Известно, что для господина Попова пока является абсолютно нормальным ездить на работу на обычной машине, относиться к внешнему виду города как к своему собственному и даже устраивать вылазки на строительные объекты экспромтом. Говорят, он берет уроки «как быть хорошим мэром Киева» у такого корифея градоустройства, как Александр Омельченко, и других. Остается надеяться, что Александр Попов возьмет у своих предшественников лучшее, а к абсурдам прошлой столичной власти выработает здоровый иммунитет
Начиная с 1994 года четырежды становился мэром Комсомольска. В 2007 году Верховная Рада по представлению премьер-министра Виктора Януковича назначила Попова на созданную «с нуля» должность министра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины.
С ноября 2007 по март 2010 года — народный депутат Украины шестого созыва от Партии регионов.
В марте 2010 года вернулся в кресло главы МинЖКХ . В июне был назначен первым заместителем председателя Киевской городской государственной администрации.
Мэр Киева фактически отстранен от власти, его функции выполняете вы. Киевляне не выбирали Александра Попова градоначальником. Вас не смущает это обстоятельство?
А. П. Моя официальная должность — первый заместитель председателя КГГА. Распоряжение о моем назначении подписал действующий глава КГГА. В мои функциональные обязанности входит реализация целого ряда важнейших задач, стоящих перед городской властью. Приоритетными среди них являются обеспечение достойных условий труда и зарплат учителям, врачам и другим работникам бюджетной сферы, надлежащего уровня социального и медицинского обслуживания пенсионеров и других категорий граждан, существенное улучшение состояния городской инфраструктуры.
Вы сделали головокружительную карьеру, пересев из кресла мэра 30-тысячного городка в кресло министра. Кто привел вас в большую политику?
А. П. Виктор Янукович, который на тот момент был премьер-министром. Когда было принято решение о формировании Министерства ЖКХ, правительство провело заочный конкурс и выбрало несколько мэров городов в качестве кандидатов на должность министра. Виктор Федорович остановил свой выбор на мне.
А теперь как часто вы общаетесь с президентом? Давал ли он вам какие-то особые поручения относительно столицы?
А. П. Последний раз встречались на прошлой неделе, обсуждали много вопросов. Самым важным был мой доклад о ситуации с ХК «Киевгорстрой», «Киевэнергохолдинг» и рядом других предприятий. Я доложил, какие шаги были предприняты нами по их защите и как планируем поступать дальше. Также обсуждались вопросы, связанные с вхождением в отопительный сезон и с развитием Киева в целом. Виктор Федорович одобрил наши действия.
Вы уже вникли в работу КГГА. К каким сферам у вас больше всего претензий и какие конкретные результаты своей работы можете назвать?
А. П. Проанализировав ситуацию в целом, мы понимаем, что предыдущее руководство допустило много стратегических ошибок. Сейчас мы вынуждены их исправлять. Прежде всего это ошибки, связанные с формированием киевского бюджета. Для города недопустимо иметь задолженность $750 млн. Только обслуживание этого долга требует больших бюджетных ресурсов, которые могли бы быть направлены на решение социальных проблем. Порядка 800 млн. грн. мы тратим только на погашение процентов. Кроме того, были очень серьезные просчеты в сфере жилищно-коммунального хозяйства — многие стратегически важные предприятия находятся в аварийном состоянии. Перечень можно продолжать. На сегодня мы имеем целостную картину того, где есть проблемы, и уже наметили пути их решения.
Мы разработали и утвердили несколько городских программ. Например, Программу реформирования и развития ЖКХ, программу «Питьевая вода г. Киева». Такие программы были приняты во всех городах страны, кроме Киева!
По состоянию на 1 октября мы полностью погасили задолженность по зарплате работникам коммунальных предприятий и бюджетных организаций, а это более 50 млн. грн. Стабилизировали ситуацию в здравоохранении, разработали механизмы реализации программы строительства социального жилья, на которую в бюджете 2011 года будет предусмотрено не менее 100 млн. грн. Это позволит киевлянам, стоящим в квартирной очереди, приобрести жилье по схеме 50% на 50%.
Еще один позитивный результат — реанимация строительства стратегически важных объектов инфраструктуры города, которые были заморожены предыдущим правительством. Это Московская площадь и Набережно-Крещатикский путепровод. 14 октября 2010 года завершен первый этап строительства скоростного трамвая. На подходе три станции метрополитена. Кстати, 6 ноября, в день освобождения Киева, будет осуществлен пробный проезд, потом начнется наладка, и уже до конца года киевляне смогут пользоваться тремя новыми станциями метро. Как видите, планы у нас огромные.
