Чем ниже опускается температура зимой, тем больше проблем у водителей. И одна из основных – запустить двигатель на морозе. Именно в такие моменты автолюбители начинают понимать: аккумулятор действительно является сердцем автомобиля. Если с ним что-то не так, даже самая «навороченная» машина никуда не поедет. Как выбрать именно ту батарею, которая идеально подходит вашему авто. Аккумулятор (лат. accumulator собиратель, от лат. accumulo собираю, накопляю) — устройство для накопления энергии с целью её последующего использования, энергоноситель. Что есть чтоПромышленность сегодня выпускает 3 основных вида автомобильных аккумуляторных батарей: обслуживаемые, малообслуживаемые и необслуживаемые. Первый вид владельцами легковых авто практически не используется. Обслуживаемые АКБ сейчас выпускаются, в основном, для грузовой техники. Их достоинство в том, что подобный аккумулятор можно починить, заменив неисправную батарею в одной из его секций, имея минимальный набор инструментов.
Малообслуживаемые АКБ – самые распространенные в нашей стране и на постсоветском пространстве. Для того чтобы аккумулятор такой конструкции работал стабильно, водителю необходимо периодически подливать в него дистиллированную воду или электролит.
Малообслуживаемые АКБ наилучшим образом сочетают такие характеристики, как цена, надежность и простота эксплуатации.
Проще всего использовать необслуживаемые АКБ – в них ничего подливать не надо. Но именно из-за простоты эксплуатации эти системы стоят дороже остальных. Кроме того, они рассчитаны на эксплуатацию в более мягких, нежели в Беларуси, погодных условиях.
Мы подробнее остановимся на особенностях эксплуатации малообслуживаемых аккумуляторов, так как они занимают самый значительный сегмент рынка.
Аккумулятор в разрезе
Устройство автомобильного аккумулятора. Для начала выясним, что такое автомобильный аккумулятор и как он работает. Если упростить схему до предела, то любой аккумулятор состоит из корпуса, в который помещены свинцовые пластины и залит сернокислый электролит. АКБ для легкового автомобиля состоит из 6 двухвольтовых элементов, соединенных последовательно, что дает на выходе 12 вольт.
Отрицательные пластины покрыты мелкопористым свинцом, а положительные – двуокисью свинца. Когда к аккумулятору подключают нагрузку, активное вещество вступает в химическую реакцию с электролитом, вырабатывая ток. При зарядке эта реакция проходит в обратном направлении, а аккумулятор восстанавливает способность давать ток.
Корпус аккумулятора, как правило, изготавливается из полипропилена. Этот материал кислотоустойчив, прочен и выдерживает большие перепады температур.
О сходстве и различиях
На этом сходство аккумуляторных батарей заканчивается. На различиях остановимся чуть подробнее.
Начнем с того, что чистый свинец в аккумуляторах не используют, он слишком хрупок для этого. Пластины, сделанные из свинца, быстро разрушились бы и вызвали короткое замыкание аккумуляторной батареи. Поэтому производители разработали специальные легирующие добавки, призванные продлить жизнь пластинам аккумулятора.
Еще недавно в качестве основной добавки использовали сурьму. Недостатки сурьмянистых батарей весьма существенны.
Во-первых, сурьма – это сильный яд, а во-вторых, АКБ этого типа быстрее разряжаются в состоянии покоя и дольше заряжаются. Кроме того, при заряде сурьмянистые аккумуляторы выделяют горючий газ, а вода из электролита быстро «выкипает». Ее в батареи данного типа нужно доливать раз в 10–15 дней. Срок службы таких аккумуляторов невелик.
Есть у АКБ, в состав пластин которых входит сурьма, и плюсы. Они дешевле более продвинутых аналогов и способны практически безболезненно переносить почти полный разряд.
Учтя все эти нюансы, ученые разработали другой тип легирующих добавок, которые в своей основе имеют кальций. Применение этого вещества помогает уберечь аноды от преждевременного разрушения в ходе эксплуатации АКБ. Такая конструкция более дорога, но лишена недостатков сурьмянистых батарей.
