Эпизод с россиянкой попал в прессу только 11 августа, хотя само происшествие датируется 2 августа. Британский таблоид The Daily Mail, один из первых распространивших подробности события, сообщил важную подробность: в "Мону Лизу" была запущена кружка с горячим английским (неужели повод для гордости?) чаем. Впоследствии выяснилось, что кружка была пуста, и пронесла ее женщина в сумке, но куда более сдержанная, чем The Daily Mail, газета The Guardian все-таки утверждает, что хотя бы кружка была английского производства. Ох уж эти давние англо-французские счеты. Как бы то ни было, туристка спокойно сдалась охранникам, а те передали ее полиции. Даму допросили, убедились в том, что с ней все более или менее в порядке, и отпустили восвояси. Однако какие-то юридические последствия у происшествия будут: Лувр подал жалобу, поскольку в дело была вовлечена полиция.
Съемочная группа перед картиной "Мона Лиза" в Лувре
Самый посещаемый музей мира (8,5 миллиона туристов в год) с "Моной Лизой" натерпелся достаточно, чтобы постараться обезопасить самую знаменитую картину на свете от любых покушений. Главный ужас работников Лувра, разумеется, - кража. "Мону Лизу" украли в 1911 году, и скандал - даже по меркам начала XX века - получился оглушительный. История была по-своему очень красива, некоторые технические подробности ее с большой иронией воспроизведены в знаменитой комедии "Как украсть миллион" с Одри Хепберн и Питером О'Тулом.
Картина Луи Беру "Мона Лиза" в Лувре".
Бывший работник музея Винченцо Перуджа пришел в Лувр в воскресенье, 20 августа 1911 года, и спрятался там на ночь. В понедельник музей не работал, о чем Перуджа, конечно, знал. Он совершенно спокойно вышел из укрытия, надел белый халат, такой же, какие носят музейные работники, снял картину со стены, вынул доску из рамы ("Мона Лиза" написана маслом по доске размером 77 на 53 сантиметра), засунул картину под халат и, воспользовавшись отлучкой сторожа, вышел из Лувра и отправился домой. Во вторник, 22 августа, в музей заглянул художник Луи Беру, который собирался написать картину "Мона Лиза" в Лувре" и обнаружил только железные колышки на стене. Беру поинтересовался у охраны, куда делся шедевр Леонардо. Ему сказали, что работу забрали фотографы. Настойчивый Беру обратился к более высокопоставленному сотруднику музея, и вместе они убедились, что никакие фотографы "Мону Лизу" не фотографируют. И вот тут начался кошмар. Лувр закрылся на неделю, полиция допросила всех, включая Винченцо Перуджу, который, впрочем, смог предоставить алиби, которому сыщики поверили. Поэта Гийома Аполлинера, который как-то посоветовал сжечь Лувр, даже на неделю посадили в тюрьму. Подозревали, на всякий случай, и Пабло Пикассо.
Перуджа два года хранил картину в сундуке в своей парижской квартире. Затем вместе с "Моной Лизой" он отправился в Италию и попытался продать ее одному галеристу. Тот сразу заподозрил, что именно попало ему в руки, пригласил директора Уффици, и вдвоем они уговорили Перуджу оставить картину им. Он согласился, и вскоре его арестовала полиция. В 1913 году "Мона Лиза" вернулась в Лувр. Мотивы Перуджи остались непроясненными: возможно, он хотел вернуть "национальное достояние" на родину, не зная о том, что работу Леонардо самым законным образом купил французский король Франциск I. Впрочем, в Италии Перуджу назвали национальным героем, и в тюрьме он провел считанные месяцы.
Еще одним тревожным годом для "Моны Лизы" был 1956-й, когда какой-то сумасшедший плеснул кислотой в картину, выставленную в городе Монтобан (там работники Лувра прятали ее в годы войны). 30 декабря того же года молодой боливиец ловко швырнул в картину камнем, отщепив кусок краски возле локтя Джоконды. После этого охрана шедевра была радикально усилена, и больше уже ничего страшного с ней случалось. Разве что ее популярность выросла настолько, что теперь ее хранят в специальном контейнере за толстенным пуленепробиваемым стеклом, и миллионы посетителей без устали фотографируют ее в малохудожественных бликах.
Эпизод с кислотой жутким образом аукнулся в Эрмитаже в 1985 году, когда душевнобольной человек проткнул в нескольких местах ножом "Данаю" Рембрандта, а затем облил ее серной кислотой. Пострадало почти 30 процентов холста; реставрация его заняла 12 лет.
Судя по музейным анналам, большинство вандалов, когда-либо покушавшихся на произведения искусства в музеях, были мужчинами. Но есть и исключения. Так, в 1914 году в лондонской Национальной галерее воинствующая суфражистка Мэри Ричардсон разбила стекло, закрывавшее бесценную картину Диего Веласкеса "Венера с зеркалом", и проткнула ее в нескольких местах ножом. Ричардсон объяснила свой поступок желанием привлечь внимание к голодовке другой суфражистки - Эммелин Панкхерст. 40 лет спустя после событий в Национальной галерее Ричардсон рассказала, что помимо политики ею двигало еще и отвращение к мужчинам, которые "глазели" на обнаженную Венеру "целыми днями".
Английские суфражистки не брезговали уголовно наказуемыми методами привлечения внимания, в частности поджогами. Кроме того, они копировали наиболее удачные акции, и одна неуравновешенная дама ухитрилась повторить подвиг Ричардсон, напав на картину в Национальной портретной галерее. Дело, напомним, происходило в начале XX века, когда никакой политической корректности не было и в помине, так что музеи на время просто закрыли для женщин, а через некоторое время разрешили им туда заходить исключительно в сопровождении мужчин.
Последнее очень громкое дело с участием женщины и картины произошло в 2007 году, когда французская художница камбоджийского происхождения Сэм Ринди поцеловала в авиньонской галерее картину современного художника Сая Туомбли. След красной помады на белом полотне стоимостью 2 миллиона долларов обошелся автору "акта любви" в полторы тысячи евро. К счастью, ни после этой истории, ни после случая в Лувре никто музеи от женщин закрывать не собирается. В конце концов, дева в беде, она же женщина на грани нервного срыва - это вечный сюжет.
Источник