К имиджу Швейцарии как страны самых надёжных банков, самых точных часов и самой многочисленной в Европе армии добавилась ещё одна краска — розовая.
Президент Конфедерации, спикер нижней палаты и сената, первый, второй и третий человек в стране пользуются губной помадой. Впервые в истории в этом году Швейцарией руководят женщины. А ведь лишь в 1971 году граждане Конфедерации (мужчины) наделили женщин правом избирать и быть избранными 65,7% голосов за и 34,3% против. Тогда же, в 1971 году, дамы были допущены в политику, в федеральный парламент, но на региональном уровне попали в законодательные собрания только в 1990 году, когда кантон Апенцело Интерна последним присоединился к этой норме.
Однако ныне Швейцария — страна с одним из самых высоких процентов присутствия женщин в политике, лучше ситуация лишь в Скандинавских странах. С 29,5% женщин, избранных в федеральный парламент, Конфедерация обошла Францию, Великобританию, Италию и Австрию.
И 2010 год войдёт в анналы истории как год одновременного исполнения тремя женщинами высших политических должностей: председатель Национального совета (нижней палаты) ― социалистка Паскаль Брюдерер Висс, председатель Совета кантонов (верхней палаты) — член партии радикал-либералов (свободных демократов) Эрика Форстер-Ваннини. Президентом Швейцарской Конфедерации (избираемым ежегодно в рамках ротации из семи членов правительства страны) стала представитель партии христианских демократов Дорис Лойтхард.
У принадлежащих к разным партиям 46-летней Дорис Лейтхард, 32-летней Паскаль Брюдерер Висс и 65-летней Эрики Форстер-Ваннини на первый взгляд мало общего как в политике, так и в частной жизни. Они представляют ещё и три разных поколения, с разными ценностями и менталитетом. Некоторые эксперты считают это трио слабым, не способным по-настоящему повлиять на социально-экономическую атмосферу в стране. Но это в данном случае не столь важно. «Эти три женщины — не модели, но примеры, которые могут вдохновить нацию на новые представления о месте женщин в политике в новом тысячелетии», — считает Сильви Дюррер, член швейцарского Совета по равноправию.
Дорис Лойтхард стала третьей в истории Швейцарии женщиной-президентом и самым молодым главой государства. Самая популярная из троих, она считается истинным знатоком народной души и непревзойдённым коммуникатором. Во всех опросах она на первом месте по популярности среди партийных политиков и министров. Лойтхард умело распределяет свои интересы по противоположным направлениям, одновременно защищая роль семьи в обществе и права гомосексуалистов, высказывая либеральный взгляд на экономику и выступая за увеличение помощи молодым безработным в период кризиса, за либерализацию рынков в рамках ВТО и за сохранение тайны банковских вкладов.
За плечами Лойтхард молниеносная карьера. Она родилась в 1963 году в кантоне Арговиа, дипломированный правовед, 15 лет работала адвокатом до избрания в 1997 году в парламент своего кантона. Два года спустя была избрана в федеральный парламент, ещё через два года стала вторым лицом партии христианских демократов, которую возглавила в 2004 году, когда партия стремительно теряла популярность. При ней на федеральных выборах 2007 года демохристиане вновь завоевали второе место во многих кантонах.
Осознав, что традиционные методы уже не работают, она сделала ставку на креатив: на кантональных выборах вместо традиционных предвыборных листовок Лойтхард распространила 20 тыс. флаконов пены для ванн с этикеткой «Арговиа освежающая». Кроме того, она пригласила в свой дом фотографов, продемонстрировав консервативным швейцарцам свои повседневные заботы домохозяйки, свой спортзал и свою коллекцию обуви, почти такую же богатую, как знаменитая коллекция жены бывшего президента Филиппин Имельды Маркос. В общем, показала себя современным и незашоренным политиком и обаятельной женщиной. Муж Лойтхард — химик, помогает ей заниматься домашним хозяйством, детей нет. В 2006 году Лойтхард стала одним из семи членов правительства, министром экономики, а теперь представляет свою страну дома и за рубежом. «Своей открытой улыбкой и яркой, но не вызывающей внешностью Дорис сразу вызывает симпатию», ― убеждён Франко Нардуччи, вице-президент комиссии по иностранным делам её родного кантона Арговиа.
Социал-демократка Паскаль Брюдерер Висс — спикер нижней палаты парламента. В свои 32 года она стала самым молодым политиком, когда-либо занимавшим этот пост. «Меня ещё время от времени принимают за студентку», — поделилась она с журналистами, не забыв напомнить, что с 2005 года имеет диплом со специализацией в политических науках.