Кальциевые АКБ имеют низкий уровень саморазряда, меньшую массу и габариты при эквивалентной емкости. Обслуживать эти батареи гораздо проще, так как не приходится постоянно контролировать уровень и плотность электролита.
Однако недостатки имеются и у них. К основным можно отнести более высокую стоимость и серьезное уменьшение ресурса работы в случае нескольких глубоких разрядов. Производительность таких АКБ сильно страдает, если их 3–4 раза подряд разрядить на 50% и более. Избежать этого легко: следите, чтобы генератор вашей машины всегда был исправен.
Сухой или залитый?
Малообслуживаемые АКБ бывают сухозарядные – не заполненные электролитом на заводе-изготовителе, и залитые, то есть полностью готовые к работе. Сухозарядные аккумуляторы могут дольше храниться до начала эксплуатации, но готовить и заливать электролит покупателю придется самостоятельно.
Залитые АКБ не хранятся более года. Специалисты советуют при покупке залитого аккумулятора, обращать внимание на дату его выпуска, которая нанесена на крышку или на переднюю боковую стенку АКБ. Желательно приобретать аккумулятор не старше 1–2 месяцев, максимум – одного года.
Помните: при покупке АКБ срок хранения – очень важный параметр. Тут, как и при покупке продуктов, – чем свежее, тем лучше.
Проблема выбора
Выбирать АКБ следует, сверяясь с техническими характеристиками вашего автомобиля. Выясните, рекомендует ли производитель конкретный тип аккумулятора, какой должна быть величина пускового тока, необходимая для запуска двигателя. Если жестких технических ограничений нет, руководствуйтесь величиной пускового тока. Этот параметр измеряется в Амперах (А), его величина указана на крышке батареи.
Второй важный параметр АКБ – способность поддерживать работу электроприборов машины в автономном режиме в течение определенного времени – емкость. Она измеряется в ампер-часах.
Бензиновые карбюраторные двигатели
Рабочий объем двигателя, см3 Емкость аккумуляторной батареи, Ач
менее 1 200 _____________ 44
1 200–1 800 _______________ 55 1 800–2 500 _________________ 62–66
2 500–4 500_________________ 75 4 500–6 200 _________________ 90 6 200–8 000 _______________ 132 Бензиновые двигатели с впрыском топлива
Рабочий объем двигателя, см3 Емкость аккумуляторной батареи, Ач
менее 1 600 ______________ 44 1 600–2 500 ____________ 55 2 500–3 000 ________________ 62 3 000–3 500 __________________ 75 более 3 500 __________________90 и более
Дизельные двигатели
Рабочий объем двигателя, см3 Емкость аккумуляторной батареи, Ач
менее 1 500 _________________ 55 1 500–2 000 _______________ 62 2 000–2 700 _______________ 75 2 700–3 500 _______________ 90 3 500–6 500 ______________ 132 более 6 500 _________ 190 и более
Естественно, чем выше емкость, тем дороже аккумулятор.
Хороший специалист по продаже аккумуляторов никогда не посоветует покупателю АКБ низкой емкости. Такая батарея просто не провернет двигатель, особенно на морозе. Кроме того, из-за чрезмерных нагрузок АКБ малой емкости быстрее выйдет из строя.
Если машина оснащена кондиционером, подогревателем топлива, гидравлической подвеской, можно выбрать аккумулятор с емкостью выше на одну ступень. Например, вместо 55 А/ч ставить 60–62 А/ч. При этом двигатель будет запускаться куда увереннее. Однако следует помнить о том, что при разряде более чем на 50%, генератор не сможет полностью зарядить аккумулятор большой емкости. Практические советы
Итак, с параметрами определились. На что же следует обращать внимание при покупке? Руководствуйтесь простыми правилами: вы должны знать напряжение батареи, ее габаритные размеры, полярность и способ установки батареи в моторном отсеке автомобиля.
Перед тем как отдать продавцу деньги, внимательно осмотрите понравившуюся АКБ. Проверьте, чтобы на корпусе аккумулятора были указаны срок изготовления, страна-производитель и адрес завода-изготовителя.
