Невесты богов
Стриптиз многие считают символом падения нравов XX века, но это не так. Прежде всего потому, что искусство это зародилось несколько тысячелетий назад. Например, в древней Индии, известной своей чувственностью, танец с раздеванием был частью религиозного культа. Небесные танцовщицы-апсары в индийской мифологии были женами богов. Их скульптурные изображения соседствуют в индуистских храмах с эротическими барельефами из Камасутры. Земным воплощением апсар считались танцовщицы-девадаси, танцы которых рассказывали о любовных встречах богов с земными женщинами.
Танцовщицы стриптиза жили при самых богатых и посещаемых храмах и не имели права выходить замуж. Родители сами посвящали своих дочерей богам. С пяти-шести лет девочки жили отдельно от семьи и обучались таинствам танца. Это занимало много времени: ведь каждый жест танцовщицы имел особый чувственный смысл. На церемонии посвящения в девадаси - символическом бракосочетании с богом - девушки должны были полностью раздеться.
Чтобы преодолеть стыдливость юных "невест", жрецы использовали одурманивающие благовония. Девадаси очень заботились о совершенстве своего тела. Чтобы грудь не теряла формы, девушки надевали на нее специальный легкий деревянный каркас из двух половинок, застегивающийся на спине. Он был украшен позолотой и бриллиантами и подчеркивал все прелести юного тела. Иногда девушки скидывали его и танцевали стриптиз обнаженными до пояса.
Классические танцы
Еще круче стриптиз шоу были в Древней Греции. Гетеры, жрицы богини Афродиты, перед танцем располагали складки на хитонах так, чтобы в нужный момент одежда соскользнула с тела. Умение ловко раздеться перед публикой преподавали наравне с науками в специальных школах, самая крупная из которых находилась в Коринфе. При помощи стриптиза жрица должна была довести зрителей-мужчин до оргазма. Полученное таким образом семя приносили в жертву богине любви. При этом зрители не могли ни прикасаться к танцовщице, ни даже двигаться с места.
Затем, однако, традиция была забыта на многие века. И возрождаться стала лишь к началу XX века, когда западная буржуазия начала позволять себе все более смелые развлечения. До этого вполне эротическим зрелищем слыл балет. Ведь в мире, где женщины носили только длинные платья и даже любовью с мужем занимались в ночной сорочке, балерина выглядела весьма возбуждающе.
Впрочем, по отдельным неясным упоминаниям искусство эротического танца (правда, в самом примитивном виде) в России процветало в крепостных театрах. Одно из немногих сохранившихся документальных свидетельств - докладная записка в архиве Священного Синода, которая повествует о подобном "богопротивном начинании" в театре пермского заводчика Турчанинова в 1827 году.
На баррикады за стриптиз
Официальная же история стриптиза начинается в Париже. Летом 1893 года во время традиционного бала студентов художественных училищ две барышни, разгоряченные атмосферой и шампанским, прыгнули на стол и под звуки музыки стали медленно раздеваться. История сохранила их имена: Манон Лавиль и Сара Браун. Против участников этого бала полиция Парижа завела уголовное дело. Подобные действия вызвали волну протеста среди французских студентов, произошло несколько схваток со стражами порядка, один из защитников свободы раздевания был даже убит. Но в итоге верх одержали студенты: табу на стриптиз было снято.
Одна из самых известных первых стриптизерш - легендарная Мата Хари. До того как заняться восточными танцами, голландка Маргарет Зелле успела побывать и мужней женой, и наездницей в цирке. Индийское имя Мата Хари - "божья танцовщица" - придумал ей хозяин светского салона месье Гримэ, знаток Индии. С его легкой руки Маргарет начала танцевать экзотические танцы. В январе 1905 года она впервые разделась перед зрителями и поразила парижскую публику чувственными изгибами смуглого тела. Сама она особых иллюзий по поводу своих хореографических талантов не питала, признаваясь: "Если люди и приходили на мои выступления, то лишь потому, что я отважилась предстать перед ними без одежды".
Жертва падения нравов
Именно в такой роли в итоге оказался стриптиз. Вы удивлены? Судите сами. Пользоваться широкой популярностью он может в условиях, когда полуобнаженная, и тем более обнаженная женщина - редкое зрелище, когда секс с кем-то, кроме жены, для мужчины проблематичен. Сексуальная революция 50-60-х сделала стриптиз, по большому счету интересным только подросткам.
Посему вряд ли будет преувеличением сказать, что женский стриптиз нынче жив только за счет остатков былых предрассудков. Слишком долго его запрещали и говорили о нем тихим шепотом, поэтому и сегодня посмотреть стриптиз считается "круто" и "по-мужски". Впрочем, "убила" российский стриптиз все та же его пикантная репутация, которая поддерживает интерес к нему. Стриптиз либо вырождался в борделях, либо - невзирая на усилия талантливых хореографов - быстренько загибался, как только зрители понимали, что "снять" понравившуюся девушку не получится.
Подлинно народное искусство
Как говорил персонаж одной популярной советской комедии, "есть мнение, что народные театры скоро вытеснят театры профессиональные". К стриптизу сегодня это относится в полной мере. Ну да, как-то глупо выглядит поехать куда-то и наряду с десятками других зрителей смотреть на танцующую девушку. Никакой тебе эксклюзивности. Но разве не хочется ощутить себя султаном, для которого танцует прекрасная дева? Приватный танец как подарок на день рождения или в честь взаимовыгодной сделки - интенсивно развивающийся жанр.
Совсем народным стриптиз делает то, что сегодня владение неким сексуальным арсеналом считается обязательным для каждой женщины. И умение станцевать стриптиз в эту "обязательную программу" входит. Правда, большинство женщин ограничивается лишь тем, что искренне верит, будто они умеют танцевать. Конструктивное меньшинство записывается в школы стриптиза, которых, кажется, стало уже больше, чем стриптиз баров.
Тайная магия
Да, стриптиз завораживает, даже когда женщина танцует полностью одетой. Дело ведь не в наготе. В чем же его магия? Можно суховато сказать: за столетия истории стриптиза поколения танцовщиц и хореографов кропотливо коллекционировали позы, жесты, движения, взгляды, которыми женщина призывает мужчину. Это древнейший язык тела, который мы забыли под давлением цивилизации - и вот только сейчас вспоминаем.
По материалам: "Мужского журнала Promising"