Есть только три женщины, удостоенные высочайшей награды в мире ювелирного искусства Ордена Карла Фаберже. Одна из них — наша соотечественница Ирина Карпова.
Ирина Карпова является родоначальником направления «романтический авангард». Она открыла собственную мастерскую, где создает эксклюзивные украшения. Именно ее работы несколько лет назад покорили принца Лоренцо де Медичи. В лице Ирины потомок знатного итальянского рода увидел талантливого дизайнера для своего ювелирного дома. На тот момент Ирина была совладелицей и творческим директором ювелирного дома «Лобортас и Карпова», а недавно основала собственную компанию. Справка Ирина Карпова, владелица ювелирного дома Ирины Карповой
Родилась в 1959 году в Киеве.
1975–1981 гг. — учеба в Киевском инженерно-строительном институте на архитектурном факультете.
1984–1986 гг. — художник-дизайнер «Укркоопспiлки».
1987–1990 гг. — архитектор проектного института «Медпроект».
1991 г. — художник ювелирных украшений фирмы «Фиал».
1995 г. — главный художник фирмы «Фиал +», художник-постановщик.
1996 г. — совладелец и главный художник студии ювелирного дизайна «Лобортас».
1999 г. — совладелец и творческий директор ювелирного ателье «Лобортас».
2007 г. — совладелец и творческий директор классического ювелирного дома «Лобортас и Карпова».
2010 г. — создание ювелирного дома Ирины Карповой.
ПРИНЦИПЫ
Управление бизнесом можно сравнить с пилотированием
космического корабля. Системой управления нужно владеть настолько
искусно, чтобы держать во внимании не только экипаж, но и происходящее
за бортом.
Дорогу осилит идущий. Конечно же, при этом важно не сбиться с курса.
Главный принцип в работе и общении с людьми, как у докторов, — не навреди!
Всегда нужно быть на шаг впереди конкурентов. Если ты делаешь эксклюзивные вещи, тебе сложно подражать.
Безусловно, перед приемом ученика в компанию, я прошу принести работы, эскизы — важно, чтобы наше видение совпадало.
Застывшая музыка
Ваши работы покорили итальянского принца, а что в свое время пробудило в вас интерес к искусству?
И. Карпова: С детства не могла спокойно пройти мимо окон домов, квартир — мне всегда было интересно, как за ними живут люди. Собственно это и предопределило выбор будущей профессии.
В 1975 году я поступила в Киевский инженерно-строительный институт на архитектурный факультет. Спустя шесть лет я его окончила, а моей первой значимой работой стал дипломный проект. Тогда я создала поселок городского типа. Его основой был дом, в котором могли бы жить четыре поколения. Так хотелось, чтобы родные люди жили одной большой семьей. В доме предусматривалось личное пространство для всех членов семейства, но также была общая гостиная с камином, возле которого могли бы собираться все. Проект стал дипломантом Всесоюзного конкурса дипломных проектов в Москве. Тогда это было очень почетно.
Свои первые деньги вы заработали архитектурными проектами?
И. Карпова: Первые деньги я заработала еще в пятом классе. Как-то узнала о том, что журнал «Радуга» проводит детский конкурс рисунков. Победителю предоставлялась возможность визуально оформлять тексты в этом издании. Я решила попробовать, поскольку еще с раннего детства хорошо рисовала, и выиграла. Полгода трудилась над оформлением материалов для детской странички, за что и получала зарплату. Сколько именно, сейчас трудно вспомнить, но я тогда очень гордилась собой. А деньги не тратила, а отдавала родителям.
Чему же отдали предпочтение после получения диплома — архитектуре или изобразительному искусству?
И. Карпова: После института я работала в научно-исследовательском институте, где занималась проектированием промышленных зданий, жилых комплексов. Но вскоре почувствовала, что хочу поменять род деятельности. Так, в 1984 году устроилась в «Укркоопспілку» на должность художника-дизайнера. В мои обязанности входила разработка концептуальной идеи рекламы. А в 1987 г. снова вернулась к архитектуре — перешла на работу в проектный институт «Медпроект».
Но реклама в те годы была весьма перспективным направлением, разве не так?
И. Карпова: У каждого из нас есть время, когда мы ищем себя. Я не исключение. Мне казалось, что работа в «Укркоопспілці» — пройденный этап. А в начале 1990-х решила попробовать себя в ювелирном деле — как и любую женщину, меня притягивал мир украшений. Начинала я с детской бижутерии. Поначалу удавалось совмещать новое увлечение с работой в проектном институте, но в итоге нужно было выбирать.
