В 21.35 мск 27.11.2009 г. в Бологовском районе Тверской области на перегоне «Алешинка-Угловка» Октябрьской ж/д произошло железнодорожное происшествие: сход с рельс 3 последних пассажирских вагонов скоростного поезда № 166 «Невский экспресс» следовавшего по маршруту «Москва-Санкт-Петербург».
По последним данным 96 человек пострадали и 26 погибли. Судьба 18 человек остается неизвестной.
Состав состоял из 14 вагонов, в которых находилось 682 пассажира и 29 членов поездной бригады.
В 21.57 мск на место чрезвычайной ситуации были направлены первые спасательные и пожарные формирования.
В 01:45 мск на базе НЦУКС приступил к работе Федеральный оперативный штаб. В Главных управлениях г. Москвы, Новгородской, Тверской областях, в Центральном и Северо-Западном региональных центрах развернуты и приступили к работе оперативные штабы.
В 03.00 мск на место крушения прибыла группа психологов ЦЭПП МЧС России для оказания психологической помощи пострадавшим и их родственникам.
В 03:51 мск. 28.11.2009 года самолет ИЛ-76 МЧС России с врачами Центроспас и медицинским оборудованием приземлился на авиобазе Хотилово в Тверской области
В 09:34 мск с аэропорта Раменское на авиабазу Хотилово вылетели вертолет Ми-8 и два вертолета БК-117 с двумя медицинскими модулями на борту.
В 12:26 мск с авиабазы Хотилово вылетел и в 13:20 мск в аэропорту Пулково приземлился самолет Ил-76 МЧС России доставивший в г. Санкт-Петербург 12 пострадавших и 3 реанимобиля.
В 12.40 из г. Санкт-Петербурга Московского вокзала в г.Тверь отправились 16 родственников. С Ленинградского вокзала (г. Москва) убыли 7 родственников.
В 14.20 мск вертолет Ми-8 вылетел с двумя пострадавшими на борту и приземлится на вертолетную площадку 35-го км Московской кольцевой автодороги.
В 16.00 мск вертолет БК-117 доставил пострадавшего в результате крушения нескольких вагонов поезда «Невский экспресс» в НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского.
В 20:00 мск из аэропорта Раменское (Московской области) на авиабазу Хотилово (Тверской области) вылетел самолет Ил-76 МЧС России. Планируется, что им будут доставлены в лечебные учреждения Санкт-Петербурга пятеро тяжело пострадавших при катастрофе поезда "Невский экспресс"
К спасательным работам привлечено 770 человек и 152 единица техники, в том числе от МЧС России 267 человек и 41 единица техники. *****
Поезд номер 166 отправляется из Москвы в 19:08. Согласно расписанию, он должен был прибыть в Петербург в 23:51. По словам представителей ОАО "РЖД", билеты на 27 ноября приобрел 661 человек. А вместе с машинистом и проводниками в поезде должно было быть 682 человека. Как обычно в пятницу, поезд был забит до отказа: в стандартном варианте состав включает 12 вагонов общей вместимостью 646 человек, однако в этот день к "Невскому экспрессу" добавили дополнительный, 13-й вагон.
Свидетельства очевидцев о том, как произошла катастрофа, сильно расходятся. Кто-то из пассажиров уже спал или смотрел телевизор. В передних вагонах даже не погас свет: от остановки только расплескался чай, поэтому на протяжении по меньшей мере получаса пассажиры не знали, что произошло - то ли кто-то дернул стоп-кран, то ли поезд потерял колесо.
В то же время другие пассажиры отчетливо слышали перед самой остановкой поезда хлопок. О взрыве рассказал и машинист поезда, видеоролик с заявлением которого попал в выпуск новостей еще до того, как следственные органы объявили официальной версией подрыв. Впрочем, слухи о возможном теракте появились сразу после того, как источники в правоохранительных органах рассказали журналистам о небольшой воронке, обнаруженной под одним из рельсов.
