"Суд Линча"Возник и долгое время существовал в США как реакция обычных людей на преступный беспредел. В России его бы назвали самосудом. Традиционно считается , что "суд Линча" действовал только в отношении чернокожих, но это не так. Например, в августе 1915 г. линчеванию подвергся еврей Лео Франк, изнасиловавший несовершеннолетнюю. В марте 1891 г. 11 членов итальянской преступной группировки г. Нью-Орлеан.
Зачастую к линчеванию приглашали газеты, а охрана тюрем не препятствовала вооруженным людям вытаскивать из камер заключенных. Имена организаторов и участников "судов Линча" остались в истории и никогда особо не скрывались. Сами казни часто фотографировались и фотоснимки рассылались как почтовые открытки. Хотя во многих случаях акты линчевания м.б. нравственно и оправданы, все же все они - противозаконны. Потому очень странно слышать разглагольствования о "правах человека" и "гарантиях неприкосновенности личности" от представителей государства, в котором практика народного самосуда многие десятилетия оставалась нормой и прекрасно уживалась с демагогическими тезисами Конституции .
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНАПроисхождение
слова "линчевание" относится к концу XVIII века. Историки до сих пор
спорят, от какого из двух Линчей пошел термин. Одни стоят за полковника
иррегулярных войск американских колонистов
Чарльза Линча (1736 - 1796),
другие - за виргинского плантатора капитана
Уильяма Линча (1742-1820).
Первый
в ходе Войны за Независимость прославился тем, что сформировал
собственный суд в округе Бедфорд и внедрял порядок и закон посредством
веревки. Жертвами наведения порядка обычно становились сторонники
английского короля. К чести Чарльза Линча надо сказать, что он не вешал
всех попавших к нему на суд без разбора, а сначала выслушивал суть дела
и принимал решение. К тому же, в обстановке тогдашнего хаоса ему
удавалось поддерживать относительный порядок. Не стоит забывать, что в
стране фактически шла гражданская война - вопреки сусальным
голливудским киноверсиям тех событий, вроде фильма "Патриот",
американцы в массе своей вовсе не горели желанием встать и сбросить
колониальное ярмо. Многие поддерживали англичан, ну а о том, что
любителей поживиться в обстановке смуты найдется немало, и упоминать не
стоит.
Второй
Линч, плантатор, также прославился внесудебными расправами, но в
основном над рабами-неграми. Обвинять Уильяма Линча в животном расизме
бессмысленно - он был человеком своего времени, и для него, как и для
подавляющего большинства американского населения, негр и белый являлись
принципиально разными существами. Плантатор Линч верил, что он защищает
закон и содержит свои "одушевленные вещи" (именно так тогда
воспринимали негров) в должном порядке. Опять же не стоит представлять
его маньяком, который начинает каждое свое утро с жестокой казни
кого-нибудь из рабов - раб в первую очередь являлся ценным имуществом,
и просто так разбазаривать его не позволял элементарный здравый смысл.
Как указано в
Энциклопедии Брокгауза и Ефрона «происхождение термина в точности неизвестно. Американские лексикографы обыкновенно относят происхождение обычая к виргинскому фермеру XVII в. по имени Линч,
который, поймав преступника, обыкновенно расправлялся с ним собственной
властью, наказывая его плетьми. Он же, если верить преданию, по просьбе
соседей исполнял у них должность судьи для ускоренного наказания
преступников.
Этой же версии придерживаются авторы статьи
«Линчевание в США» с факультета международных отношений СПбГУ со ссылкой на американские источники:
«Понятие «суд Линча» или линчевание произошло от имени Чарльза Линча, землевладельца в Вирджинии,
в 1790 году. Линч проводил расправу над нарушителями закона.
Рабовладельцы часто осуществляли расправу над своими рабами, но понятие
линчевание включало в себя больше, чем расправа над рабом. Жители брали
на себя роли судьи, присяжных и палача и казнили преступников толпой»
Другие исследователи названия суда Линча производят от Джемса Фицстефена Линча,
который, будучи мэром в Гальвэе (в Ирландии), в 1493 г., по преданию,
"повесил собственного сына своего за обман и убийство путешественников,
не руководствуясь военным или гражданским законом, а в добрый пример
для потомства"[xv]. Третье объяснение исходит из англосаксонского устарелого глагола linch — "бить палицей", "бичевать"
и т. п., которое в сродном с первоначальным значении сохранилось у
переселенцев в Америке, как и многие другие слова, давно уже вышедшие
из употребления в Великобритании.
В
России премьер Петр Столыпин "подарил" свою фамилию вагону для
арестантов, а с легкой руки журналистов в обиход вошло понятие
"столыпинский галстук" - то, на чем вешали бунтовщиков в 1905-1906
годах. То же случилось и с Линчами - их фамилия превратилась в глагол
"линчевать", появились понятия "суд Линча" и "право Линча". Линчеванием
постепенно стали называть в принципе всякий самосуд, как связанный с
жестокими издевательствами над осужденными, так и нет. Речь шла о
расправе в отсутствие представителя законной власти, например, шерифа
или окружного судьи, которую устраивал отдельный человек, или группа
людей, взявшие на себя право вершить суд, при попустительстве и
открытом одобрении агрессивно настроенной толпы зрителей.