У вас налажены деловые контакты с мэром Леонидом Черновецким? Если да, то чего они касаются?
А. П. Контакты исключительно деловые, по рабочим вопросам.
Некоторые политики озвучивали такой сценарий относительно Киева: действующий мэр подает в отставку, и Партия регионов, еще не готовая к выборам в столице, проигрывает их БЮТ или Сергею Тигипко. Реально ли это, Леонид Черновецкий может сложить свои полномочия?
А. П. Сегодня необходимо сосредоточиться не на политике, а на городских проблемах, среди которых вопросы здравоохранения, реформирования сферы образования, социального обеспечения. Одной из серьезнейших проблем является возвращение территориальной общине Киева контроля над управлением стратегически важных предприятий, таких как ХК «Киевгорстрой» и предприятия «Киевэнергохолдинга».
Что касается планов Леонида Михайловича, вам лучше спросить о них его самого.
Но ведь на следующих выборах мэра Киева вы будете баллотироваться?
А. П. Сегодня этот вопрос для меня не актуален. Киев — столица, лицо государства. Прежде всего необходимо навести в городе порядок, реализовать утвержденные программы. Кроме того, для меня очень важно работать во благо и при поддержке киевлян. Если такая поддержка будет, я буду принимать соответствующее решение.
Вы были инициатором проведения в Киеве административной реформы. В чем ее суть — устанавливается жесткая вертикаль или какой-то процент свободы у районов останется?
А. П. Конечно, останется. В части реализации городских программ они будут полностью самостоятельны. Я считаю, что районные администрации должны иметь максимальные полномочия. Им будут переданы дополнительные функции, в частности ряд полномочий в сфере управления системой здравоохранения, образования, благоустройства территорий, некоторые полномочия в решении архитектурных вопросов. Киевская городская государственная администрация должна заниматься только стратегическим планированием развития города, наполнением казны и вопросами эффективного использования бюджетных средств.
Знаете ли вы точно, сколько объектов коммунальной собственности города было незаконно отчуждено? Что удастся вернуть общине?
А. П. Такой анализ есть. Например, выявлено более 700 различных нарушений по отдельным земельным участкам, часть из них сегодня рассматривается правоохранительными органами, 59 исков находится в суде, их число будет расти. На прошлой неделе мы восстановили контроль над управлением стратегически важными коммунальными предприятиями — ХК «Киевгорстрой», 80-процентным пакетом акций которой владеют киевляне, и АО «Киевэнергохолдинг» — 60% акций. Это дает нам возможность в дальнейшем управлять «Киевгазом» и «Киевводоканалом». Объекты коммунальной собственности, которые были отчуждены или в отношении которых были совершены попытки отчуждения с нарушением закона либо по значительно заниженной цене, будут обязательно возвращены. Хочу акцентировать внимание на том, что это не реприватизация, а возврат украденного. Вопрос непростой, но мы настойчивы в его решении.
Сейчас в Киеве, по информации разных источников, от 100 до 300 коммунальных предприятий, и лишь единицы имели за прошлый год прибыль. Что будет с убыточными КП, какая судьба постигнет жизненно важные КП, которые работают в убыток, например «Киевский метрополитен»?
А. П. У нас много парадоксов, которые не поддаются логическому объяснению. Например, КП «Киевреклама», «Киевтранспарксервис» априори должны быть прибыльными. Однако «Киевреклама», специализирующаяся на сборе денег за размещение более 20 тыс. рекламных носителей города, завершила прошлый год с убытком в размере 6,3 млн. грн., а «Киевтранспарксервис» закончил минувший год с прибылью всего (!) 1,4 млн. грн., а перечислил в городскую казну лишь 0,8 млн. грн. По нашим подсчетам, единый оператор парковки в городе должен приносить бюджету до 100 млн. грн. в год.
Мы сейчас поставили на конвейер проведение балансовых комиссий по проверке каждого коммунального предприятия. По их результатам все КП будут разделены на три группы. Первая — убыточные предприятия, которые сделать прибыльными невозможно и городу нет смысла их дотировать. Вторая — предприятия, где нужно поменять руководителей, и они будут нормально работать. Мы уже сделали это в «Киеврекламе», КП «Плесо» и ряде других. Сейчас принимаем решение по Киевскому зоопарку. И есть третья группа предприятий, которые работают стабильно. К ним вопросов нет. До конца месяца внесем предложение в Киевсовет и примем решение, которое определит дальнейшую судьбу коммунальных предприятий.