Осложняло ситуацию то, что авария произошла в лесополосе, примерно через четверть часа после того, как поезд проехал Бологое. Там плохо работала мобильная связь, а главное - туда не сразу смогли добраться спасатели. По словам пассажиров, в первые часы пострадавшим помогали их попутчики. Мужчины из передних вагонов отправились вытаскивать раненых: их укрывали теплыми вещами, оказывали первую помощь, перевязывали раны. Недалеко от путей развели костры, к которым приносили на матрасах тех, кто не мог передвигаться самостоятельно. Кроме того, среди пассажиров были врачи, которые оказывали посильную помощь. Впрочем, в условиях практически полного отсутствия медикаментов и перевязочных материалов (за исключением подручных) делать это было тяжело: многие из пострадавших получили открытые переломы, а также черепно-мозговые травмы.
Последний вагон (согласно нумерации вагонов состава - первый) отшвырнуло довольно далеко от путей, второй вагон перевернулся на бок, а третий "поставило" вертикально. Больше всего пострадали пассажиры второго вагона, наименее серьезные травмы у тех, кто ехал в третьем. По некоторым данным, на 51-м месте во втором вагоне должен был ехать глава Росрезерва Борис Евстратиков, однако его судьба пока неизвестна. Еще до общей эвакуации некоторых из пассажиров подобрали другие поезда, и от ближайших станций они добрались домой на машинах. По данным телеканала "Вести", первыми вызвали помощь и организовали эвакуацию двое сотрудников правоохранительных органов, находившихся в поезде: инспектор отдела кадров Департамента обеспечения порядка на транспорте МВД Андрей Абраменко и и.о. командира ОМОНа северо-западного УВД на транспорте Дмитрий Хистяев.
Пассажиры утверждают, что никакой паники не было. Однако многие жаловались на отсутствие организации действий до прибытия помощи. Так, адвокат Борис Груст, рассказавший о катастрофе в эфире радиостанции "Эхо Москвы", признал, что члены бригады поезда вели себя самоотверженно, хотя руководство происходящим на себя никто не взял. Но после приезда спасателей пассажиров оперативно эвакуировали с места катастрофы. Правда, и здесь очевидцы рассказывают разные вещи: одни говорят, что в скоростном поезде "Сапсан", который доставил их в Петербург, даже чай сначала смогли дать только женщинам и детям, а другие - что проводники отдали замерзшим пассажирам весь запас спиртного. Тяжело пострадавших эвакуировали на вертолетах в больницы Новгородской и Тверской областей. 22 человека уже перевезены в больницы Петербурга. Фото с места крушения "Невского экспресса" С глубокой ночи спасательные работы на месте происшествия и кадры последствий аварии транслировались в прямом эфире - пожалуй, это первый подобный случай в истории современного российского телевидения. Программа передач регулярно прерывалась на совещания из оперативного штаба: работа представителей различных ведомств координировалась прямо на глазах телезрителей. Более того, в прямом эфире "нашелся" один из пассажиров второго вагона - некий Мишин, который выбрался с места происшествия на другом поезде. Еще две пассажирки, которые не успели распечатать электронный билет, но находились в списках, сами рассказали в телеэфире о том, что не попали на поезд. Как заявил глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин, основной версией случившегося считается подрыв. По факту аварии возбуждено уголовное дело по статьям "теракт" и "незаконный оборот взрывчатых веществ". В блогах и некоторых СМИ распространилась информация о том, что ответственность за взрыв взяла на себя некая националистическая группировка, однако в существовании такой группировки усомнился даже бывший лидер ДПНИ Александр Белов. А представители СКП, в свою очередь, отметили, что информацией о причастности какой-либо организации националистического толка к взрыву не располагают.
ОБНОВЛЕНИЕ
После публикации материала стало известно, что в результате катастрофы погибли крупные чиновники, а именно глава Росрезерва Борис Евстратиков и председатель правления Росавтодора Сергей Тарасов, бывший представитель Санкт-Петербурга в Совете Федерации. Кроме того, по данным агентства "Интерфакс", погибла заместитель руководителя управления науки и образования Росрыболовства Людмила Мухина. Официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре, в свою очередь, сообщил, что на месте катастрофы обнаружены фрагменты взрывного устройства. По данным ФСБ РФ, мощность бомбы составила около 7 килограммов в тротиловом эквиваленте.
Номера телефонов "горячей линии" для пострадавших и родственников пассажиров поезда:
В Москве: (495) 626-37-07, в Санкт-Петербурге: (812) 718-25-16, в Тверской области: (4822) 399-99-99 По материалам: mchs.gov.ru, lenta.ru
|