Многие банки уже возобновили программы автокредитования, но клиентов, готовых воспользоваться такой финансовой услугой, оказалось слишком мало. За прошлый месяц количество выданных кредитов увеличилось очень незначительно.
По данным AUTO-Consulting, в самые сложные для автокредитования месяцы, доля кредитных продаж составляла 3.7%. А сейчас, когда около десяти банков готовы выдавать кредиты и уже провели активные рекламные компании, доля кредитных продаж увеличилась всего до 5,2%. По сравнению с июнем число сделок увеличилось всего на сотню.
Условия кредитования в большинстве случаев схожи. Банкиры требуют достаточно большой первоначальный взнос, минимум 25% от стоимости автомобиля и предлагают достаточно высокие процентные ставки, около 30% годовых в гривне. Выдавать потребительские кредиты в иностранной валюте запрещает норма Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью преодоления негативных последствий финансового кризиса".
Опрошенные эксперты считают, что одной из главных причин, по которой кредиты на автомобили не пользуются популярностью, являются достаточно высокие процентные ставки. При ставке 30% годовых и сроке кредита пять лет, сумма выплат почти в два раза превышает сумму кредита (подробнее о условиях кредитования). Такие условия, естественно, невыгодны для заемщиков. За последнюю неделю количество банков, которые выдают автокредиты, увеличилось. Возобновил кредитование банк «Форум».
По данным компании «Простобанк Консалтинг», сегодня официально принимают заявки на покупку новых иномарок в национальной валюте:
* Индэкс-банк - на кредиты (по программе Renault Finance) под реальные ставки 4,62% (с авансом от 50%), 10,52% (с авансом от 25%) сроком на год; и 24,3%, 23,52%, 25,88% и 26,61% годовых сроками на 2, 3, 5 × 7 лет с авансами от 25%; * Укрсиббанк - предлагает программы кредитования под реальные ставки от 20,09% (классическая схема погашения) до 39,37% (аннуитет) годовых сроком до 5 лет и авансом 40%; * ВТБ (Украина) - на кредиты под эффективную ставку 22,4% годовых, с авансом 30%, сроком на два года на марки КIА, Hyundai, Mitsubishi. А также на автомобили Lexus, Toyota, Nissan, Honda под 27,3%, на два года и 29,83% годовых на один год аванс 30%. А на авто Chevrolet, Opel, Toyota, Nissan, Mercedes-Benz, Chrysler, Jeep, Dodge, Renault, ЗАЗ, Лада, Chery - под 26,01% годовых сроком на год и под 23,36% годовых сроком на два года; * Фольксбанк - на кредиты в гривне с авансом от 40% сроком до 4 лет, под 23,99% реальных годовых (без одноразовой комиссии) и под 24,28% (с одноразовой комиссией 1,99%). Банк предлагает кредиты в гривне и на новые отечественные авто сроком на три года под такие же ставки; * БМ Банк - на кредиты с авансом от 30% под 28,65% реальных годовых сроком на три года, под 28,96% реальных годовых сроком на два года и под 29,85% годовых сроком на один год. Банк предлагает кредиты в гривне и на новые отечественные авто под такую же ставку; * Кредит Европа Банк - на кредиты с авансом от 30% под реальную ставку в 26,65% годовых сроком на три года, 26,68% годовых сроком на два года и 26,64% годовых сроком на год; * Банк «Киевская Русь» выдает кредиты сроками на один, два и три года под 29,54%, 27,88%, 27,95% реальных годовых, с авансом от 30%; * БТА банк - начал предлагать кредиты сроком на 1 и 2 года, под реальные 29,69% и 27,92% годовых, с авансом 60%; * Банк «Форум» возобновил кредитование под 34,04%, 31,38%, 30,45%, 29,68% реальных годовых с авансом от 50% сроком на соответственно 1, 2, 3, 5 лет.
Вторая не менее важная причина - психологическая. Люди не уверены в завтрашнем дне. У них слишком свежа память о массовых сокращениях, произошедших благодаря первой волне кризиса. Более того, сейчас звучат пугающие прогнозы относительно «второй волны». Конечно, многие сомневаются в их обоснованности, но рисковать в нынешней ситуации решаются только самые смелые.
Третья причина вполне материальная. Доходы населения значительно сократились и даже на покупку автомобиля в кредит у многих желающих просто нет средств. Даже самые оптимистично настроенные эксперты говорят, что ситуация с доходами населения улучшится еще нескоро.
Банки тоже не хотят рисковать понапрасну. Получить кредит на автомобиль сейчас гораздо сложнее, чем в докризисное время. Банки скрупулезно проверяют все сведения о заемщике. Для получения положительного ответа от некоторых финансовых учреждений необходимо чтоб официальный доход в три раза превышал сумму ежемесячного платежа.
Доверие к банковской системе в целом подорвано. Многие помнят пересмотр процентных ставок по уже выданным гривневым автокредитам. При этом случаев уменьшения ставок по валютным кредитам зафиксировано не было. Получалась так называемая «игра в одни ворота», в которой банки выигрывают, а заемщики проигрывают.
Деятельность коллекторских компаний тоже не способствовала улучшению репутации украинских банков. Вряд ли кто-то, кто хоть раз пообщался с «вышибалами», собирающими долги, посоветует своим знакомым взять кредит в банке, который их нанял.
Все эти факторы значительно тормозят развитие кредитования, однако банкиры уверены, что для преодоления подобных препятствий необходимо некоторое время. Вполне вероятно, что осенью доля кредитных продаж автомобилей будет значительно больше чем сейчас, а процентные ставки и условия выдачи кредитов будут более привлекательны. По материалам: autonews.rbc.ua
|