Фактическое отсутствие в 2010 г. прироста продаж авто в Украине (всего на 300 ед. к 2009 г.) объясняется ухудшением материального положения и потребительских ожиданий украинцев в связи с рисками нового Налогового Кодекса, а также банальным дефицитом популярных моделей. В нынешнем году возобновится кредитование, и авторынок вырастет на 15-20% - если власть не придумает новых налогов и поборов. В 2010 г. Украина с объемом продаж новых авто в 162 595 единиц, что всего на 0,2% выше показателя 2009 г., скатилась на 15-е место в Европе. За 2 года кризиса на авторынке отечественный рынок сократился почти на 500 тыс. ед. (в 2008 г. страна с показателем 638 тыс. авто занимала 7-е место в Европе), а дилеры потеряли миллиардные прибыли. Если бы не оживление продаж со второй половины года, итоговый показатель был бы даже хуже 2009 г.
В цене «бюджет»Самым продаваемым автомобильным брендом по итогам 2010 г. остался российский «АвтоВАЗ», доля которого в общем объеме продаж на рынке составила 15,3% (25,91 тыс. реализованных авто).
Правда, за год доля бренда сократилась почти на 5%, что, возможно, связано с участившимися в последнее время отзывами машин производителем. Так, в ноябре российская компания отзывала 11,7 тыс. автомобилей из-за проблем с тормозной системой, а уже в январе заявлено об отзыве еще 10,5 тыс. единиц, в том числе в Украине, чтобы исключить отклонения в работе двигателей.
Отметим 43% прирост продукции отечественного ЗАЗа, который в прошлом году реализовал почти 15 тыс. автомобилей, увеличив свою долю на рынке 5,78% до 9,16%. Лидером модельного ряда остается Lanos.
В самой компании главными факторами роста продаж считают доступные, из самых низких на рынке, цены на запорожские авто, а также возобновление кредитования, за счет которого в 2010 г. приобретено 11% авто.
(К слову, рост производства украинского автопрома которого в 2010 г. составил 19% (по всем сегментам), в т.ч. выпуск легковых авто вырос на 14%).
На третьем месте Hyundai, который в Украине представляет корпорация «Богдан». По итогам 2010 г. корейский бренд с показателем продаж 13,85 тыс.ед. уступил свою вторую позицию ЗАЗу, но остался лидером среди иномарок. Доля Hyundai на рынке новых легковых автомобилей Украины по итогам года выросла на 0,39%, до 8,52%. Лидерами продаж за год среди моделей Hyundai являются Tucson, Elantra, Sonata, Hyundai ix35, Getz и Accent.
По данным «Укравтопрома», в первую пятерку лидеров первичных продаж легковых автомобилей в 2010 г. вошли также Toyota, продажи которой в Украине составили 10 тыс. и Chevrolet (8,8 тыс.), китайский Chery удерживает шестое место (8,5 тыс.).
Примечательно, что низкие среднемесячные объемы продаж новых авто в салонах, особенно в 1-м полугодии, во многом были вызваны дефицитом некоторых марок, ждать которые владельцам приходилось до 9 месяцев. В отсутствие большинства самых популярных комплектаций реальные продажи фактически определялись не столько спросом, сколько предложением, отмечают эксперты.
Во 2-м полугодии дефицит несколько снизился, а многочисленные дилерские акции и возобновление рядом банков кредитования позволили поднять уровень месячных продаж до 17 тыс. ед.
Автосалоны и автобазары
Вступление в силу запрета товарным биржам регистрировать сделки по купле-продаже б/у автомобилей привело фактически к параличу рынка подержанного авто, который ранее составлял значительную часть всех продаж авто в Украине.
Согласно данным ассоциации «Укравтопром», в 2010 г. объем первичных продаж импортных б/у автомобилей (первичная регистрация на территории Украины) сократился до 3,2 тыс. ед. по сравнению с 5 тыс. ед. в 2009 г.
Данный запрет сказался не только на ценообразовании, но и на сбыте новых авто, учитывая, что значительная часть продавцов подержанных авто последствии приобретает новые.
Непосредственно на автобазарах продажи в минувшем году также стагнировали. В 2010 г., по данным сайта avtobazar.ua, большая часть сделок приходилась на транспортные средства, стоимость которых не превышала 6 тыс. грн. (при этом средняя цена продаваемого в Украине нового автомобиля – примерно 160 тыс. грн.).