А как обстоят дела с генпланом Киева? Что будет с набережной Днепра?
А. П. Генеральный план — это по существу конституция развития любого города. Сейчас над ним трудится группа экспертов. Мы намерены привлечь и иностранных консультантов, чтобы они помогли нам разработать генплан с учетом современных тенденций архитектуры, развития транспортных потоков. Кроме того, считаю, что киевляне должны участвовать в развитии своего города, поэтому после разработки генплана мы вынесем его на обсуждение горожан.
Также впервые за 20 лет мы подписали меморандум о сотрудничестве с Киевской областью. Теперь город будет развиваться в тесном взаимодействии с прилегающими территориями. А что касается набережной, то на этот вопрос должны ответить архитекторы.
Плавучие рестораны останутся?
А. П. На этот вопрос даст ответ новый генеральный план. Как раз сейчас проходят консультации со специалистами. В Киеве фактически нет полноценной набережной. В предыдущем генплане не предусмотрено размещение плавучих ресторанов на правом берегу реки. Для того чтобы такие объекты могли существовать, необходимо выполнить ряд технических требований по укреплению набережной Днепра. Но опять же, на этот вопрос должны отвечать не власти, а архитекторы.
В КГГА разработан проект размещения МАФов. Сейчас они стоят там, где выгодно торговать, где удобно людям. Может быть, следует узаконить уже существующие МАФы?
А. П. Сооружения, не имеющие соответствующих разрешений и установленные незаконно, будут демонтированы. В первую очередь речь идет о МАФах, которые находятся вблизи школ, детских садиков, при входе на станции метрополитена, а также объектах, мешающих строительству и размещенных на инженерных сетях. Согласно результатам проведенной инвентаризации, по состоянию на 28 сентября 2010 года в столице 10 892 МАФа. 60% из них установлены в соответствии с разрешительными документами, выданными районными советами в предыдущие годы, 25% имеют разрешения Главного управления градостроительства, архитектуры и дизайна, а 15% поставлены самовольно, то есть на 1441 МАФ нет разрешений.
Вы не раз заявляли, что будете проводить социально ориентированную политику. Бюджет этого года будет выполнен на 87%, в следующем году наступит срок выплат по долговым обязательствам столицы. Где вы планируете брать средства на реформирование медицины, строительство доступного жилья — ведь это ресурсоемкие проекты?
А. П. Сегодня бюджет города расходуется на проедание и дотации. Уже со следующего года бюджет будет сформирован так, чтобы город за счет энергосбережения и экономически эффективных подходов постоянно находил дополнительные ресурсы. Капитальные вложения будут осуществляться только в те проекты, которые смогут дать экономический эффект. Нельзя брать кредиты для того, чтобы отдать долги или пустить на дотации. Кредитные средства могут быть направлены только на развитие. Тогда таких вопросов просто не возникнет. Кроме того, финансовый блок активно работает над привлечением инвестиций. Наша стратегия в этом направлении заключается в проведении открытых инвестиционных конкурсов.
Цены на энергоресурсы во всем мире и в нашей стране растут постоянно. Понятно, что в такой ситуации удержать тарифы можно только с эффективным ЖКХ. Вы уже подсчитали, сколько нужно вложить в его ремонт и модернизацию?
А. П. В сентябре 2010 года была принята программа реформирования ЖКХ Киева. К ее реализации мы уже приступили.
Учитывая плачевное состояние ЖКХ, киевского бюджета уж точно не хватит на его модернизацию. Что планируете предпринять?
А. П. Необходимо создать условия для привлечения инвесторов в жилищно-коммунальную сферу. Сегодня к нам идет инвестор, готовый вкладывать в проекты с окупаемостью три-четыре года. Однако нормальный проект в сфере ЖКХ должен иметь срок окупаемости 12–15 лет. Наша задача — привлечь инвесторов, готовых вкладывать в такие проекты.
Для отечественного бизнеса это слишком долго. Рассчитываете на иностранцев?
А. П. На этом рынке практически отсутствуют иностранные игроки. Тех в первую очередь интересуют офисные, торговые и складские помещения, но не жилье и жилищно-коммунальные услуги, где они столкнулись бы в основном с небогатым и социально рискованным потребителем. Нам нужно мотивировать отечественного инвестора. Но пока таких мало, поэтому мы рассматриваем такой вариант, как привлечение недорогих займов.