Смелость и политическое чутьё обеспечивают ей симпатии избирателей. Ставшая депутатом парламента в 24 года, ещё студенткой, она хорошо знает свои сильные стороны и умеет ими пользоваться. Брюдерер пришла в политику в 1997 году, а в 2002-м была избрана в парламент кантона Арговиа от Социалистической партии. Прагматик, далёкая от старых идеологических догм социалистов, замужем за банкиром, бездетная, эта девушка из Бадена воплощает ценности и идеалы нового поколения швейцарских социалистов. «Истинный феномен нации, она обладает естественным политическим инстинктом плюс красотой. Она очень сексуальна, нет депутата, который не был бы в неё влюблён», ― считает Пер Тьюсен, главный редактор газеты Die Zeit. И ещё она без предрассудков. На аукционе по сбору средств для людей с ограниченными возможностями, где каждый политик должен был пожертвовать какую-то свою вещь, она сняла с себя майку прямо на сцене. «Я против всяких предрассудков, — говорит Брюдерер. — В детстве я выучила язык глухонемых, потому что жила с глухими тётушками, о которых моя мать заботилась после смерти родителей. Я видела все проблемы инвалидов и те предрассудки, с которыми они сталкиваются. И я считаю равенство возможностей всех граждан одной из главных ценностей нашего общества. Так же, как равенство мужчин и женщин в профессиональном плане и защиту животных». При этом Брюдерер верит, что «политика — это средоточие положительных эмоций. И даже радость». Швейцарцы воспринимают её как образцово-показательную соседку по дому, привлекательную и симпатичную, которая никогда ни с кем не ссорится.
Зато Эрика Форстер-Ваннини — доказательство того, что для швейцарского политика ни пол, ни возраст не табу, главное — харизма. Эта представительница радикал-либералов заняла должность председателя верхней палаты парламента в 65 лет. Бывшая стюардесса авиакомпании Swissair, она замужем за экс-президентом Economiesuisse, Ассоциации швейцарских промышленников, у неё четверо взрослых детей. Форстер-Ваннини пришла в политику в те времена, когда жёны голосовали как мужья и мало интересовались общественными проблемами. Убеждённая либералка, но не экстремистка, Форстер — одна из тех политических фигур, вокруг которых всегда возникают споры из-за их идей и уверенности в своей правоте. Депутат верхней палаты с 1995 года, она выделялась среди своих коллег тем, что последовательно отстаивала экологические программы и так же последовательно выступала за развитие конкурентоспособной экономики.
С набором таких фигур во главе всех ветвей власти окончательно ли утвердились женщины в политическом пейзаже Швейцарии? Что говорит нам статистика? В ежегодном исследовании «О равенстве полов» Всемирного экономического форума (WEF), которое проводят совместно университеты Гарвард и Беркли, измеряется равенство полов в 128 странах (The Global Gender Gap Report) — Швейцария с 40-го места в 2007 году переместилась на 14-е в 2008-м в общей классификации. При этом в политике её рейтинг вырос с 37-го до 11-го места. С 92-го до 88-го в образовании. И упал с 55-го до 56-го в здравоохранении и с 42-го до 54-го в экономике.
С 28,5% женщин в нижней палате парламента Швейцария занимает 25-е место во всемирной классификации 188 стран, проведённой Межпарламентским союзом ЕС. В Европе Конфедерация на 10-м месте из 36 стран. Из соседей она отстаёт от Германии (32,2%), чуть-чуть опережает Австрию ( 28,4%), намного Лихтенштейн ( 24%), Италию ( 21,3%) и Францию ( 18,2%). И пусть до равного с мужчинами представительства в парламенте страны ещ ё далеко, процент женщин-депутатов приближается к 30. Согласно международным исследованиям, речь идёт о законодательном уровне, который даёт возможность реального политического влияния. Лишь в 32 странах мира депутатки смогли преодолеть этот рубеж.
Но главный трофей женской политической конкисты — это правительство (Федеральный совет). С 2007 года трое из семи членов правительства — женщины. С 42,8% министров-женщин Швейцария занимает восьмое место в мировой классификации. Её опять опережает только Германия с 43,75%. Но надо учитывать, что средний показатель по странам ЕС — 25,49%.
И в дальнейшем, в отличие от многих стран Евросоюза, в Швейцарии присутствие женщин во власти будет расти, уверен глава отдела политики, культуры, СМИ Федерального статистического центра Швейцарии Вернер Сайтц. Это обусловлено конкуренцией партий в стране. Так, с одной стороны, левые и зелёные не хотят потерять имиджевые преимущества, которые даёт им участие женщин, а с другой стороны, правые партии стремятся отыграть свои позиции на этом же поле.
Но при рекордных для Швейцарии 4% безработицы именно экономика станет главной темой, которая должна объединить трёх разнопартийных и разновозрастных дам у власти. И опровергнуть мнение тех, кто утверждает, что в политике мужчины уступили женщинам жизненное пространство лишь потому, что влияние политики в Европе уменьшилось в пользу экономики и бизнеса. Где, по крайней мере в настоящий момент, зарплаты намного выше. Перспективы карьеры значительнее. И, соответственно, женщин намного меньше.
Источник