Самым продаваемым на отечественном рынке подержанных авто в течение года был тот же ВАЗ в ценовых диапазонах до 2 тыс. Автомобили Volkswagen заняли вторую позицию, третью – Toyota, далее Mercedes-Benz и Opel. Возраст автомобилей либо достигал 20 лет, либо это были «кредитные» авто последних лет.
«Чужие деньги» возвращаютсяВ минувшем году в кредит было куплено лишь 10% от всего объема реализованных в стране автомобилей. Отметим, что в докризисные годы бурного роста авторынка кредитование было одним из важнейших факторов, благодаря которому машину покупали люди с не высокими доходами.
«У рядового гражданина Украины все еще нет денег на покупку автомобиля. Потому что дорогие автомобили покупают за наличные, а средний класс рассчитывает на кредиты, которые сейчас либо выдаются с неохотой, либо под неподъемные проценты. Банкам сегодня – не до автокредитов. Они завалены старьем, которое им досталось от прежних недобросовестных заемщиков», – резюмирует Александр Абаринов, исполнительный директор Ассоциации «Всеукраинское объединение торговцев транспортными средствами».
В нынешнем году ожидается существенное улучшение объема автокредитования – на 30-40%.
В начале 2010 г. кредиты на покупку новых иномарок предлагали только 12 финучреждений, к концу года их было 29, а в 2011 г. займы будут предлагать около 50 крупнейших банков, и это будут более удобные программы и более короткие сроки рассмотрения заявок. В то же время, говорить о значительном снижении процента по автокредитам пока рано. Вероятнее всего, в 2011 г. эффективная ставка по кредитам снизится до 17-20% годовых.
Кроме того, ожидается, что в 2011 г. автодилеры вновь предложат покупателям «нулевые» ставки по кредитам, а крупные мировые автопроизводители поддержат продажи свои брендов в Украине своими кредитными программами.
Надежды возлагаются и на восстановление trade-in схем, полноценная реализация которых вместе с возобновлением валютного кредитования сможет привести к росту рынка на 20%, до 200 тыс. автомобилей в год. «Около 30% роста рынка обусловит система трейд-ин и размораживание рынка б/у автомобилей» - считает президент ассоциации «Укравтопром» Михаил Резник.
Прогнозы: авторынок все-таки оживетПо мнению главы Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олега Назаренко, докризисного объема продаж украинский рынок не достигнет и в новом году. По его словам, на это потребуется, как минимум, лет пять.
Однако в 2011 г. рынок наконец-то начнет «подниматься», поскольку в стране существует двухлетний отложенный спрос, который при условии экономической стабильности реализуется в солидный прирост. К тому же насыщенность рынка авто в Украине остается низкой – около 170 авто на одну тысячу человек, уступая даже показателю России (более 200), не говоря уже о Европе (600).
Наибольший оптимизм высказывают отечественные автопроизводители, которые планируют нарастить выпуск продукции на 40%, ожидая и 20-30% роста украинского рынка (остальное уйдет на экспорт).
Однако прогнозы у большинства экспертов все же более сдержанные: в 2011 г. предполагается рост продаж на уровне от 15 до 20%.
Новинки нового годаВ 2011 г. на украинском рынке появятся новые модели Toyota 2011 г., новый Mercedes-Benz C-class и BMW X3, обновлённый Ford Mondeo и Renault Latitude, Citroёn представит модели C3 Picasso, DS4 и DS5, начнутся продажи SsangYong Korando, Hyundai Grandeur, выйдут на рынок 3 новых модели Chevrolet, АвтоВАЗ представит Lada Granta
Одна из самых ожидаемых премьер – запорожская «ЗАЗ Forza», представляющая собой модернизированного «китайца» Chery A13. Уже стартовал прием заказов на эту модель, цена стартует от 84 тыс. грн. Данное обстоятельство остается фактором №1 в принятии отечественным потребителем решения о покупке конкретной модели.
Второй важный фактор – расход топлива, лучше всего в Украине продаются малолитражки, отечественные и импортные. Что касается продаж в нашей стране гибридных автомобилей, которые в мире постепенно теснят их «бензиновых собратьев», то они фактически не развиваются.
Цены на бензин, стремительно взлетевшие в этом году, конечно, дают дополнительную мотивацию для покупки таких авто, однако украинское налоговое законодательство (с целью защитить отечественного автопроизводителя) выставляет слишком большие наценки на его ввоз. А надеяться на производство чего-то аналогичного в нашей стране в ближайшие годы точно не приходится. Поэтому, как ни парадоксально, экономичный экологичный автомобиль в Украине могут себе позволить лишь весьма состоятельные граждане.
Источник