Народный депутат, член парламентской фракции Партии регионов, министр топлива и энергетики в Оппозиционном правительстве Юрий Бойко в ходе видео-онлайн-конференции на From-UA ответил на вопросы ее участников.
Приведем некоторые из этих ответов.
- Юрий Анатольевич, поясните, почему транзит газа для Украины стал убыточным? Как получается, что везде в мире это дело прибыльно, а у нас убыточно? - Истоки этого явления надо искать в подписанном 19 января так называемом газовом контракте, когда была установлена беспрецедентно высокая цена газа для нашей страны. Фактически она была процентов на 20% выше, чем в то же время получала Европа, и одновременно стоимость транзита российского газа по нашей территории оказалась в 2 раза ниже, чем аналогичная стоимость в Европе для европейских компаний. Как раз эта ущербность и привела к тому, что транзит газа стал убыточным с учетом стоимости закупки технологического газа для осуществления самого транзита российского газа в Европу.
Это соглашение, пожалуй, можно оценить как самое невыгодное за всю историю независимой Украины. Причем были выставлены беспрецедентно жесткие штрафные санкции к нашей стране по выборке объема газа – 300% от стоимости невыбранного газа летом, и 150% - зимой. И по этому контракту нам нужно платить, если мы не выбрали необходимый объем газа.
И в то же время с нашей стороны ни одной штрафной санкции к российским партнерам, в случае, если снижается транзит российского газа через территорию Украины, нет. А фактически за первое полугодие транзит газа по нашей территории в Европу снизился в 1,7 раза по сравнению с объемами прошлого года. Но ни одной штрафной санкции наши горе-руководители не заложили с тем, чтобы их можно было предъявить нашим партнерам, чтобы восстановить справедливость.
- Уважаемый Юрий Анатольевич, в настоящее время электрическая энергия, производимая на АЭС Украины, никому не нужна. Энергоблоки АЭС простаивают. Эта ситуация создана искусственно. Кроме того, это - нарушение законодательства Украины, а также нарушение условий лицензии на эксплуатацию атомных энергетических установок, выданной ГКЯРУ для ГП НАЭК «Энергоатом». Считаете ли Вы такое положение вещей в атомной энергетики Украины нормальным? - Я считаю, что то, что происходит в атомной энергетике, это неправильно. В Украине самая дешевая электроэнергия действительно получается на наших ядерных блоках. У нас их 15, и половина электроэнергии страны производится именно там. И в первую очередь, чтобы облегчить работу промышленности в условиях кризиса, надо эксплуатировать ядерные энергоблоки - для того, чтобы была дешевая электроэнергия, а соответственно снижена доля энергоносителей в себестоимости продукции и повышена конкурентоспособность наших предприятий.
По идее, в это сложное время у нас все эти блоки должны работать, а они остановлены, потому что нет в правительстве человека, который отвечает за баланс энергоносителей в стране. У нас есть избыточное количество угля. Нужно решать, что с ним делать – отправлять на экспорт или использовать у себя на переработку. Но правительство, не имея профессиональных кадров, пошло по самому простому пути: оно покупает очень дорого уголь, чтобы выполнить какие-то свои популистские обязательства, останавливает ядерные энергоблоки. В итоге на дорогом угле работают дорогие ТЭС, а ядерные блоки, которые могут существенно повысить конкурентоспособность нашей продукции, простаивают. Это неправильно, это придется исправлять.
- В ситуации, которая определяется украино-российскими отношениями в газовой сфере, есть еще одна жизненно заинтересованная сторона - европейские страны, поскольку большая часть российского газа идет в Европу через территорию Украины. Чего ожидать нашим близким и более далеким соседям по континенту будущей осени и зимой? /перевод на рус. авт. разм. ст.
/
- Действительно, ситуация, которая сложилась в прошлом году, в этом году и три года тому назад - в 2005-2006 годах, - очень испугала европейских потребителей. Они поняли, что является заложниками отношений между нами и нашими российскими партнерами. И если не будет найден прагматичный механизм расчетов, не будет заинтересованности наших партнеров в этом бизнесе, то повторения конфликта следует ожидать опять. Потому что контракт, который был подписан 19 января, не дает нашей стране возможности рассчитываться в полном объеме и использовать наши транзитные мощности так, как это нужно.