Сейчас международные организации готовы кредитовать украинское жилищно-коммунальное хозяйство на очень выгодных условиях, но для этого нужно подготовить хороший проект энергосбережения, чтобы он прошел конкурсный экспертный отбор. Украиной ратифицировано соглашение со Всемирным банком, которое дает возможность под 6% взять кредит на реконструкцию водоканалов.
Также Всемирный банк готов в следующем году предоставить Киеву кредит в сумме $200 млн. Мы сможем взять его на 20 лет с отсрочкой на пять лет уплаты по телу кредита. Это чрезвычайно выгодные условия, позволяющие за пять лет окупить проект.
А кто будет обслуживать кредиты?
А. П. Киевсовет имеет право закладывать такие расходы в тарифы. Но это не значит, что к нынешнему тарифу прибавится еще и долг перед кредитором. Сегодня ЖКХ страны потребляет 20% энергоресурсов, производимых в Украине, а в структуре ВВП занимает всего 6%. Потери воды и тепла составляют до 70% при норме 20–25%. После комплексных ремонтов, внедрения энергосберегающих технологий предприятия смогут на 30–40% увеличить энергоэффективность, тогда мы сможем даже снизить тарифы на 10–15%. И потребность в деньгах будет снижаться — капиталовложения дают заметную экономию. В частности, случается меньше аварий, при которых деньги утекают рекой. Сейчас затраты на восстановительные работы значительно превышают расходы на модернизацию системы.
Здравоохранение Киева вы взяли под личный контроль и заявляли о масштабных реформах. Когда они начнутся? Это будут пилотные проекты в каком-то районе или сразу по всему городу?
А. П. В ближайшее время начнем реформировать первичную медицинскую помощь через институт семейных врачей. Первые амбулатории семейной медицины появятся уже в ноябре.
Врачи будут частные?
А. П. Да, но они будут работать на бюджетном заказе. Мы заплатим им из бюджета, но за конкретно выполненную работу. То есть у врачей не будет оклада, а будет вознаграждение за качественное лечение. Начнем с пилотных проектов.
Что касается больничных касс, то пока страховая медицина в стране не внедрена, муниципальная больничная касса позволит наладить надежное обеспечение медикаментами. Уже сейчас мы ведем переговоры с заводами, которые производят лекарственные препараты, — они готовы идти на уступки, снижать для нас цены, чтобы мы через больничную кассу могли оказывать дешевые и эффективные услуги. Будет вестись электронный учет тех, кто обращается, там же будет фиксироваться, как проходит лечение.
А иногородние, которые живут и работают в Киеве, но не имеют регистрации, смогут пользоваться этими услугами?
А. П. Да. Они смогут участвовать в больничной кассе — быть ее добровольными членами, как и киевляне, вносить определенную сумму.
Какую именно? Озвучивалась цифра 100 гривен.
А. П. 10 гривен для ребенка и около 30 гривен для взрослого в месяц.
Расскажите, пожалуйста, как из органов госбезопасности вы перешли на мэрскую должность? Опыта управления в данной сфере у вас не было. Пришлось начинать с нуля?
А. П. На работу в органы госбезопасности я пришел в 1987 году после окончания Высшей школы КГБ в Киеве. Работал в Полтавском управлении СБУ — по направлениям, связанным с экономикой. Когда начали формироваться разведподразделения, участвовал в этом процессе. Это была очень интересная работа.
Тем временем в моей семье появился второй ребенок, а мне предложили должность в строительной корпорации и одновременно дали шанс на получение квартиры. В Полтаве за шесть лет мы сменили несколько общежитий, и возможность получения собственного жилья стала решающим фактором. Так я попал в строительную корпорацию в Комсомольск, где сначала работал начальником отдела маркетинга, а потом вице-президентом по маркетингу и экономике. А мэром стал чисто случайно. Руководитель корпорации сказал, что нужно баллотироваться. Я даже не знал, что приближаются выборы. Из семи кандидатов был самым молодым — 33 года, и под лозунгом «Молодому городу — молодого мэра» победил. Кстати, с Комсомольском мы одногодки, у нас семь дней разницы.
В Украине на тот период я оказался самым молодым мэром. Проработал в этой должности почти 13 лет, избирался четырежды, три последних раза с очень высоким результатом — больше 90% голосов. Об этом периоде у меня сохранились очень хорошие воспоминания.
В результате накоплен огромный опыт, который помогает мне в том числе и в работе в системе КГГА.
Олеся Остафиева
Источник