Идут годы, а старые черно-белые фильмы о Великой Отечественной войне не становятся в глазах людей обветшалыми картинами о том, что позабыто и более не имеет значения – напротив, поддерживать вечный огонь памяти ушедших воинов и жизней этих воинов стараются и молодые режиссеры, наши современники. "Летят журавли" По горячим следамЧерез четыре года после смерти Иосифа Сталина, вождя, которому приписывали имперское величие и победу страны в более чем пятилетней войне, и через дюжину лет после окончания Великой Отечественной, первые зрители увидели фильм Михаила Калатозова "Летят журавли". Развевались мокрые от брызг волосы Вероники, взлетал Борис за нею по круговой лестнице, "падали" березы над закрывающимися глазами героя Баталова, летели журавли. С первых кадров пронизанный болью и ожиданием войны – пережитой ее создателями лишь десяток лет до премьеры – фильм Калатозова ранит и одновременно согревает тех, кто потерял близких, и тех, кто хотел бы понять, в чью честь вот уже 64 года на улицах страны парад. "Золотая пальмовая ветвь" Канн лишь подтверждает, насколько важно было сохранить эту память, запечатленную на пленке. Картина Сергея Бондарчука по мотивам повести Михаила Шолохова "Судьба человека" - черно-белый фильм 1959-го года, сделанный в годы переосмысления прошлого, развенчания Культа личности и альтернативного, внутреннего взгляда на события прошлого. Это была история человека, которого война лишила надежд на будущее, забрав жену, дочерей и сына (погибшего за день до объявления мира). Тот, кто остался, брел посреди опустошенных и сухих проселочных дорог, а у сереющего горизонта валил из труб дым – где-то там горели в банях люди. Созданный Бондарчуком образ на долгие годы заменил советским людям утраченный идеал – веру в Сталина, создателям фильма принес 7 кинонаград, а кинематографистам явил пример того, как через оптику камер преломляются настоящие судьбы.
Пережив бурлящие криминалом 90-е, наводнив кинотеатры фильмами о бандитах, кинематографисты подобрались к теме Великой Отечественной только в новом веке»
Кинолента "А зори здесь тихие" была снята режиссером Станиславом Ростоцким, "ровесником века", прошедшим войну, в 1972-м году в память о медсестре, которая вынесла его некогда из зоны боевых действий. С этой картины в советском кинематографе открывается новая глава о гибели тех, кого принято было считать беззащитными и слабыми. Девушки – Женя (Ольга Остроумова), Рита (Людмила Шевчук), Лиза (Елена Драпенко), Гали (Екатерина Маркова) и Сонна (Ирина Долганова) гибли на глазах у старшины Федота Васкова (Андрей Мартынов) одна за другой. Играючи, словно бы и не было войны, в безлюдном живописном месте проводили они свои будни – ходили в баню, пели песни – и после пропали в этом отрезанном от прочей жизни пространстве. Словно и не пили они самогон из фляги Федота, чтобы согреться, - так быстро сгорели на войне. "Все, кто отличает ноту "До" от ноты "Фа" – за мной!" – их всех будет жаль, потому что половина их, стреляющих мимо, сочиняющих стихи, напевающих песни, не доживет до Победы. Здесь вести не застают адресатов живыми, а вчерашние молодые слишком скоро перерастают своих стариков. Фильм Леонида Быкова так и назван - "В бой идут одни старики". И сегодня, чтобы выполнить желание режиссера, черно-белая картина 1973 года приобрела краски – так, быть может, и нынешним юнцам станет легче понимать трогательный пафос, которым овеяны рассказы ветеранов.