Поэтому нужно находить понимание с российскими партнерами, подключать Евросоюз также как партнера в эту, скажем так, общую программу «ЕС - Россия - Украина». Только когда будут учтены интересы всех три сторон, эта программа будет прогнозироваться, и конфликтов не будет. Если же поступить так, как это сделало наше правительство, подписав в Брюсселе декларацию с Евросоюзом без России, то это, можно сказать, была такая мягкая пощечина со стороны ЕС для России. Но без третьей стороны, владельца ресурсов, никакие договоренности не сработают. Это была ошибка нашего правительства и ЕС, что они не пригласили к этим договоренностям Россию. Я считаю, что только тогда, когда вместе будут работать и находить общие решения три стороны - Россия, Евросоюз и Украина, - европейские потребители будут застрахованы от повторения конфликта.
- Юрий Анатольевич, как все-таки стабилизировать украино-российские отношения в газовой сфере? Существует ли какой-то надежный механизм для того, чтобы жить без заострений и отключений - и нам, и всей Европе? А если он есть, то почему до сих пор он не введен в строй? Что для этого нужно, что мешает? /перевод на рус. авт. разм. ст.
/
- Нужно просто взять контракт, который работает, скажем, между российским „Газпромом” и немецким „Рургазом” или „Газ де Франсом”, или еще с какой-то известной европейской компанией, и перенести эти условия как в части платежей, так и в части транзита в нашу страну, не придумывая ничего особенного. Настоящие контракты отработаны и отшлифованы десятилетиями, в них учтены все составляющие, и они будут работать.
Второе - нужно навести порядок у себя дома для того, чтобы не было субсидирование и разницы между теми ценами, за которыми газ продается для теплокомуненерго и закупается импортированный газ. А людям, которые не могут платить повышенные тарифы, нужно предоставлять субсидию из государственного бюджета, как это делается в любой стране.
Дальше - для того, чтобы зафиксировать для нас количество транзита через нашу территорию, нужно договориться и создать международный консорциум между ЕС, Россией и Украиной. Этот консорциум должен работать на нашей газотранспортной системе и гарантировать ее загрузку и транзитную плату, достаточную для того, чтобы ГТС была реконструирована. То есть так, как работает любая система, скажем, в Дании, Голландии, Германии и других странах мира. То есть нужно реформировать за принципами работы Европейского Союза наш газовый рынок и наши отношения с РФ и Евросоюзом.
- Почему в Украине не внедряются парогазовые установки? - К сожалению, государственной программы финансирования энергосберегающих технологий у нас в последнее время нет, потому что из-за неудовлетворительной работы экономики бюджета хватает только на выплату зарплат. И парогазовые установки, как одна из наиболее перспективных форм переработки газовой энергии, у нас внедряются очень мало и точечно, в основном частным бизнесом.
Если развивать в нашей стране альтернативную энергетику, то на первое место можно поставить малую гидроэнергетику, ветряные станции, парогазовые установки, традиционную ядерную энергетику и т.д. Такая программа должна быть. Собственно говоря, она у нас была, и первые шаги мы в этом отношении сделали, когда приняли закон о «зеленом тарифе». Нужно просто это продолжать. Сегодняшнее правительство этого делать не может, потому что имеет очень ограниченные возможности бюджета.
- Юрий Анатольевич, каковы плюсы и минусы от передачи газораспределительных сетей на баланс дочернего предприятия НАК – «Нафтогазмережи»? Не планируется ли создание параллельных государственных, коммунальных газораспределительных предприятий? - На самом деле то, что затеяло сегодняшнее правительство с перераспределением собственности - а иначе это не назовешь, - может изменить положение потребителей только в худшую сторону. Вместо того чтобы заниматься финансовым балансированием этих организаций, обеспечением безопасности и надежности их работы, правительство начинает заниматься перераспределением собственности. Как правило, в такой ситуации забывают о главной задаче этих организаций - надежном и безопасном газоснабжении и упускают моменты, которые жизненно важны для людей, потребляющих газ.
Я не вижу, чтобы какие-либо действия нынешнего правительства были направлены на защиту интересов людей, в том числе и в этой сфере. Это просто очередной передел собственности, инициированный Тимошенко для того, чтобы бороться с политическими оппонентами.
- Юрий Анатольевич, скажите , пожалуйста, поднятие цены на газ на 20% действительно является вынужденной необходимостью. Есть же газ, добываемый в Украине, объем добычи которого покрывает потребности населения. - Мы очень много слышали деклараций от правительства о том, что цена газа не изменится. А когда надо было получать деньги от МВФ, было требование МВФ, чтобы цены на газ для населения были рыночными. Ведь что очень важно в цене газа, который добывается у нас в стране? Очень важно, чтобы та цена, по которой газ продается, учитывала инвестиционную составляющую, которая позволяет увеличивать добычу этого газа. Ведь если мы не добываем больше газа у себя в стране, мы больше денег тратим на импортный газ, то есть кормим другого потребителя, а свою промышленность недогружаем.