Осмотрите контакты, они не должны быть деформированы и исцарапаны. Последнее говорит о том, что кто-то уже подключал АКБ к клеммам. Корпус не должен иметь сколов, трещин и потертостей.
Проверьте, закрыты ли контакты батареи техническими колпачками – они могут уберечь вас от короткого замыкания при транспортировке и установке АКБ. Места выхода контактов из корпуса и горловины заливных пробок должны быть сухими.
Полезная информация
За новым аккумулятором лучше ехать, «вооружившись» цифровым мультиметром. Для того чтобы проверить новую батарею, поставьте предел измерения на 20 В постоянного тока и измерьте напряжение на выводах без нагрузки. Оно должно быть не менее 12,6 В, если оно меньше, вероятнее всего, АКБ долго хранится, либо она неисправна.
При зарядке аккумулятора вода из электролита выпаривается и при электролизе разлагается на водород и кислород.
Для того чтобы аккумулятор не взорвался, в пробках или в его корпусе есть небольшое отверстие для выхода газов. Следите за тем, чтобы оно всегда было чистым и не забивалось пылью. Стоит выбирать модель батареи, в крышке которой есть система полостей для конденсации воды и единый газоотводный канал.
Лучше всего покупать батарею в солидной фирме, работающей не первый год. Продавцы в таких компаниях быстро подберут то, что вам нужно, и дадут реальную гарантию на товар.
Не забудьте потребовать у продавца кассовый чек.
Зимние хитрости
В сильные морозы, перед тем как прокрутить стартер в первый раз, включите ненадолго дальний свет. За 1–2 минуты под нагрузкой АКБ «оттает», электролит станет более текучим и будет штатно реагировать с пластинами.
Запуск двигателя на морозе требует от аккумулятора больших усилий. Не забывайте о том, что восстановление работоспособности АКБ происходит через некоторое время, так как загустевший электролит хуже реагирует с пластинами.
Повторную попытку запуска двигателя специалисты рекомендуют производить через некоторое время. В среднем, через каждые 15–20 секунд работы стартера, аккумулятору нужно дать «отдохнуть» около 3 минут.
Залейте на зиму в картер двигателя масло низкой вязкости. Оно облегчит смазку двигателя и поможет аккумулятору провернуть коленвал.
Проследите за тем, чтобы свечи обеспечивали нормальную стабильную искру. Если нужно, замените их новыми или хотя бы уменьшите зазор относительно рекомендованного.
Не пытайтесь завести двигатель сразу. Несколькими кратковременными включениями стартера проверните поршни для того, чтобы разогнать загустевшее масло.
Аккумуляторы BANNER
Преимущества Аккумуляторов BANNER
1 оптимальная эксплуатационная надежность
2 встроенная защита от обратного удара
3 абсолютно без обслуживания
4 безопасность для окружающей среды и пользователя
5 энергичный старт благодаря Calcium-Power
6 запуск при самых низких температурах. Аккумуляторы VARTA-BOSCH
Преимущества Аккумуляторов VARTA-BOSCH
Varta BLACK dynamic и Bosch S3-с увеличенной емкостью
Varta BLUE dynamic и Bosch S4-с увеличенным стартерным током
Varta SILVER dynamic и Bosch S5-с увеличенной емкостью и стартерным током
Аккумуляторы POWER HORSE
Высококачественная аккумуляторная батарея, производства фабрики аккумуляторов г. Сомбор (Сербия)
Преимущества Аккумуляторов Преимущества Аккумуляторов POWER HORSE
1 Изготовлена по самой современной технологии AG-Silver Technology
2 Обладает повышенной устойчивостью к вибрации
3 Увеличенная мощность (+ 30% Power)
4 Не требует обслуживания, имеет низкий саморазряд
5 Нечувствительна к перепадам бортового напряжения
6 Батарея устойчива к глубоким разрядам, как при длительной стоянке автомобиля, так и при необратимой сульфации электродов
7 Диапазон рабочих температур от-50 до +80 С
8 Отличная приспособленность к Российским условиям эксплуатации
9 Все батареи имеют глазок-индикатор заряда
10 Все батареи проходят двойной контроль качества на заводе
Аккумуляторы HANKOOK
