Среди основных ошибок онлайн-магазинов Уанета чаще других называются несоответствие задекларированного и реального ассортимента товаров, а также цен. Об этом сегодня в своей презентации на конференции "iPromo", посвященной продвижению бизнеса в Сети, говорил технический директор "AdLabs-Украина" Игорь Клименко.
По его словам, то, что товар, указанный на сайте магазина в ассортименте, отсутствует на складе – довольно распространенная практика для украинских онлайн-магазинов, которая негативно влияет на мнение реальных и потенциальных покупателей. Еще одним недостатком является несоответствие заявленной на сайте цены реальной. По словам И.Клименко, вряд ли покупателю, который перезвонит в магазин для уточнения, предложат цену ниже указанной на сайте и так же маловероятно, что цена выше заявленной в каталоге, ему понравится. "Игра с курсами" также не может быть признана удачным решением при раскрутке и работе онлайн-магазина. При реальном пересчете цены, указанной в долларах, покупатель может заметить, что предложенный курс валют отличается от официального курса НБУ. Еще одним просчетом, по словам И.Клименко, можно назвать заниженный указанный срок доставки товара. Напомним, основной причиной провалов Интернет-магазинов являются наивность и неподготовленность новичков-стартаперов к суровым реалиям онлайн-торговли, а также завышенные ожидания от Интернета. Такое мнение ЛІГАБізнесІнформ высказали представители рынка. Мониторить количество успешно действующих Интернет-магазинов не так и просто: по словам главы Ассоциации участников электронного бизнеса Украины (АУЭЛБУ) Павла Сиделева, если хостинг проекта проплачен, магазин достаточно долго может казаться живым, но реально только за последний год в Уанете закрылось ощутимое количество торговых проектов (минимум 15%). Высокая "смертность" таких проектов вполне объяснима. Ветераны рынка не сговариваясь называют основной причиной провалов наивность и неподготовленность новичков-стартаперов к суровым реалиям Интернет-торговли, а также завышенные ожидания от Интернета, как от своего рода Клондайка для торговца, где для заработка не требуется особых знаний и умений. "Многие не понимают, что Интернет – это всего лишь информационное пространство, которое открыло новые возможности для малого бизнеса. Считают, что, создав Интернет-магазин, сразу можно получать прибыль, не прикладывая особых усилий, и быстро разочаровываются, когда этого не происходит", – считает соучредитель Интернет-магазина по доставке цветов UFL.ua Алексей Созинов. Несерьезность – только начало всех бед, ведь Интернет-торговля в Украине – это область повышенной конкуренции. А в агрессивной среде неподготовленность проекта приводит к тому, что "и покупателей привлечь не смогли, потому что не знакомы с Интернет-маркетингом, и сайт вышел такой, что редкий покупатель может что-то там разыскать (результат экономии на спичках), и доставка хромает". "В общем, ситуация мало чем отличается от офлайна, когда продавец молока решает начинает торговать недвижимостью, не меняя способов и инструментов", – подытоживает директор супермаркета лицензионного программного обеспечения "Софткей Украина" Анна Боднарчук. Чтобы не тратить время на торговлю квартирами по законам молочной лавки, начинающему Интернет-предпринимателю нужно ясно представлять себе перспективные ниши рынка, специфику оформления такого проекта, общую структуру затрат, будущую окупаемость, а также "подводные камни" виртуальной торговли, такие как специфика доставки, оплаты и поведение клиентов В украинском Интернете, по различным оценкам, "живет" от 8 до 16 млн. пользователей. "Затоваривается" эта аудитория пока что преимущественно в офлайне: по данным "TNS Ukraine", 15% украинцев смотрят в онлайне цены, и только 7% заглядывают сюда за покупками. Но в ближайшие 5-7 лет, по мнению некоторых экспертов, в Уанет придет больше половины украинского взрослого платежеспособного населения (прогнозируемый уровень проникновения – до 50-70%). Такую клиентскую базу можно попробовать соблазнить виртуальными витринами собственного Интернет-магазина. Сколько стоит открыть магазин в онлайне, чего стоит опасаться и на чем можно зарабатывать в украинском Интернете, редакция ЛІГАБізнесІнформ выясняла у участников рынка.Бойцовский клуб Мониторить количество успешно действующих Интернет-магазинов не так и просто: по словам главы Ассоциации участников электронного бизнеса Украины (АУЭЛБУ) Павла Сиделева, если хостинг проекта проплачен, магазин достаточно долго может казаться живым, но реально только за последний год в Уанете закрылось ощутимое количество торговых проектов (минимум 15%). Высокая "смертность" таких проектов вполне объяснима. Ветераны рынка не сговариваясь называют основной причиной провалов наивность и неподготовленность новичков-стартаперов к суровым реалиям Интернет-торговли, а также завышенные ожидания от Интернета, как от своего рода Клондайка для торговца, где для заработка не требуется особых знаний и умений. "Многие не понимают, что Интернет – это всего лишь информационное пространство, которое открыло новые возможности для малого бизнеса. Считают, что, создав Интернет-магазин, сразу можно получать прибыль, не прикладывая особых усилий, и быстро разочаровываются, когда этого не происходит", – считает соучредитель Интернет-магазина по доставке цветов UFL.ua Алексей Созинов. Несерьезность – только начало всех бед, ведь Интернет-торговля в Украине – это область повышенной конкуренции. А в агрессивной среде неподготовленность проекта приводит к тому, что "и покупателей привлечь не смогли, потому что не знакомы с Интернет-маркетингом, и сайт вышел такой, что редкий покупатель может что-то там разыскать (результат экономии на спичках), и доставка хромает". "В общем, ситуация мало чем отличается от офлайна, когда продавец молока решает начинает торговать недвижимостью, не меняя способов и инструментов", - подытоживает директор супермаркета лицензионного программного обеспечения "Софткей Украина" Анна Боднарчук. Чтобы не тратить время на торговлю квартирами по законам молочной лавки, начинающему Интернет-предпринимателю нужно ясно представлять себе перспективные ниши рынка, специфику оформления такого проекта, общую структуру затрат, будущую окупаемость, а также "подводные камни" виртуальной торговли, такие как специфика доставки, оплаты и поведение клиентов. Мест нет? Что хорошо продается в онлайне? "Как говорили об одесском привозе – здесь можно купить все от иголки до пушки. То же можно сказать сейчас и об Интернете", - утверждает генеральный директор книжного Интернет-магазина Bookshop.ua Олег Витенко, и многие представители рынка с ним согласны. При желании в онлайне можно найти катера, яхты и прочие предметы роскоши. Но если брать в среднем, рассказали корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ в Petrovka.ua, по оборотам лидирует электроника, на втором месте - книги, фильмы, игры и другая развлекательная продукция, на третьем - парфюмерия, подарки, товары для детей. Глава Интернет-магазина фото- и видеотехники Fotomag.com.ua Александр Лозицкий подтверждает: особенно хорошо "уходит" портативная электроника: фототехника, ноутбуки, мобильники, КПК. Для справки: В США доля онлайн-ритейла в общих продажах для ПК - 45%, книг - 24%, музыки/видео - 24%, подарочных сертификатов - 24%, игр и игрушек, детских товаров - 19%, потребительской электроники - 18%, цветов - 12%, украшений - 11%, билетов в кино - 10%. Хуже всего американцы раскупают в онлайне автомобили (менее 2%) а также еду и напитки (менее 1%) (данные "Morgan Stanley"). Занято! Но времена золотой Интернет-лихорадки в сегменте электроники в общем-то прошли. Конечно, очень заманчиво получать высокую маржу на бытовой технике, мобильных телефонах и компьютерах, но и барьер входа очень высок, предупреждает глава "Софткей Украина". Украинский рынок пока еще достаточно молод, и пространства для деятельности сейчас достаточно, за исключением сегмента бытовой техники и электроники, которые уже давно и достаточно широко представлены в сети. Этот сегмент традиционно наиболее востребован в "технократичной" среде покупателей, говорит П.Сиделев из АУЭЛБУ. Поэтому начинать лучше с новой узкоспециализированной ниши, развиться до уровня онлайн-супермаркета или гипермаркета, а там уже начать присматриваться к нишам с высокой конкуренцией. Свободно... Для старта "с нуля" лучше всего продавать то, что еще вообще не продается в Интернете, либо же - что проще - занять нишу в нише: например, предлагать не просто "детские товары", а только игрушки, только мягкие, только сверх-качественные и т.д., советует глава АУЭЛБУ. Если же хочется более широкого размаха, онлайн-супермаркет товаров первой необходимости может обеспечить владельцу неплохие шансы. Можно также попробовать себя в сервисном сегменте: от сантехники до спутникового ТВ, продавать консультации онлайн. А можно рискнуть занять нишу hi-end: элитные товары, предметы роскоши, ювелирку, считает А.Созинов. Если оглянуться на западные рынки, неплохие перспективы ожидают продажи авиа-билетов, подарочных сертификатов, дисконтных карт. В любом случае, смотреть стоит не только на свободные ниши, но и на профессиональные навыки команды будущего онлайн-супермаркета. Ведь группа людей, несколько лет проработавшая в области продажи косметики, не станет открывать магазин по продаже автозапчастей, отмечает О.Витенко, добавляя, что прежде всего нужно думать над тем, чем можно выгодно отличиться на фоне конкурентов: дополнительными сервисами, широким ассортиментом, программой лояльности. Правда, далеко не все средства хороши. "Не вздумайте заниматься демпингом. Это путь, ведущий в никуда. Конечно, цена имеет во многих случаях решающее значение, особенно в условиях кризиса. Но "играться" с ценами нужно всегда аккуратно", - советует директор Bookshop.ua. "Оформительские" работы Офлайн Большинство онлайновых магазинов в Украине были созданы субъектами предпринимательской деятельности на едином налоге (СПД оформляется быстрее и дешевле, чем юрлицо, например, ЧП). Здесь будущего предпринимателя-интернетчика никакие расхождения с офлайном подстерегать не будут: нормы Закона "О государственной регистрации юридических и физических лиц" едины для виртуального и реального ритейла. Онлайн На начальном этапе предпринимателю понадобится как минимум рабочий сайт. Если подходить к процессу создания магазина вдумчиво и с вдохновением, можно попробовать позаботиться о будущем успехе уже на стадии регистрации домена под проект. Чтобы он был коммерчески успешным, лучше в качестве названия подобрать короткий, ассоциативно запоминающийся и простой в написании домен, советует президент компании-регистратора "Imena.UA" Александр Ольшанский. Домен под магазин, по его словам, должен указывать на территориальную принадлежность - .ua, .kiev.ua, или другую зону, указывающую, где именно магазин будет искать покупателей. Выбранное имя также нужно "пробить" в других зонах. Лучше всего - продублировать его регистрацию во всех наиболее популярных зонах, тогда потенциальные клиенты даже в случае ошибки в адресе все равно попадут на сайт магазина. Но реальная и онлайн-регистрация магазина - это только начало. О том, во сколько предпринимателю обойдется разработка самого сайта, его оформление, аренда офиса, наемный персонал, реклама, представители рынка расскажут во второй части данного материала. Источник
|