Одна из самых известных и широко применяемых на практике
методик исследования нашего сознательного и бессознательного – знаменитый тест «Дом-дерево-человек», предложенный Дж. Буком еще в 1948 г.
Первоначально предполагалось рисовать все эти элементы по отдельности, однако позже тест был модифицирован другим исследователем – Р. Берне. Он-то и предложил совместить все три объекта в одном рисунке, и именно в таком варианте мы используем в настоящее время этот тест.
Нарисовать «триаду» можно предложить и взрослому, и малышу как индивидуально, так и в группе – вот почему тест столь популярен в наше время повального увлечения психологией. Во множестве школ дети рисуют этот классический рисунок по просьбе школьного психолога, и даже в детских садах с некоторых пор малыши изображают домики с деревцами не просто так, а «со смыслом».
Можно дискутировать о том, насколько тестирование вообще и проективные методики в частности позволяют получить объективную информацию о личности человека. Но тот факт, что внимательному взрослому, вооруженному нужной информацией, будет легче оценить степень душевного благополучия своего ребенка и вовремя обратить внимание на то, что этого внимания настоятельно требует, – бесспорен.
Поэтому познакомлю вас с тестом поближе. Как и остальные
рисуночные тесты, он называется проективным, поскольку представляет собой именно проекцию нашего бессознательного «на чистый лист». Идея состоит в том, что ребенку предлагают изобразить дом, дерево и человека, а когда рисунок будет готов, его дополняют расспросами о деталях сюжета.
Полная «расшифровка» всех элементов заняла бы пару десятков страниц, и, кроме того, при желании вы всегда можете найти методику в Интернете. Поэтому ограничимся лишь тем, на что в основном следует обратить внимание.
Итак, давайте посмотрим, как малыш изобразил
дом. Хорошо, если он получился симпатичным и уютным. А вот если дом
некрасивый, развалившийся – вполне возможно, ребенок таким образом воспринимает свой собственный дом в широком смысле, то есть свою семью.
Если дом много крупнее всех других элементов рисунка (дерева и человека) – значение семьи в его мире чрезмерно велико. А в случае, когда
дом очень маленький – семейные связи в понимании ребенка, наоборот, слабы и непрочны. Если же домик еще и нарисован в отдалении, на заднем плане – можно говорить о чувстве отверженности.
Также не слишком здорово, когда
вместо дома нарисован его план (проекция сверху) или же дом рисуется с многочисленными исправлениями, стираниями, неуверенными контурами – возможно, имеет место серьезный
семейный конфликт.
Обратите внимание на
ступеньки. Обычно детки рисуют их перед дверью, но если вдруг они ведут в глухую стену без дверей – это может быть свидетельством конфликтной ситуации, вследствие которой ребенок «закрывается» от общения.
В норме в домике должны быть и
окна, и
двери. Если их нет – ребенок замкнут, избегает контактов, боится раскрыться. Огромный замок на дверях также говорит о скрытности, мнительности и недоверии к миру.
Решетки на окнах символизируют
боязнь агрессии, наличие ощущения опасности либо зависимости и несвободы. Чтобы разобраться, в чем же дело, посмотрите и на стены – слишком толстые стены в сочетании с мощной крышей также говорят о потребности в защите.
Крыша – проекция сферы фантазии. Рассмотрев ее внимательно, можно понять, насколько ваш ребенок – фантазер.
Еще пару десятков лет назад на всех рисунках непременно была и
труба с дымком. Ее отсутствие оценивалось психологами как нехватка тепла в семье. Однако современные городские дети все чаще рисуют то, что видят – дома без труб. Конечно, вполне можно предположить, что эмоциональный климат в современных урбанизованных семьях попрохладней, чем в некогда больших патриархальных. Но может, все объясняется проще: дети просто никогда не видели домика с трубой, тем более – с печью, которую топят (источник дымка).
Еще нюанс: если при обсуждении рисунка ребенок говорит, что в домике живет он один без взрослых – возможно, его чересчур опекают и он уже устал от этого.
Теперь рассмотрим рисунок
дерева. Повышенного внимания требует автор любого «проблемного» растения.
Если дерево
сухое, сломанное, без листьев и корней – ребенок явно ощущает сильный психологический дискомфорт или даже депрессию.
Отсутствие корней вообще не слишком хороший знак – это может говорить о слабой привязанности к семье, малой значимости семейный связей.
Если
корни висят в воздухе, без земли – ребенок, возможно, не ощущает устойчивости, «почвы под ногами» – или просто плохо ориентируется в реальной жизни.
Если очень тщательно прорисована
кора – сильна боязнь агрессии и потребность в защите.
Дупло, особенно сильно наведенное – знак перенесенной в прошлом травматичной, сложной ситуации. Если в дупле сидит белка или птица – это свидетельство потребности в защите и спокойствии.
Ветки – символы общительности ребенка. Если они расходятся в стороны, образуя раскидистую крону – ребенок контактен, открыт. А вот если, напротив, прижаты и нарисованы одной-двумя линиями – с общением могут быть проблемы. Если ветви скрыты листьями – автор рисунка также скрытен.
Проблемно, когда отсутствует
крона (листья) – ребенок не видит будущего, не представляет себе перспектив своей жизни. Если ветви обрублены и обломаны – это свидетельство психотравмы или депрессии, а если ветки заканчиваются остриями – это проявление агрессивности. Острая вершина (к примеру, у елочки) говорит о том, что такая агрессивность – защитная, это оборона от опасности – настоящей или мнимой.
Если
кусты тесно окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.
Ну а описание рисунка
человека уже было подробно рассмотрено в
предыдущей статье.
Лучше обратим внимание на
общий вид рисунка.
Посмотрим, какая изображена
погода – она отражает переживания ребенка в целом. Скорее всего, чем хуже погода нарисована, тем более вероятно, что он воспринимает окружение как враждебное, давящее; и наоборот, чем лучше погода – тем спокойней у ребенка на душе.
Уделим внимание и
композиции. Если рисунок ютится на краю листа – скорее всего, ребенок чувствует себя неуверенно.
Считается, что правая сторона картинки символизирует будущее, а левая – прошлое. То есть размещение рисунка преимущественно в левой половине листа – это акцентирование на событиях прошлого, а в левом верхнем углу листа – склонность избегать новых переживаний и желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии, либо страх перед будущим.
Ну а сильное смещение к правому краю листа – наоборот, желание «убежать» в будущее и избавиться от прошлого.
Кроме того, стоит также внимательно понаблюдать, в какой
последовательности ребенок рисует предложенные элементы. Считается, что если первым нарисован человек, то основное для ребенка сейчас – осознание себя и своего места в мире. Если сначала изображается дерево, то на первом месте – жизненная энергия. Ну а если малыш первым делом нарисовал дом, главное для него в настоящее время – безопасность.
И, конечно, важно не только то, что рисует ребенок, но и
как он это делает и что при этом говорит.
Если он все время беспокоится, что рисует плохо, «неправильно» – видимо, он недостаточно уверен в себе.
Если по ходу рисования уменьшаются темп и продуктивность – нервная система ребенка склонна к быстрому истощению.
Ну а если тестирование вызывает явное сопротивление и отказ – он не желает раскрыть себя или пытается скрыть проблемы.
В завершение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что по паре тревожных признаков нельзя судить об общей картине. И если вам что-либо не понравилось, насторожило в рисунках сына или дочки, лучше
обратитесь за консультацией к хорошему детскому психологу: «домашний» анализ рисунков ребенка необходим лишь для того, чтобы вовремя заметить проблему.
Источник