Преимущества Аккумуляторов HANKOOK
1 Удобная ручка
2 Индикатор Магнитный глаз
3 Пламегаситель предотвращает возможный взрыв из-за внутренней искры
4 Защита от вибрации и ударов
5 Высокий пусковой ток
6 Новейшая разработка - высоколегированная кальциевая решетка
7 Конвертный сепаратор с низким электрическим сопротивлением
8 Широкая линейка всех размеров и емкостей
Аккумуляторы FORSE
Мощный, высокотехнологический аккумулятор
Преимущества Аккумуляторов FORSE
1 Повышенные пусковые токи, даже при низких температурах Forse способен «добавить» до 30% мощности стартера сверх обычного
2 Высокая устойчивость электродов к коррозии и виброударным нагрузкам
3 Двойная «лабиринтная крышка», сохраняет необходимый уровень электролита, снижает вероятность преждевременной коррозии электродов, тем самым продлевает ресурс батареи
4 Встроенная в крышку система фильтров «пламегасителей» выводит аккумулятор на новый уровень безопасности: предотвращает возможность взрыва аккумулятора от внешних источников искрообразования
5 Произведен по кальциевой технологии
Аккумуляторы UNO
Это современный высокотехнологичный аккумулятор по приемлемой цене
Преимущества Аккумуляторов UNO
1 Устойчивость к глубоким разрядам, и к перепадам бортового напряжения
2 Стабильные токовые характеристики, дополнительный запас емкости
3 повышенный ресурс
4 Электроды, изготовленные из свинцово-сурьмянистого сплава, обладают высокой Прочностью, коррозийной устойчивостью, выдерживают большое количество циклов заряд-разряд
5 Повышенная устойчивость к виброударным нагрузкам
6 Электроды защищены от короткого замыкания сепаратором конвертного типа, выполненного из микропористого полиэтилена
7 Безопасность: встроенная в крышку система фильтров «пламегасителей» выводит аккумулятор на новый уровень безопасности: предотвращая возможность взрыва аккумулятора от внешних источников искрообразования
8 корпус выполнен из ударопрочного морозостойкого пластика
Аккумуляторы FIRE BALL
Это доступная, современная аккумуляторная батарея
Преимущества Аккумуляторов FIRE BALL
1 Высокие, стабильные токовые характеристики
2 двойная «лабиринтная крышка», сохраняет электролит на требуемым уровне, требует минимум обслуживания
3 Встроенная в крышку система фильтров «пламегасителей»: предотвращая возможность взрыва аккумулятора от внешних источников искрообразования
4 Сепаратором конвертного типа, надежно сохраняет электроды от короткого замыкания
5 Произведен по кальциевой технологии.
Аккумуляторы ТИТАН-АРКТИК
Максимально надежный, современный аккумулятор
Преимущества Аккумуляторов ТИТАН-АРКТИК
1 Создан для работы в самых сложных климатических условиях, удовлетворяет самым строгим требованиям
2 Необслуживаемая батарея - не нужно следить за уровнем электролита
3 Нет выброса кислотного аэрозоля, нет утечки электролита даже в случае наклона
4 Низкий саморазряд. Увеличенный срок хранения: не требует подзарядки при хранении в течение более года
5 Улучшенные электрические характеристики (ток холодного разряда, резерв мощности, перезаряжаемость), делающие аккумулятор более надежным в отношении электрооборудования автомобиля
6 Гораздо большая устойчивость к высоким и низким температурам
7 Максимальная надежность: новая технология обеспечивает больший срок Службы аккумулятора без отказа и старения
АРКТИК
Аккумуляторы Арктик созданы для работы при сверхнизких температурах. Обладают самыми высокими стартерными характеристиками.
Преимущества Аккумуляторов АРКТИК
1 Разработан по специальной технологии «NORD DRIVE» для работы при сверх низких температурах
2 Значительно увеличены токи холодного пуска по сравнению с «традиционными батареями
3 Низкий саморазряд. Батарея не требует подзарядки при хранении более года
4 Необслуживаемая батарея – не нужно следить за уровнем электролита
5 Специальное устройство для визуального контроля степени заряженности
По материалам:as-servis.giport.ru
|