Но какая там демократия, нам далеко еще до Европы! Так достаточно критически много рядовых поляков характеризуют в частных разговорах свою политическую систему. Но все узнается в сравнении. А если сравнивать с украинской ситуацией, с недавними избирательными гонками, то локальные выборы в Польше, которые состоялись этими выходными, без преувеличения можно назвать праздником демократии.
Чтобы пронаблюдать за избирательным процессом в Польше, я прибыл туда в составе украинской журналистской делегации. Всю поездку организовала ГО «Свобода слова» при содействии польского Фонда имени Ивана Павла II «Wzrastanie» и офису депутата Сейма Яна Бурого. Именно благодаря официальному письму последнего, мы смогли беспрепятственно осуществлять свою работу непосредственно на избирательных участках. Один из таких участков расположился в так называемой «подставувци» - средней школе в местечке Каньчузи - повитовом центре. - Как, сложной была процедура голосования? - спрашиваю у почтенного господина, который только что вышел из избирательного участка. - Для тех, кто знает - ничего сложного.
- А с выбором не было проблем?
- Я всегда знаю кого избирать!
Знаем, за кого голосуемКак рассказал мне председатель местного участка, большинство избирателей еще задолго до дня голосования утверждались в своем решении. Кое-кто не изменяет свои избирательные преференции уже на протяжении многих лет. Беда лишь с тем, что сами партии время от времени изменяются: раньше была «Солидарность», Уния Свободы, «Самооборона». Теперь уже их и не слышать, зато есть «Право и Справедливость», «Гражданская платформа», Лига польских семей, Крестьянская партия. В польском политическом пространстве происходят трансформационные процессы, скорее ли процессы политической структуризации и кристаллизации. Бога благодарить, партии там не плодятся, как грибы по дождю. В списках к этим выборам в бюллетенях было представлено (в зависимости от места голосования) 5-6 избирательных комитетов - участников выборов, которыми являются не только партии, но и общественные объединения, которые решили принять участие в местном самоуправлении. Например, такой комитет создали себе и журналисты одной жешивской газеты. Правильно ли поступили? Много обитателей поддерживают их шаг. Большинство коллег однозначно осуждают: дело журналиста - правдиво освещать общественные проблемы и не пихаться в политику, потому что потеряешь беспристрастность взгляда. Казалось бы - широкие возможности для фальсификаций Предвыборные плакаты расклеены во всем городе Каньчузи.
- Закон об избирательной тишине накануне и в день голосования предусматривает, что никто не имеет право агитировать или расклеивать новую избирательную рекламу, - объяснил мне журналист телевидения Tvp-rzeszуw Гжегож Боратин. - А что, не нужно сдирать уже налеплены плакаты? - спрашиваю я. - Такого никто не требует. - А у нас, в Украине, в преддверие голосования кандидаты вынуждены срывать всю наглядную агитацию. - А зачем?- Кто то может знать. А на участке и дальше господствует тишина и покой. Никто не ссорится, наблюдателей вообще нет (а кому они нужны?), избиратель приходит с частотой одна душа на минуту. То откуда же взяться очередям? «Ничего-ничего, в настоящий момент окончится служба Божья, и людей набежит сюда достаточно», - заверяет госпожа из избирательной комиссии. Да и действительно, бамкнуло двенадцатый час, и из костела напротив начали выходить люди. И хотя далеко не все спешили прямо на участок, но и тех, кто пришел выполнить свой гражданский долг, хватило, чтобы создать гвалт. Однако трех членов комиссии полностью хватает, чтобы всем избирателям без промедления выдать по четыре бюллетеня. Сами избирательные документы совсем не выглядят так почтенно, как в Украине: ни тебе водяных знаков, ни отрывание от корешков, ни длиннющих "простыней", невзирая на то, что партийное голосование происходит за открытыми списками. А захочешь забрать бюллетени себе на память - бери, в Польше это не считают преступлением. Но приносить их назад с собой - это уже наказуемо. - Местная власть должна имеет какие-то возможности повлиять на выборы? - спрашиваю в одного из членов комиссии, который вышел покурить. - Практически нет. Хотя местный вийт привозит своим автомобилями старых людей к участку. - Это запрещено законом?- Но якобы нет, но вы понимаете, за кого они проголосуют. А еще видели тех пьяниц, которые только что проголосовали? Кто, думаете, их напоил и при этом объяснил, как голосовать? Вот оно как! На участке были лишь две кабинки без каких-либо шторок. Нарушение? Нет, в Польше считают лишними такие средства конспирации. Один хилый дедушка с палочкой сел заполнять бюллетень за стол. Член комиссии, для того, чтобы обеспечить дедушке тайну голосования, поставил перед ним папку-скоросшивателя. Тоже мне тайник! Стоя от него за полтора метра, я замечательно видел все крестики, которые он поставил около избранных кандидатур. Ну, просто рай для фальсификаторов, только бери и злоупотребляй!