Чудеса техники, позволившие Кэмерону снять самый зрелищный фильм последних лет«Аватар» Джеймса Кэмерона стал первым фильмом в истории кино, собравшим в прокате $2 млрд. 72% сборов приходится на 3D-кинозалы, и можно уже констатировать, что благодаря этому фильму трехмерное кино превратилось в отдельный, полноправный жанр. Самый зрелищный фильм последнего времени не блещет оригинальностью сюжета, не использует дорогих актеров и натурные съемки (вся природа, которой отведено 60% экранного времени, нарисована на компьютере). В чем же его секрет? Технические достоинства «Аватара» сложно описать в традиционных понятиях. Forbes выделил среди них пять самых главных.
Трехмерная камера Fusion 3DПрежде чем приступить к съемкам «Аватара», режисеру Джеймсу Кэмерону и главному оператору Винсу Пейсу пришлось соорудить новую трехмерную камеру — Fusion 3D. На ее создание ушло почти 7 лет. Камера весит всего 20 кг (ее может поднять на плечо один оператор), а расстояние между двумя объективами (необходимыми для трехмерной съемки) — всего 5 см, меньше, чем между зрачками взрослого человека. Объективы камеры умеют синхронно фокусироваться на близких и далеких объектах, совсем как глаза. Fusion 3D была опробована в документальных съемках и при записи концертов, но «Аватар» стал ее первой большой кинопремьерой.
Пять суперкомпьютеровСозданием планеты Пандора и ее рисованных обитателей занималась компания Weta Digital, основанная режиссером Питером Джексоном. Компания сделала себе имя (и четыре «Оскара») на отрисовке джексоновских «Властелина Колец» и «Кинг-Конга», но последние три года занималась почти исключительно «Аватаром». В распоряжении Weta было пять суперкомпьютеров, входящих во вторую сотню мирового рейтинга. Общий объем цифровой информации, обработанной при создании фильма, превысил 1 Пб (1 млн Гб) — и это прорыв. После Кэмерона сложно отрицать, что количество переходит в качество. Скоро, вероятно, фильмы будут характеризоваться не величиной бюджета, а объемом цифровой информации.
Передовая система захвата движенийТехнологии захвата движений применяются уже давно, благодаря им нарисованные персонажи мультфильмов и видеоигр двигаются как живые актеры. Но создатели «Аватара» вывели технологию на новый уровень. Специально к съемкам была построена самая большая в мире сцена для захвата движений. На ней актеров, одетых в костюмы со светоотражающими маркерами, снимали с точностью до миллиметра 120 камер. Мимику каждого актера снимала отдельная камера. Главное новшество состояло в том, что компьютер в реальном времени рисовал инопланетян и показывал результат режиссеру, который мог корректировать игру актеров. Кэмерон уверяет, что технология способна на 100% передать игру живых актеров.
«Виртуальная камера»Еще одна новация Кэмерона и компании — виртуальная камера, позволявшая режиссеру искать удачный план в несуществующем ландшафте Пандоры. Она представляла собой что-то вроде игровой приставки. Сидя за пультом, Кэмерон мог повернуть камеру вправо или влево, и компьютер дорисовывал несуществующую картинку — так же, как это происходит в компьютерных играх. Можно было выбирать самый удачный план и снимать любые ракурсы (например, вид парящей горы с вертолета) без помощи настоящей техники. Тем более что настоящих планов в распоряжении съемочной группы просто не было — вся «натура» в фильме нарисована.
Язык на'ви, придуманный лингвистомСоздателям фильмов уже приходилось придумывать собственные языки (например, язык клингонов из «Звездного пути») — но недостаточно часто, чтобы это перестало удивлять. Язык жителей Пандоры на'ви придумал лингвист Пол Фроммер. Насколько реалистичным получился язык, судить трудно, но он обладает собственной фонетикой, лексиконом в тысячу слов и грамматикой, включающей три падежа, нетривиальное образование времен и, среди прочего, тройственное число. Если судить по нынешней популярности фильма, лет через двадцать-тридцать могут появиться первые люди, считающие этот язык родным.
Источник