А вот американскому антропологу Уэйн Серджент не повезло, когда она решила оригинальным способом изучить характерные черты быта, нравов и обычаев туземцев племени обахарона, живущих в условиях каменного века.
Уэйн предложила одному вождю племени выйти за него замуж. Бракосочетание состоялось в живописной долине Балиен в западной части небольшого индонезийского острова. Невеста была в джинсах, рубашке с закатанными рукавами и ковбойской шляпе на голове. Такая же шляпа была и на голове жениха, но она являлась единственной деталью его свадебного обряда Возможно, все бы и прошло гладко, но индонезийское правительство узнало об этой матримониальной эпопее Серджент, и свадьбе был положен конец — ее просто выслали из страны. А вот некоторые свадебные обряды у разных народов и племен. В северном Лаосе у племени туэнг до сих пор сохранился древний обычай: молодой супруг должен из пагоды, где проходило венчание, и до дому, как бы далеко до него не было, пронести новобрачную на своей спине. Туэнги полагают, что злой дух, караулящий новобрачных неподалеку от пагоды, увидит, как муж любит свою жену, и заранее бросит попытки их поссорить А в Швейцарии, по старинной традиции, молодоженов должен поздравить человек на ходулях. Принято считать, что тогда супругов ожидает долгая и счастливая жизнь. На островах крошечного архипелага Тробриан, недалеко от острова Новая Гвинея, не существует никаких свадебных церемоний. Чтобы «зарегистрировать» брак, молодым достаточно поесть из одной миски на глазах соплеменников. А на некоторых островах архипелага принято, чтобы девушка сама предлагала юноше пожениться. Если ей понравился парень, она должна вручить его матери, сестре или другой близкой родственнице кусок веревки. Совсем просто в старые времена заключался брак в древней Месопотамии. Брак считался заключенным после того, как мужчина в присутствии свидетелей закрывал лицо своей невесты густой вуалью и произносил: «Она стала моей женой». Ношением вуали вольные женщины в Месопотамии отличались от рабынь. На острове Самоа (Полинезия) сватаются обычно во время праздника. Юноша в полном боевом узоре подходит к группе девушек и начинает военный танец. Восхищенные зрительницы не сводят с него глаз. Во время песни, которую подпевают его друзья, он называет имя своей избранницы. Та возмущается посягательством на свободу и сопротивляется: бьет его, дергает за волосы, упирается — правда, не слишком, когда юноша хочет ввести ее в танцевальный круг. Юноша жестами и «рисунками» танца страстно клянется в любви. Она сначала недоверчива, но потом начинает благосклоннее относиться к его клятвам. На следующий вечер юноша и девушка встречаются уже наедине. Если родители девушки против брака, молодые убегают на неделю-другую из дома. Родители в конце концов посылают дочери белую циновку — знак прощения. Это означает, что можно готовиться к свадьбе. Когда возникает новая семья, появляются и новые родственники, которых надо бы знать, хотя в некоторых современных семьях не очень-то задаются вопросом, кто такая свояченица, а кто сватья. А ведь на Руси издавна существовали понятия о родстве. Давайте еще раз вспомним, кто есть кто: отец мужа — свекор; мать мужа — свекровь. Отец жены — тесть; мать жены — теща. Свекор со свекровью и тесть с тещей — сваты. Жена сына — сноха. Муж дочери — зять. Сестра мужа — золовка. Сестра жены — свояченица. Брат мужа — деверь. Жена брата мужа (деверя) — невестка. Муж сестры жены (свояченицы) — свояк. Дети сестры, брата, золовки, деверя, свояченицы, невестки. Источник
|