Не секрет, что в кризис соискателей стали тщательнее проверять, в частности, чаще интересоваться мнением предыдущих работодателей. Тем, кто уверен в отличных рекомендациях, опасаться нечего, но как выяснилось, и плохая рекомендация - не приговор, если знать, как правильно ее подать.
Управление списком
Как рассказала Марина Миронова, начальник управления по работе с персоналом ИК «Велес Капитал», одна из тактик, которую применяют соискатели - это предоставить в качестве рекомендодателей людей, с которыми у них сложились хорошие отношения. Поступая так, соискатель уверен, что эти люди дадут заведомо хорошую рекомендацию, и надеется, что работодатель этим и ограничится. «Нужно сказать, - замечает Марина Миронова, - что подобная возможность существует, поскольку в действительности рекомендации проверяют процентов 10-15 работодателей».
А Елена Попова, руководитель отдела «Банки и финансы» компании Penny Lane Personnel, прямо советует всем соискателям предоставить потенциальному работодателю контакты с тех мест работы, где у них сложились хорошие отношения с руководством.
Однако, с другой стороны, как отметила Марина Миронова, при проверке кандидатов, претендующих на более-менее серьезные должности, работодатели зачастую не ограничиваются предоставленным списком. «Так что, откуда придут рекомендации, предположить сложно, и если человек расстался с компанией не очень хорошо, то, скорее всего, об этом станет известно», - говорит она.
Честное объяснение
«Мотивы увольнения могут быть самыми разными, - рассказывает Наталья Куркчи, партнер компании Antal Russia, - и если есть опасения, что рекомендации, скорее всего, будут не очень хорошими, то об этом нужно обязательно сказать на собеседовании, объяснив причины ухода». Подобную тактику считает наиболее выигрышной и Марина Миронова, советуя сразу изложить свою версию ситуации, поскольку информация о том, что был конфликт или какие-то проблемы, рано или поздно всплывет, версия же того, кто сказал об этом первым, будет и ближе, и понятнее. «Тем более что человек может изложить свое видение событий, упоминая какие-то детали, о которых рекомендодатель вряд ли будет говорить - обычно рекомендации дают в общих чертах, не вдаваясь в подробности», - говорит она.
Наталья Куркчи, призывая кандидатов быть честными, рекомендует воздержаться от объяснений из разряда «не сошлись характерами», особенно на собеседовании с потенциальным работодателем. «Это нехорошая мотивация - возникают сомнения в том, умеет ли человек ладить с людьми и уживаться в коллективе, - поясняет она. - К тому же, на самом деле всегда есть другая причина, а у человека есть возможность до этой причины докопаться и именно ее использовать».
«Рассказывая, можно упомянуть и о том, что вы сами были в чем-то неправы», - говорит Марина Миронова, добавляя, что некоторые люди склонны возлагать всю ответственность на обстоятельства и окружающих, а это всегда отрицательный момент для руководителя.
Дополнительные нейтрализаторы
Нейтрализовать отрицательный отзыв можно, не только честно предупредив о такой возможности на собеседовании и объяснив причины, но и заручившись хорошими рекомендациями от других людей или с других мест работы. По мнению Елены Поповой, стоит попытаться договориться с кем-либо в компании, где вы работали, о предоставлении положительных рекомендаций. «Ведь кроме непосредственного начальника есть и другие руководящие сотрудники, настроенные по отношению к вам более дружелюбно», - говорит она и замечает, что подобные ситуации случаются не так уж редко, и работодатели готовы понять, что рекомендации могут быть далеки от объективности. О том, что работодатели учитывают, что у плохой рекомендации могут быть самые разные причины, рассказала и Марина Миронова, заметив, что плохая рекомендация - это не приговор, и что в ее практике были случаи, когда на работу принимали специалистов с не очень хорошими рекомендациями с последнего места работы. Правда, в этих случаях о кандидатах отзывались самым положительным образом остальные рекомендодатели, а сами они внятно объясняли ситуацию на собеседовании. Однако самый надежный способ избежать всех этих сложностей, считает Елена Попова - это не конфликтовать, помня, что от коллег, начальства и клиентов может зависеть профессиональная репутация, а если сложилось так, что предстоит расстаться, - сто раз подумать, прежде чем портить отношения и, уходя, хлопать дверью. Источник
|