных фильтров. Принцип тут простой: хорошее не может быть дешевым. Например, при изготовлении поддельного масляного фильтра, во-первых, могут сэкономить на фильтрующем элементе (он не будет задерживать мелкие частицы), во-вторых, установить некачественный аварийный клапан (если он заклинит, масло пойдет мимо фильтра) — все это чревато выходом мотора из строя. При проведении техобслуживания многие забывают о замене топливного и воздушного фильтров, а напрасно. Так, каждую тысячу километров топливный фильтр собирает порядка 50 граммов мусора (ржавчина, частицы песка и окалины), что, естественно, защищает двигатель и топливный насос от серьезных поломок. А вот если забился воздушный фильтр, то вследствие переобогащения рабочей смеси повышается расход топлива, и ухудшаются динамические свойства авто. Кроме того, в забитом пылью воздушном фильтре значительно повышается нагрузка на фильтровальный элемент, и он может порваться — тогда вся пыль устремится прямиком в мотор. Результат — капремонт. Замену следует производить строго в соответствии с рекомендациями производителя.
СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ
Примерно через каждые 10—15 тыс. км пробега нужно выкручивать свечи и просматривать их внешний вид. Если какая-либо свеча покрыта нагаром, ее нужно заменить: загрязненная свеча неспособна поджечь топливо, в результате чего возникает перерасход топлива и снижение динамически-скоростных характеристик. Кроме того, двигатель может работать неустойчиво.
Владислав Бовсуновский Источник
|