СУД ЛИНЧА ИЛИ ЛИНЧЕВАНИЕ как «первая система уголовных наказаний» Несмотря
на то, что вокруг имени исторического прародителя термина велись и
ведутся споры, "Судом Линча" стали называть сам факт самосуда, а всю
систему неписаных правил линчевания - "правом Линча". "Суд Линча"
наиболее широко был распространён в США с конца XIX века до 1930-х
годов.
По данным американского автора Фрэнка Шея, которые он приводит в
книге "Судья Линч", в США с 1882 по 1951 годы было официально
установлено 4730 случаев линчевания, из которых 3657 касаются негров.
Как информирует
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, «в
благоустроенных старых штатах закон Линча почти никогда не применяется,
но в западных штатах бывают случаи его применения, особенно во времена
сильного возбуждения народного, когда законная мера наказания кажется
слишком слабой и медленной сравнительно с преступлением. Так, напр., в
Висконсине замечено было увеличение случаев суда Линча, когда законом
там отменена была смертная казнь. Весьма широко распространен был закон
Линча еще недавно в Калифорнии, Орегоне, Неваде, Канзасе, Колорадо и
др. Группа граждан под названием "комитетов бдительности",
"регуляторов", "людей права и порядка" и т. п. производила расправу с
большой суровостью, наказывая конокрадов, грабителей на больших
дорогах, мошенников наравне с убийцами. Кое-какие формы следствия при
этом соблюдались, но случаи оправдания были редки; наказывали
обыкновенно повешением. Закон Линча был первой системой уголовных
наказаний, особенно во вновь заселяемых местах, близ приисков и т. п.,
где быстрый рост населения предшествовал установлению твердых норм
общежития, а обилие всяких негодяев (desperadoes, "отчаянных") вызывало
обуздание их со стороны преданной порядку части населения».
Возникновение суда Линча как систематической практики надо относить к концу 1860-х, когда после поражения в Гражданской войне Юг США подвергся военной оккупации Севера; земли подвергались массовой скупке со стороны северных дельцов, т. н. карпетбеггеров, а чернокожее население, объявленное в ходе войны совершенно свободным от рабства, мстило своим бывшим хозяевам. Для борьбы с северными оккупантами и особенно освободившимися неграми была учреждена тайная организация Ку-Клукс-Клан, члены которой широко практиковали бессудные убийства. Этот (так называемый Первый) Ку-Клукс-Клан был решительно разгромлен федеральным правительством в 1870-е, но террор против негров не прекратился. На смену рабству пришла сегрегация, закреплённая законодательно (т. н. Законы Джима Кроу), а также неписаный этикет, который должны были соблюдать негры. За подозрение в каких-либо преступлениях против общего закона (убийство, грабёж, изнасилование белых), законов Джима Кроу или неписаных правил поведения негр мог подвергнуться линчеванию; часто обвинение в убийстве или изнасиловании могло быть просто предлогом, чтобы избавиться от неугодного человека. Линчеванию подвергались и участники забастовок, негры-фермеры (с целью присвоить их участок) и другие лица, угрожавшие экономическим интересам белого большинства. Пик количества линчеваний пришёлся на 1892 год (151 жертва), новые всплески на 1910-е годы; тогда же был учреждён второй Ку-Клукс-Клан, воспетый Гриффитом в фильме «Рождение нации».
Наряду с неграми, хотя и гораздо реже, линчеванию подвергались и белые англо-американцы, а также другие меньшинства, прежде всего итальянцы (по подозрению в сотрудничестве с мафией), евреи, англоязычные католики.
Линчевание осуществлялось обычно через
повешение, однако могло сопровождаться пытками или сожжением на костре. Нередко в суде Линча участвовали не просто неорганизованные толпы, а законные судьи, мэры небольших городов, шерифы; о месте и времени линчевания сообщалось заранее, как при законной казни, туда являлись фотографы, иногда устраивались шоу, как в цирке. В
1900-е в моду вошли открытки с изображением повешенных негров, рядом с которыми позируют весёлые и смеющиеся участники суда Линча; они посылали их родственникам с комментариями вроде «Мама, это я слева». Федеральное правительство запретило такого рода почтовую продукцию в
1908, но она нелегально печаталась и циркулировала до
1930-х.
Хотя суды Линча часто осуждались федеральным правительством (особенно Республиканской партией), никакого законного противодействия этим акциям фактически не предпринималось: власти южных штатов и округов, как правило, состояли из лиц, видевших в линчевании освящённую традицией самооборону от «бесчинств» негров. Были случаи, когда оправданного законным судом и выходящего из зала суда негра толпа тут же волокла вешать, и судья этому не препятствовал. В первой половине XX века случаи осуждения участников линчеваний единичны.
Борьбу с линчеванием под давлением общественного мнения начали президенты-демократы (хотя Демократическая партия США традиционно была связана как раз с рабовладельческим Югом, а многие её деятели и с Ку-Клукс-Кланом) Ф. Д. Рузвельт (который в 1936 не решился ещё принять жёстких законов против линчевания, боясь потерять поддержку южных избирателей) и особенно Г. Трумэн. После Второй мировой войны линчевания стали совершенно единичной практикой, обычно связанной с частным террором групп вроде Ку-Клукс-Клана, и каждый раз подлежащей расследованию. Уничтожение законов Джима Кроу и уравнение негров в правах при Кеннеди и Л. Джонсоне лишили массовые акции против негров правовой поддержки.
По материалам: pravoteka.ru, tyurem.net, flm.su, ru.wikipedia.org