Накануне "перестройки" и через 32 года после Великой Отечественной, когда тем, кто отправился на войну в подростковом возрасте и выжил, было пятьдесят-шестьдесят, вышел фильм Юрия Кары "Завтра была война". Чем больший временной период отделял создателей фильма от событий, описываемых в нем, тем больше патетики стали приобретать киноленты, что отчасти применимо и к этой военной драме Кары. Чего не отнять – горечи, с которой воспринимается галерея фотографий и имен юношей и девушек, так много видевших смерти в первые годы своей жизни, что скоро и сами оказались за чертой страны мертвых. Их, в войну мальчиков и девочек, сегодня осталось немного – они, украшенные орденами, встречают салют каждое 9 мая.
Чтобы помнилиНасытившись 70-летней диктатурой Советского Союза, пережившие "путч" ныне уже граждане Российской Федерации долгие десять лет не могли и не хотели обращаться к теме войны, так часто используемой в годы тоталитаризма с целью пропаганды. Пережив бурлящие криминалом 90-е, наводнив кинотеатры фильмами о бандитах, кинематографисты подобрались к теме Великой Отечественной только в новом веке. Первый значимый фильм в этой области - "В августе 44-го" - вышел по мановению режиссерской руки Михаила Пташука в 2000-м году, ознаменовав тем самым перерождение темы. Говорить об этом на тот момент было страшно, документы таинственным образом исчезали и подменялись другими, да и очевидцев, готовых подтвердить достоверность и вероятность представленных историй, найти было трудно. Разрешающийся благополучно конфликт, осмысляемый героями Евгения Миронова, Владислава Галкина и других, прокладывает для военной драмы нового поколения те самые, вышеупомянутые "патетические" рельсы сюжетных мотивов. Художественный фильм "Звезда" от режиссера Николая Лебедева, прежде тренировавшегося на триллерах вроде "Змеиного источника" и "Поклонника", открыл для современного кинематографа новое лицо – Игоря Петренко. Актер, чей герой осуществляет связь из тыла врага с советским командованием, сыграл свою первую звездную роль. О самой же картине говорили с восторгом те, кто радовались за ренессанс российского кино, и с неудовольствием те, кто привык довольствоваться большей зрелищностью и продуманностью, присущей голливудским аналогам. Кинолента Дмитрия Месхиева "Свои" стала прорывом в области современной военной кинодрамы. Снятая в 2004-м году, картина была полна уже освоенного нынешними киноманами сленга – пособники, политруки, полицаи, чекисты – все вместе они были собраны под крылом этого лауреата ММКФ, "Ники" и "Золотого орла". Здесь помимо чистой воли непоколебимого бойца за справедливость на первый план выходят и такие проблемы, как предательство внутри семьи, и впервые в новом веке косвенно обличается "подвиг" Павлика Морозова, донесшего на собственного отца (в "Своих" уже отец отказывается давать показания против своего сына). Выдвижением новой проблематики внутри героического пафоса сюжетной линии и примечателен фильм Месхиева. Награжденный многими международными фестивалями в России и за рубежом, российско-немецко-беларусский фильм Михаила Сегала "Франц + Полина" перенес шекспировскую повесть, коих "нет печальнее на свете", в Советский союз времен Великой Отечественной войны. Здесь немецкий солдат (Адриан Тополь) пытается объясниться в любви русской девушке Полине (Светлана Иванова), пока у них еще есть время. Подобное кино и впрямь могло быть сделано только сегодня – вообразить такую вольность во времена СССР кажется невозможным. И, наконец, порождение постмодернизма, не лишенное голливудских амбиций и полное аллюзий и цитат из советских военных фильмов, кино под названием "Мы из будущего" завершает этот список. Борман (Данила Козловский) выпивает два стакана спирта, вспоминая кадры из фильма "Судьба человека". А возвращение героев из прошлого в наш век напрямую отсылает зрителя к эпизоду из "Зори здесь тихие" – когда старшина Васков возвращается на место военных действий через годы после гибели его боевых товарищей. Пускай, не самое точное и на первый взгляд легковесное, произведение Андрея Малюкова не вызывает ощущения спекуляции на ценностях – и потому не оскорбляет, а напротив, возносит память о павших воинах на новую высоту. По материалам: dni.ru
|