Пару лет назад нашу выставку посетил принц Лоренцо де Медичи. Ему настолько понравились мои работы, что он предложил сотрудничество
Так, в 1991 году я оказалась в частной ювелирной фирме «Фиал». С головой погрузилась в работу — мне хотелось побыстрее всему научиться. У истоков компании стояли геологи, но они постепенно переориентировались и ушли в ювелирное направление. Кстати, эта фирма дала Украине не одного именитого мастера ювелирных дел.
Первая моя коллекция определила стилистическое направление дальнейшего творчества — именно тогда родилось название «романтический авангард». Мне было очень приятно, когда Филипп Киркоров купил украшение из этой коллекции в подарок Алле Пугачевой.
Навыки архитектора пригодились в ювелирном деле?
И. Карпова: Я очень благодарна своему образованию. Существует афоризм: «Архитектура — это застывшая музыка». Но я уверена, что это еще и начало всех начал в искусстве. Полученные знания позволяют одновременно быть и инженером, и конструктором, и художником. Именно это помогло мне в профессиональном становлении в качестве ювелира. Мне настолько полюбилось создавать украшения, что я решила основать свое дело. В 1996 году вместе с Игорем Лобортасом и еще одним компаньоном создала студию, которая через 12 лет выросла в классический ювелирный дом «Лобортас и Карпова».
Виртуозная гравировка
Для запуска ювелирной фирмы понадобились солидные вложения?
И. Карпова: Как такового стартового капитала у нас не было. Зато желания и энтузиазма — хоть отбавляй. Благо, в мире ювелирного эксклюзива клиенты в какой-то мере выступают и в качестве инвесторов: покупая одну работу, дают возможность начать новую. Таким образом, они поддерживают и способствуют развитию ювелирного искусства.
Какие функции лежали на вас?
И. Карпова: Я формировала художественную стратегию, стилистическое направление, учила художников и мастеров (проводила мастер-классы). Так была создана ювелирно-художественная школа.
Почему решили основать собственную школу? Неужели ни одна из распространенных техник вас не устраивала?
И. Карпова: Дело в том, что лет 15 назад я случайно увидела картинку, созданную при помощи необычной техники. Никак не могла забыть увиденное и постоянно искала похожие работы, желая выяснить, как все же можно создать нечто подобное. А законы Вселенной таковы, что если ты что-то очень страстно ищешь, то обязательно притягиваешь в свою жизнь нужных людей. Тех, кто сможет ответить на все вопросы и подсказать, как и что лучше делать. Так произошло и со мной. Я познакомилась с мастером-виртуозом Виталием Сладкевичем, который в совершенстве владеет многими ювелирными техниками. Он обучил искусству монетной гравировки моего сына Игоря, с чего и началось развитие этой техники в нашей компании. Шаг за шагом, базируясь на глубоких традициях, переосмысливая их и соединяя с возможностями современных технологий, формировалась ювелирная школа. Уникальность этой техники еще и в том, что она требует ручной работы, в то время как многие ювелиры перешли на машинный способ. Я же стараюсь соединять традиции и современные технологии.
Как создать украшение, которое понравится, по сути, чужому для вас человеку?
И. Карпова: Клиенты появляются не просто так, они явно уже где-то видели мои работы и пришли, потому что хотят иметь украшение в характерном стиле. Прежде всего я общаюсь с заказчиком, пытаюсь познать его внутренний мир, выяснить, чем он интересуется, чем живет. Золото — вечный материал, и я должна создать украшение, которое будет дополнять образ его владельца, подчеркивать его достоинства, передавать информацию о нем из поколения в поколение.
В Украине не так много состоятельных людей, ну а тех, кто ценит индивидуальность, и того меньше. Что прельщает ваших клиентов?
И. Карпова: С некоторыми из наших клиентов мы дружим уже много-много лет, еще с фирмы «Фиал». Создание ювелирных украшений — дело очень личное, которое подчас можно сравнить с таинством. Вещи, созданные на заказ, так же, как и коллекционные украшения, существуют в единственном экземпляре. Поэтому клиенты получают не просто красивое изделие, а предмет, имеющий историческую, а порой даже музейную ценность. Собственно это неплохие инвестиции, ведь драгоценные металлы, камни и ручная работа постоянно растут в цене. Да и некоторые техники, которые мы применяем, многими позабыты — утеряна возможность для их повторения или воссоздания.
Спрос на уникальные украшения очень специфический. И все же, какие способы продвижения действенны?