А еще в Польше есть институт полномочных голосующих. То есть к людям, которые не в силе сами доковылять на участок, никто со шкатулкой домой не приходит. Такие люди уполномочивают кого-то, кто и придет и проголосует за них на участке. Можно лишь себе представить, сколько бы таких уполномоченных появилось в Украине, только что наше избирательное законодательство предусмотрело бы создание такой институции. Вот бы закрутилась карусель. Образец бюллетеня демонстрирует директор делегатури Краевой избирательной комиссии в Жешуве Роман Риневич Закон является законом
Но, как заверил меня избирательный комиссар в Жешуве Томаш Смолень, всевозможные чрезвычайные мероприятия безопасности являются лишними, хватает иметь достаточно суровый закон и средства для наблюдения за его соблюдением. - Попал ли кто-то в Польше в тюрьму за избирательные фальсификации? - спрашиваю у господина комиссара. - За 20 последних лет я не помню такой прецедент. - А насколько вообще напряженными могут быть локальные выборы?- Они всегда менее напряжены, чем парламентские или тем более президентские. Избирательная активность на них редко превышает 40%. Сюда приходят все данные о голосовании в Подкарпатском воеводстве, каждый участок обязательно должен иметь компьютер с Интернетом Комиссаров, которые контролируют ход избирательного процесса, назначает Государственная избирательная комиссия. Это исключительно судьи, которые, правда, на избирательный период превращаются в таких себе «прокуроров». Именно к ним поступают все жалобы на нарушение избирательного права, а они должны чрезвычайно оперативно реагировать на них.
При выходе из участка сидит госпожа, которая занимается экзит-полом, который заказал Первый канал публичного телевидения (TVP).
- Сколько избирателей Вы должны опросить?
- Каждого пятого.
- И как, люди охотно отвечают на Ваши вопросы, отказов не было?
- Еще никогда за весь долголетний стаж моей работы. Люди всегда милы и открыты к общению.
- Кто там берет верх за Вашими подсчетами?
- Увидим.
Я, однако, успел подсмотреть, напротив какой силы избиратели по большей части ставили свои крестики: ПИС и Крестьянская партия (PSL - Polskie Stronnictwo Ludowe) - выбор более чем предполагается для Пиокарпатского воеводства.
Электоральные преференцииВсе время нашего пребывания в Польше за нами, как отец, заботился президент Фонда «Wzrastanie», депутат Сейма Ян Бурий. В конечном итоге, он уже привык к опекунской миссии ведь его Фонд охватил беспокойством свыше двух тысяч детей, создав для них альтернативные детсады и дома ребенка. В этих домах для детей созданы все условия, чтобы они не чувствовали себя оторванными от семьи. Замечательные комнаты в импозантном дворце, компьютерные классы, площадки для игр. Депутат Сейма Ян Бурий в одном из домов ребенка Фонда «Wzrastanie»
Но в настоящий момент речь не об этом. Ян Бурый входит во фракцию ПИС в парламенте, поэтому сам Бог велел поговорить с ним о выборах и актуальной политической ситуации. - Кроме Вашей партии выгодные позиции в воеводстве получит и Крестьянская партия. Это ли будет полезно для местных обитателей?- Не слишком. В парламенте они по большей части играют роль марионеток «Гражданской платформы», заботятся больше своих интересов, чем за интересы крестьян. Хотя на местном уровне очень часто случаются и порядочные люди из их среды. - А чем плохими являются представители ГП?- Они живут лишь нынешним днем, не заботятся о будущем. В частности, придя в Польше к власти, они и украинскую политику запустили, пытаясь больше понравиться Москве и Берлину. Лозунг «За нашу и вашу свободу» для них уже ничего не значит. Однако, большинство поляков в настоящее время придерживаются другой мысли, о чем свидетельствуют результаты местных выборов, согласно которым наилучшие позиции в органах местного самоуправления займут таки представители ГП. Впрочем, господина Бурого это не слишком огорчает, ведь он всегда со скепсисом относился к политическим играм. Находясь во фракции ПИС, он так и не стал членом партии. Его больше интересует практическая деятельность на благо общества, прежде всего - детей. А относительно электоральных преференций, то в Польше они изменяются с каждыми новыми выборами. И никакие админресурсы здесь не воспрепятствуют оппозиции прийти к власти, если того пожелает общество. Источник (украинский язык) Перевод и корректирование автора, разместившего статью на сайте.
|