Поэтому наиболее реальный выход из этой ситуации, и это, кстати, мы делали, - это просто уменьшить налоговую нагрузку на газодобывающие предприятия, за счет этого они могли направить высвободившиеся средства на увеличение добычи. А просто тупое поднятие цены ничего не даст, люди просто перестанут платить за газ. Мировой опыт показывает, что если человека заставляют платить за коммунальные услуги больше 15% его дохода, то он просто перестает платить. Это не только у нас, это и в Европе, и в Америке, и везде. Причины надо искать в снижении налоговой нагрузки на газодобывающие предприятия и увеличении собственной добычи газа. Это уже было. Мы шли по правильному пути, и когда правительство Виктора Януковича было у власти, у нас никогда не росла цена на газ для населения.
- Объясните, почему при падении в гривневом эквиваленте цен на нефть цены на бензин остаются прежними, а то и растут? - На самом деле есть три причины, почему у нас выросла цена на бензин этим летом, хотя везде в мире она снижается. Первая причина – это рост курса доллара, потому что примерно половина бензина и дизельного топлива закупается за рубежом. Это ущербная для нас ситуация, поскольку еще 2 года назад мы за рубежом закупали только 25% нефтепродуктов. Большей частью закупали сырую нефть, перерабатывали ее на своих заводах и выпускали готовые нефтепродукты здесь. Сейчас мы сели на импортную иглу, и любое колебание доллара к гривне сказывается на закупочной цене импортных нефтепродуктов.
Вторая причина роста цен - абсолютно непрофессиональные действия правительства в части координации цен на внутреннем рынке нефтепродуктов. Экспертно-аналитическая группа, которая работала при нас и готовила соответствующие расчеты для всех участников рынка нефтепродуктов, сейчас превратилась в механизм общения с трейдерами. Она уже не руководит этим процессом, а просто присутствует и смотрит, как растут цены.
Третья причина - это монополизм определенных политических сил на рынке нефтепродуктов, союзников премьер-министра, и заработок этих политических сил на избирательную кампанию Тимошенко. Я имею в виду «Укрнефть» и другие компании. Вот три причины, по которым наш потребитель получил увеличенную цену на нефтепродукты.
- Кабмин решил возобновить приватизацию, в частности, речь идет о продаже осенью госпакетов акций облэнерго. Нужно ли продавать госимущество в период мирового кризиса, когда инвестиционная активность снижена по всему миру и когда за объекты Украина получит в лучшем случае в разы меньше, чем могла бы получить в благополучные времена? - Безусловно, в период кризиса никакой хозяин ничего не продает, а старается сохранить и выждать момент благоприятной конъюнктуры. А действия правительства продиктованы одним: вместо того, чтобы заниматься экономикой, ее поднятием, лучше продать оставшуюся государственную собственность, продержаться некоторое время до выборов, а там хоть трава не расти. Это, к сожалению, визитная карточка сегодняшнего правительства и премьер-министра - жить сегодняшним днем, не думая о последствиях. Мы категорически против этой распродажи, потому что понимаем, что особых денег страна за это не получит, а все те деньги, которые даже будут выручены, пойдут на предвыборную программу нынешнего премьер-министра, а не достанутся людям.
- О том, что украино-российские газовые соглашения начала года ведут к социальной и экономической катастрофе, Вы заговорили первым, сразу после их подписания в январе. Сегодня в Украине это - практически свершившийся факт. О роли газовых соглашений от Тимошенко в падении украинской экономики сейчас заговорили в ведущих инвестиционных и банковских компаниях мира (в частности, об этом прямо говорят в «Меррилл Линч» и Дойче Банк). Что в практическом плане будет означать для нашей экономики уже четко обозначившееся «сильное похолодание» в отношении к нам ведущих мировых инвесторов? - Я думаю, что инвесторы хотят видеть прогнозируемость и последовательность в действиях правительства. А когда сегодня говорится одно, завтра - другое, а делается вообще третье, ни о каких инвестициях речи быть не может. В первую очередь нужно наводить порядок в своей стране, менять правительство, менять власть, чтобы пришедшие люди понимали всю степень ответственности за свои действия, в том числе, и за подписание тех соглашений.
Я могу привести пример, что когда Президент говорит одно, премьер-министр - другое, а глава «Нафтогаза» - третье, ни о каких выгодных соглашениях речи быть не может. Нет единой позиции в стране на внешнем уровне. У нас такого не было. При всех противоречиях с Президентом премьер-министр Виктор Янукович, осознавая меру ответственности, по ключевым позициям находил выгодные решения для государства. Поэтому удавалось практически по всем направлениям добиваться реального прогресса в экономике и в жизни людей.