И. Карпова: Реклама эффективна там, где речь идет об объемах продаж. Когда мы говорим о мире уникальных и эксклюзивных вещей, работают другие законы. Информация передается из уст в уста. Вот, например, кто-то увидел на своих знакомых красивое украшение, оно понравилось, поинтересовались, кто автор. Мы даже в выставках особо не участвуем и помпезные презентации не проводим. Если что-то и организовываем, то небольшие частные мероприятия, на которые приглашается ограниченный круг людей. Вот недавно прошла моя авторская выставка в Монако, Монте-Карло и Лондоне.
Для многих состоятельных украинцев важен не столько внешний вид украшения, сколько бренд, под которым оно выпущено. Не так ли?
И. Карпова: Во всем мире сейчас в моде индивидуальный стиль. Ну а то, что украинцы все еще покупают «имя», а не изделие — понятно. Ведь после того, как у человека появляются деньги, он сразу улучшает свои жилищные условия, потом покупает хорошую машину и в довершение образа «именитую» вещь. А ведь точно такие же украшения зачастую можно приобрести гораздо дешевле в той же Турции. Да и отечественные мастера изготовят подделку ничуть не хуже. Украшение, выполненное индустриальным способом, несложно сымитировать. Более того, камни будут такой же чистоты. Но для людей важно прийти в фирменный магазин, выпить чашку кофе и заплатить за имя. Они идут на это сознательно, и их можно понять, они хотят гарантий. К сожалению, то, что производят в нашей стране, не отличается высоким качеством — очень много «кустарщины». Берешь в руки украшение и невооруженным глазом видно, что-то в нем не так. Поэтому конкурентов у нас нет.
Торжество жизни
Где ищите исполнителей для столь неординарных работ?
И. Карпова: К сожалению, в Украине хорошей школы нет. Я пришла к выводу, что на работу лучше принимать неопытного специалиста и обучать его. Для того чтобы новый человек «вошел в тему» и начал работать наравне с опытными мастерами, требуется примерно два года. При подборе сотрудников я стараюсь обращать внимание на профессиональные качества, но в первую очередь учитываю человеческие.
Если работник допустил ошибку, наказываете?
И. Карпова: Если сотрудник совестлив, с ним легко работать и за допущенные промахи не нужно наказывать, он сам постарается их недопускать. Перед тем, как начинаем что-то делать, обсуждаем все нюансы, это позволяет избежать ошибок. Кроме того, в моей мастерской работают люди, которых я знаю не один год, поэтому понимаем друг друга с полуслова. Дело в том, что буквально пару месяцев назад я отошла от ювелирного дома «Лобортас и Карпова» и основала свою компанию. Пришло время создать что-то собственное, и для этого у меня уже хватает и знаний, и опыта, и средств.
Вы сами контролируете все бизнес-процессы?
И. Карпова: Стараюсь. Например, с клиентами общаюсь только я. Несколько лет назад нашу выставку посетил принц Лоренцо де Медичи. Ему настолько понравились мои работы, что он предложил сотрудничество. Он хотел обыграть тему молекул ДНК, и родился проект под названием «Торжество жизни». Эта работа была представлена в Монако. Мы продолжаем сотрудничать, обдумываем идеи для следующих коллекций.
Есть работы, создание которых приводит вас в особый трепет?
И. Карпова: В своей работе большое внимание уделяю православной тематике. Уже создана целая коллекция крестов, нательных иконок и медальонов. Отдельная тема — панагия (небольшая икона, знак архиерейского достоинства. — Ред.). К созданию такой вещи нужно быть готовым морально и духовно созреть. Моя первая такого рода работа, к которой я отнеслась с большим трепетом, — панагия «Святой князь Владимир» для блаженнейшего митрополита Владимира. А вторая — панагия для святейшего патриарха Кирилла. Особое место занимают и такие фундаментальные работы, как «Душа Мира» и «Лавра небесная».
Какие проекты намерены реализовать в ближайшей перспективе?
И. Карпова: Киевский ювелирный завод пригласил меня к сотрудничеству по разработке нового стилистического направления для нескольких коллекций. С руководством этого предприятия мы давно знакомы. Мир эксклюзивных украшений по-прежнему очень важен для меня. Но хочется, чтобы и обычные люди имели возможность купить интересные изделия. Над этим сейчас я и работаю. Есть задумка создать три новые коллекции и представить их в Париже, Токио и Лондоне. Планов очень много, дал бы Господь здоровья и возможности их осуществить. Источник
|