Бесплодие — проблема, невольными жертвами которой становится все больше супружеских пар. Молодые, казалось бы, полностью здоровые и успешные люди по каким-либо причинам не могут обзавестись потомством.
Нередко это приводит к проблемам, взаимным упрекам и даже разводу. Но далеко не всегда — пройдя вместе через множество испытаний, многие семьи только укрепляют свои чувства и не отказываются от мысли о ребенке. Последней надеждой для некоторых становится суррогатное материнство, официально разрешенное и практикующееся в России.
Бесплодие — очень общее определение для множества частных случаев, за каждым из которых стоит собственная история, собственная боль. Невозможность иметь детей может быть врожденной или приобретенной особенностью одного из супругов, и медицина не всегда бессильна — очень часто компетентное и своевременное медикаментозное или операционное лечение позволяет вернуть утраченное. В случае, если беременность не наступает естественным образом, несмотря на то, что оба родителя способны производить жизнеспособные половые клетки, врач может предложить «помочь природе» и провести, к примеру, подсадку в матку жены оплодотворенного спермой мужа эмбриона.
Однако нередки случаи,
когда ни терапия, ни перенос в матку «готового» зародыша не дают долгожданных результатов. Еще в худшем положении оказываются женщины, репродуктивная система которых подвергалась оперативному вмешательству или пострадала в предыдущих родах: под вопросом их способность выносить и родить малыша. И таким, обреченным на бездетность мужьям и женам, остается еще один шанс — обратиться за помощью к женщине, в теле которой зародыш, созданный их яйцеклеткой и спермой, «созреет», чтобы появиться на свет.
Суррогатная мать, или сурмама, как их нередко ласково называют, соглашается выносить и произвести на свет биологически чуждого ей ребенка, фактически являясь совершенным, созданным самой природой инкубатором для человеческого потомства. Генетические родители малыша юридически являются его единственной семьей, именно им он передается на воспитание вскоре после рождения (как только врачи разрешат выписку из роддома).
За исключением тех редких случаев, когда бесплодные семьи обращаются за помощью к родственницам, суррогатное материнство — полноценный бизнес со своими законами, посредниками, рисками и аферистами. Сегодня стандартное вознаграждение сурмамы по итогам родов составляет 8-10 тыс $, кроме того, биологические родители по договоренности оплачивают ее медицинские, коммунальные, гастрономические и прочие расходы. Подавляющее большинство суррогатных матерей проживают в регионах или бывших союзных республиках. Они либо самостоятельно предлагают свои услуги в газетах и через интернет, либо сотрудничают со специализированными юридическими и медицинскими учреждениями. К сожалению, в обоих случаях существует возможность пасть жертвой обмащиков — периодически в сводках новостей появляется информация о розыске или судебном преследовании лиц, замешанных в «суррогатном мошенничестве».
Но это не значит, что суррогатное материнство отличается исключительной криминогенностью и относится к «черному рынку». В нашей стране женщина имеет закрепленное законом право забеременеть генетически чужим ребенком, выносить его и отдать на воспитание без всяких последствий и препон.
Как показывает статистика, искуственное оплодотворение и имплантация эмбриона на этих условиях даже несколько более эффективны, чем при стандартной процедуре экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), и, кроме того, велик шанс возникновения многоплодной беременности. Эта возможность, как и прочие риски и непредвиденные обстоятельства, учитываются при оформлении юридических документов между биологической семьей и суррогатной матерью. Именно поэтому грамотный юрист — второй по значимости человек в этом процессе, своего рода «суррогатный отец».
Россия относится к тому небольшому числу стран, где разрешено коммерческое суррогатное материнство, при котором женщина вынашивает полностью чуждого ребенка, т.е. не является донором яйцеклетки. Кроме нашей страны туда входят некоторые штаты США, Украина, Грузия, ЮАР. Вторую группу держав (Великобритания, Дания, Канада, Австралия, Израиль, Испания, Голландия) объединяет то, что они приемлют сам институт суррогатного материнства, но только на безвозмездной основе (по договоренности биологические родители могут возмещать некоторые текущие расходы сурмамы). В Австрии, Германии, Швеции, ряде штатов США, Норвегии, Франции и Швейцарии суррогатное материнство официально запрещено по этическим, моральным и религиозным причинам. Но как показывает практика, это не значит, что граждане этих стран отказываются от возможности привлечь к вынашиванию своего генетического ребенка молодой здоровой женщины. Они вынуждены искать лазейки в законодательстве или, пробираясь через бюрократические дебри, усыновлять собственного малыша.
Можно долго обсуждать моральные аспекты суррогатного материнства. Безусловно, эта процедура не общедоступна, позволить ее себе могут только очень обеспеченные пары. Кроме того, неоднозначную реакцию вызывает сам подход к физическому материнству как к договорной работе. Но факт остается фактом — для многих людей существование суррогатных матерей становится единственным в жизни шансом испытать счастье родительства. А это довольно сильный аргумент.
Кстати, многие звезды официально заявляют о том, что воспользовались услугами суррогатной матери. Благодаря такой женщине недавно стал отцом знаменитый певец Рики Мартин, а буквально месяц назад актриса Сара Джессика Паркер и ее муж Мэтью Бродерик стали родителями близняшек Табиты и Марион, появившимся на свет из замороженных много лет назад половых клеток Сары и Мэтью. Актерская пара воспитывает шестилетнего Джеймса и отчаялась обзавестись последующими детьми традиционным способом. Малышек выносила 27-летняя бисексуальная байкерша Мишель Росс. Семья никак не комментировала свой выбор сурмамы, однако известно, что это вторые роды Мишель — несколько лет назад она родила ребенка для гомосексуальной пары. Девочки полностью здоровы и очень похожи на папу.
Источник