19 ноября вступает в силу новая редакция Правил дорожного движения, а с воскресенья - и поправки в Кодекс об административно-правовых нарушениях, регулирующие штрафные санкции за нарушение ПДД. Это еще одна попытка сделать дороги более безопасными.
Но на самом деле безопасными они смогут стать только тогда, когда и водители, и пешеходы будут вспоминать о существовании правил не только при появлении гаишника. Сами по себе поправки эту задачу, конечно, не решают. Но они подталкивают к принятию решения тех, кто хочет на дороге, да и просто в жизни чувствовать себя спокойно. Еще не так давно на дорогах России гибло около 40 тысяч человек в год. Цифра чудовищная. Просто для сравнения, без всяких аналогий - за время войны в Афганистане наша страна потеряла 15 тысяч человек. Говоря о той кампании, почти любой скажет - нельзя повторять ошибок. Но на дорогах все возможные ошибки повторяются вновь и вновь. И нынешние изменения в ПДД и КоАП, и предыдущие по сути во многом направлены на то, чтобы приучить водителей больше уважать друг друга. Включенный ближний свет в любой час и в любое время года - это ведь не для того, кто сидит за рулем, а для тех, кто вокруг. Пешеход чуть раньше заметит приближение машины, другой водитель точнее рассчитает перестроение. В идеале психологический эффект от этой новации может оказаться не менее существенным, чем собственно влияние на безопасность движения. Это как история с обязанностью пропускать пешеходов. Безусловно, чудовищные аварии на "зебрах" по-прежнему происходят, однако у большинства водителей привычка тормозить у пешеходного перехода уже появилась. А люди, проходя перед остановившейся машиной, нередко кивают или поднимают руку в знак благодарности. Такое никакими правилами не прописано - кроме правил нормальных человеческих отношений. Точно так же, как находится за рамками ПДД принятое у водителей подмигивание "аварийкой" - "спасибо". Вроде мелочь, но как раз такие мелочи, свидетельствующие о том, что люди за рулем способны уважать друг друга, могут постепенно изменить ситуацию на дорогах. Да не только на дорогах. Почему мэр Москвы Сергей Собянин фактически с момента своего вступления в должность взялся за борьбу с неправильно припаркованными машинами? Потому что законы, порядок нужно соблюдать - иначе не решить проблемы, не наладить жизнь. У нововведений есть и противники. Прежде всего это относится к обязательному ближнему свету. Ведь при езде с включенными фарами машина потребляет в среднем на 1 процент топлива больше. Но в пересчете на рубли суммы выходят совсем не страшные: машина, расходующая 10 литров на 100 километров, будет потреблять лишние 100 граммов. Это около 2,5 рубля. Заливая полный 40-литровый бак, придется заплатить на 10 рублей больше. Лампочки, правда, тоже придется менять чаще. Да и привычку каждый раз включать фары многим предстоит выработать. Выгоды же очевидны - по данным Голландского исследовательского института безопасности дорожного движения (SWOV), 50 процентов ДТП с летальным исходом происходит из-за того, что водитель поздно замечает опасность. В европейских странах включенный свет фар снизил аварийность в среднем на 20-25 процентов. Еще одно существенное нововведение - изменение приоритета при движении на перекрестках с круговым движением. С завтрашнего дня перед большинством кругов страны появятся знаки "Круговое движение" в сочетании с "Уступите дорогу" и "Движение без остановки запрещено", и пропускать придется тех, кто едет по кругу. Это правило - тоже следование европейским нормам: с его помощью на Западе разгружают без конца забитые автомобилями круги. Не остались в обиде и пешеходы. Расплывчатый пункт ПДД, который раньше требовал от водителей формального пропуска пешеходов, "переходящих проезжую часть", отныне обрел четкость и категоричность: водитель должен начать тормозить или остановиться, едва нога пешехода коснулась проезжей части. Те меры, которые были приняты ранее, свои плоды приносят. Дело, безусловно, не только в предыдущих изменениях ПДД и увеличениях штрафов, но статистика говорит - в России в 2009 году на дорогах погибло около 26 тысяч человек. Очень много, но тем не менее на 14 тысяч жизней меньше, чем пять лет назад. - Учитывая количество и важность поправок, мы начали анонсировать их еще с мая, - рассказал на пресс-конференции, посвященной вступающим в силу поправкам, замначальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения ГИБДД Владимир Кузин. - Не хотелось повторять негативного опыта 2007 года, когда 1 января вступил в силу закон о перевозке детей и накануне праздника люди вместо подарков бросились закупать детские кресла. В этом году люди готовы к изменениям: автошколы еще с весны составляли учебные программы с учетом поправок. Конечно, есть ряд претензий. Дескать, оперативным службам неудобно пристегиваться ремнями и вообще придется долго привыкать к новым правилам. Да, неудобно, но неудобству предпочли безопасность и в очередной раз привели ПДД в соответствие с Европейской конвенцией о дорожном движении. И такая политика приносит плоды. К примеру, в этом году показатели аварийности вновь упали. За 10 месяцев этого года количество ДТП уменьшилось на 2,6 процента (164 036 аварий), людей погибло на 6,4 процента меньше (21 328 человек) и на 2,6 процента стало меньше раненых (206 489 человек). Жизнь - это ведь тоже дорога. Если двигаться по ней, не соблюдая правил, штрафом не отделаешься. КАК ВАМ ЭТО? Георгий Рощин, заместитель председателя синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества (ОВЦО) священник:
- Нарушение ПДД не просто административный проступок, но и грех, нарушение Божественного закона. Как священнику, мне приходилось не раз слышать на исповедях от людей, что, нарушив ПДД, они теряли душевный мир, оскорбляли окружающих. Тем более грех, если люди из-за конфликта на дороге стреляют друг в друга. Но греховны не только выяснения отношений и грубость. Неаккуратное вождение, "подрезание" других водителей, создание аварийной ситуации - все это может считаться несоблюдением заповеди "не убий". Хочется надеяться, что новые правила будут способствовать порядку на дорогах, хотя главное - не только их новизна, главное - их соблюдение.
Источник
|