- Скажите, пожалуйста, почему ПР, у которой есть все возможности прекратить весь этот бедлам в государстве, ушла в глубокое подполье? Ведь промедление в отстранении от власти оранжевой чумы может обернуться необратимыми процессами, ведущими к расколу Украины. Те кредиты, которые Тимошенко набрала по всему белому свету, обернутся непоправимой бедой для всего населения страны. Платить по счетам придется нашим детям и внукам. - Сейчас очень серьезная обстановка в стране, и какие-либо радикальные действия со стороны либо оппозиции, либо правящей коалиции могут привести уже к реальному расколу, к чему, собственно говоря, и подводит нас ситуация. Поэтому мы очень осторожно и бережно относимся к пусть хрупкому, но все-таки гражданскому миру, который есть в нашей стране. Потому что радикальные действия могут спровоцировать конфликт, который может просто разделить страну. Только с этим связана наша осторожная позиция и отсутствие каких-то массовых публичных акций, которые, казалось бы, уже можно проводить в этой ситуации. Я думаю, что мы конституционным путем уберем оранжевую коалицию от власти, и на президентских выборах народ скажет свое слово.
Знаете, при всех экономических проблемах, которые есть в стране, на первое место сейчас выходит массовая коррупция. Такого уровня коррупции, как при оранжевой власти, которая много говорила о чистых руках и вымытых ногах, мы не знали никогда. И люди это чувствуют, потому что платить им приходится за все, начиная от справок и заканчивая другими вещами в бюджетной сфере. Это самый главный бич, который придется долго и упорно искоренять после того, как мы уберем от власти оранжевую коалицию.
- Почему бы вместе с президентскими выборами не провести и парламентские? Выгода для страны: новый президент – Янукович, новая коалиция под руководством Партии регионов. Это избавит Украину от политических конфликтов, из которых мы никак не можем выбраться вот уже пять лет. - Я думаю, что сразу после президентских выборов будут парламентские. По одной причине – парламент в том виде, в котором он сейчас существует, неработоспособен. Нет большинства ни у одной из сторон, и принципиальные вопросы, которые надо принимать, особенно в условиях кризиса, не решаются. Поэтому я думаю, что так это и будет – сразу за президентскими будут и парламентские выборы.
- Почему Партией регионов не организовано ни одного значительного протеста в защиту русского языка, против своеволия министра образования Вакарчука? - Могу сказать сразу, что когда прошла эта так называемая кампания независимого тестирования, мы тут же зарегистрировали постановление Верховной Рады об отстранении от работы министра образования Вакарчука. К сожалению, тут началась игра. Казалось бы, коммунисты должны были нас поддержать, но пока не поддержали. Все, кто заинтересован, а я думаю, что таких депутатов есть достаточное количество и в БЮТ, и в «НУ-НС», и в Блоке Литвина, которые тоже чувствуют себя ущербными от того, что их, скажем так, ломают через колено, заставляя говорить на украинском языке, тоже должны были нас поддержать. Но пока мы боремся одни. И наша позиция наиболее прозрачная и прямая – мы зарегистрировали постановление об отстранении Вакарчука от работы, и считаем, что этот человек не может работать на должности руководителя Министерства образования. Как только в сентябре Верховная Рада возобновит работу, мы продолжим эту работу, и очень надеемся, что наши партнеры нас в этом деле поддержат, коммунисты и все здравые силы в парламенте.
- Как вы думаете, зачем действующая власть вбивает в головы наших граждан образ врага в лице России? И как Россия может отреагировать на это? - Я думаю, власти России заинтересованы в сохранении и развитии отношений с Украиной на взаимовыгодной прагматичной основе. Ну, а что касается антироссийской истерии, которая насаждается нашим политическим руководством, в первую очередь Президентом и премьер-министром, и их окружением, то как раз в последние пять лет, во время нахождения у власти оранжевой коалиции, это стало своего рода визитной карточкой.
Оранжевые считают, что патриот - это тот, кто ругает Россию. А кто говорит, что Россия соратник, друг и партнер, тот, по их мнению, предает интересы Украины. А на самом деле мир давно глобализировался, все страны ищут контактов, а не входят в конфронтации. И мы видим массу примеров, когда враги в прошлом находят общий язык и выстраивают равные и дружеские отношения. И в этой связи нам сам Бог велел с Россией, с которой мы имеем совместные исторические, культурные и экономические корни, дальше выстраивать нормальные отношения.
Наша партия как раз является локомотивом таких отношений, и мы выступаем за то, чтобы они были нормализованы. Я думаю, что в ближайшее время, после смены власти и победы нашего Лидера Виктора Януковича на президентских выборах ситуация в отношениях с Россией коренным образом изменится к лучшему.
Источник