Владельцы магазинов обычно объясняют
рост цен на потребительские товары общей инфляцией, повышением арендной
платы и рост коммунальных тарифов... Но это не вся правда.
Типичная картина в супермаркете:
услужливые продавцы, симпатичные кассирши и охранники, следящие за
покупателями. Однако, в действительности следить нужно не только за
ними. "Основные категории магазинных воров, если исключить грабителей,
это покупатели, персонал (кассиры, офисные работники, кладовщики,
экспедиторы, грузчики), поставщики и даже сами охранники, - рассказывает
эксперт "Центра безопасности торговли" Вадим Комаров. - Причем персонал
может нанести убытка больше, чем посторонние". По данным охранных
агентств, потери магазина от воровства персонала могут доходить до 80 %
(владельцы магазинов говорят, что до 50 %).
У каждой
категории
работников магазина - своя технология воровства. До 30 % убытков от
краж
наносят кассиры: обслуживая покупателя - подельника, они снимают с
товара защиту, но чек не пробивают. Менеджеры, регулирующие торговые
потоки, не доносят товар до торгового зала. Кладовщики и экспедиторы
вступают в сговор с поставщиком и "принимают" то, что не было
поставлено. Продавцы - консультанты в зале, подобно вороватым
покупателям, "на себе" выносят товар за пределы охраняемой зоны.
Чтобы
предотвратить все это, магазин оснащают не хуже иного банка. Камеры,
следящие за залом, за каждой кассой, складами, подсобками, и мониторы,
на которые без роздыху глядят сотрудники службы безопасности. Системы
контроля доступа персонала в помещения, например, чтобы продавец или
уборщица ни в коем случае не попали на склад. Техника, контролирующая
кассовые аппараты. Дальше: охранная сигнализация; система оповещения и
оперативной связи; второй, третий дубли магнитных защит на товаре. А еще
тренинги персонала, технические аудиты приглашенными специалистами,
чтобы глаз не замыливался. Так называемые агенты - контролеры, которые
под видом покупателей бродят по торговому залу, следят за кассирами и
ассистентами, выкладывающими товар.
Подсобники, которые целыми днями
крепят к
товару защитные элементы. И многое другое.
Можно
попробовать
подсчитать, в какую сумму обходится вся эта махина людей и техники.
Площади магазинов и уровень тревожности владельцев разные, поэтому
возьмем несколько базовых цифр. Средний монитор стоит около $500, камера
- $200. Плюс крепления, кожухи, консоли, сотовая или радиосвязь. Если
взять для примера средних размеров магазин с оптимальной системой
безопасности, то его техническая оснастка обойдется, по мнению Вадима
Комарова, в $20 000 - $30 000. Небольшой магазин отбивает первоначальные
расходы на безопасность за 3,5 - 4 года. Крупный супермаркет - за 2
года.
Но есть еще и ежемесячные траты. Зарплата
нелицензированного охранника (безоружного, не имеющего права задерживать
граждан) - 1200 - 1500 гривен. Лицензированного - 1800 - 2500.
Руководитель службы безопасности относится к топ - менеджменту и
зарабатывает от $800 до $3000. Техника требует ремонта и расходных
материалов - на это уходят несколько сотен долларов в месяц.
И,
тем не менее, даже максимально предусмотрительная система безопасности
не в состоянии снизить потери магазина от краж ниже чем до 0,1 - 0,5
процента от оборота.
Все это - торговые издержки, и их размер
заложен в цену каждой товарной единицы. Какую конкретно долю цены
составляют эти расходы - коммерческая тайна. Владельцы магазинов молчат,
специалисты по безопасности не знают. Независимых исследований нет.
Однако, в том, что честные покупатели вынуждены из собственных карманов
компенсировать убытки магазина от воровства сотрудников, сомневаться не
приходится.
Со скидками всё тоже не так просто. В
принципе,
понятно, зачем продавцу скидки - чтобы избавиться от товарных остатков
(стоков), раскрутить новую марку и расширить клиентуру. Однако очень
часто бывает, что скидку на один товар продавец компенсировал
удорожанием другого. Чаще всего эта операция в глаза, конечно, не
бросается.
В случае с одеждой и обувью из каждой поставки у
продавца зависает от 30 % до 70 % изделий. Их уценяют, а убытки
покрывают за счет ценовой накрутки на ходовой товар. Заоблачные цены в
так называемых бутиках зачастую объясняются именно этим.
Похожая
ситуация с уценкой брака. Так, в "М - Видео" , по словам руководителя пресс - службы Марии
Белан, есть специальные отделы некондиционных товаров, где продается
техника, пострадавшая во время транспортировки - в основном с вмятинами и
царапинами на корпусе. Уценка достигает 50 %. Но убытков в связи с этим
сеть не терпит, потому что в её цены на кондиционные товары уже заложен
этот процент брака.
Еще более активно этот метод применяется в
магазинах, где торгуют скоропортящимися товарами. Например, если в
овощном отделе гастронома за рабочую смену выбраковывают много картошки и
яблоки, сумма потерь переносится на цену экзотических фруктов. В итоге
наценка, например, на зимнюю клубнику может доходить до 150 %.
Конечно,
бороться с такими накрутками невозможно - за руку торговцев не
поймешьь. Но стоит иметь в виду, что более высокая по сравнению с
другими магазинами цена на один и тот же товар отнюдь не гарантирует его
особого качества. Зато заставляет задуматься, что в этой торговой точке
в цену "все включено": и дорогостоящая охрана, и сезонные уценки, и
бесплатная раздача сувениров во время рекламных кампаний.
Так
что, заходя в супермакет, присмотритесь, не слишком ли много вокруг
камер видеонаблюдения и витрин с уцененным товаром. Да и в бутиках надо
быть начеку.
Источник:
http://business.rin.ru