На снимках, переданных зондом НАСА Deep Impact, замечены крупные частицы льда, выбрасываемые с поверхности ядра кометы 103P/Хартли.
Часть ядра кометы с облаком испускаемых ею частиц, снятая 4 ноября (иллюстрация НАСА / JPL-Caltech / UMD). Сближение с кометой Deep Impact, напомним, провёл 4 ноября в 17 часов по московскому времени, подойдя к цели на расстояние в 700 км. В этот момент зонд и ядро 103P/Хартли перемещались со скоростью в 12,3 км/с друг относительно друга.
На обработку всех полученных снимков потребуется много времени, но некоторые предварительные данные учёные раскрывают уже сейчас. «На участках с неровной поверхностью на концах ядра кометы струи диоксида углерода выбрасывают в окружающее пространство лёд, — рассказывает Джессика Саншайн (Jessica Sunshine) из Мэрилендского университета, участница проекта EPOXI, расширенной миссии Deep Impact. — Это приводит к образованию облака ледяных частиц, которые чётко видны на изображениях. В средней части ядра, где поверхность становится относительно ровной, всё происходит совсем не так: здесь вода выделяется в виде пара». Средняя часть 103P/Хартли, таким образом, ведёт себя подобно комете 9Р/Темпеля, которую Deep Impact изучал несколько лет назад.
Различные формы активности 103P/Хартли (иллюстрация НАСА / JPL-Caltech / UMD).
Исследователи утверждают, что ледяные частицы, находящиеся у ядра 103P/Хартли, могут превышать по размерам мяч для гольфа. При этом они представляют собой не цельные куски льда, а пористые скопления микроскопических «зёрен», сравниваемые руководителем EPOXI Майклом А’Хирном (Michael A'Hearn) с гигантскими снежинками. Никаких повреждений подошедший к комете аппарат, заметим, не получил.
В ближайшем будущем учёные надеются определить, когда началась эта «снежная буря» и почему средняя часть и края ядра 103P/Хартли демонстрируют разные типы активности.
Источник