Следственный комитет при МВД начал расследование уголовного дела по обвинению ряда руководителей ОАО "ИжАвто" и самарской группы компаний СОК в преднамеренном банкротстве ижевского автозавода. По данным ведомства, в период с 2008 по 2009 год владелец СОК Юрий Качмазов и ряд руководителей компании вывели из "ИжАвто" активов на сумму более 6,7 миллиарда рублей. За этим будничным сообщением пресс-службы СК МВД скрывается история взлета и стремительного падения одной из крупнейших региональных ФПГ современной России.
Сборочный цех "ИжАвто".
Для группы СОК, делавшей с начала 1990-х деньги на запчастях для "АвтоВАЗа", завод "ИжАвто" в Удмуртии должен был стать трамплином для прыжка на качественно новый уровень развития. Но этого, как не сложно догадаться, не случилось. Более того, к 2009 году финансовое состояние "ИжАвто" стало настолько плохим, что компанию, еще несколько лет назад оценивавшуюся в миллиард долларов, перед банкротством не покупали и за доллар. Дела самой группы СОК, можно сказать, сейчас вообще никак не идут: на сегодня единственным крупным активом группы остается строительное ОАО "Волгомост" (портфель заказов - 35 миллиардов рублей).
Раскачивался СК более полутора лет: уголовное дело по поводу преднамеренного банкротства "ИжАвто" было возбуждено еще летом 2009 года по заявлению Сбербанка, основного кредитора завода. Но Качмазов и прочие "соковцы" проходили по делу как подозреваемые вплоть до декабря 2010 года. Похоже, подобное развитие событий менеджмент СОК предвидел давно. И успел подготовиться.
Все яйца в одной корзине
Самарский бизнесмен Юрий Качмазов, состояние которого журнал "Финанс" на конец 2010 года оценивал в 870 миллионов долларов, - персона крайне непубличная, из тех, кто действует по принципу "деньги любят тишину".
О создателе группы СОК известно немного: женат, растит четверых детей. Вероятно, тщеславен: не совсем ясно, зачем ему понадобилось в 2005 году принять "общественный" орден "Гордость России" в храме Христа Спасителя. Вероятно, любит малую родину: группа СОК названа в честь речки, впадающей в Волгу неподалеку от Самары. Единственное, что можно сказать про Качмазова наверняка - умеет договариваться. В противном случае он бы никогда не создал тот бизнес, который сделал его миллионером.
Качмазов начал свое дело с обычного автосалона в Самаре, торгуя автомобилями "АвтоВАЗа". Без особых потерь и войн с бандитскими группировками, терроризировавшими "АвтоВАЗ", группа СОК вскоре превратилась в одного из крупнейших автодилеров 1990-х. По слухам, руководству СОКа удалось заручиться поддержкой бывшего главы АвтоВАЗа Владимира Каданникова и других менеджеров автогиганта, что позволило Качмазову зарабатывать неплохие деньги на автоторговле. Официального подтверждения этой информации никогда не появлялось, но СОК росла как на дрожжах. После кризиса 1998 года группа Качмазова, как писал журнал Smart Money, пошла в производство, скупая оставшиеся без денег заводы, и вскоре перепрофилировалась в крупнейшего производителя автокомпонентов в стране.
Вскоре СОК уже активно продавала "АвтоВАЗу" детали и при этом постепенно прибирала к рукам их производителей. Группа Качмазова даже заключила эксклюзивный договор на поставку запчастей для всех дилеров автозавода. Более того, "АвтоВАЗ" начал пользоваться услугами менеджеров и охранных структур СОКа для управления входящими в свою структуру заводами. Бывшие управленцы СОКа добрались и до самого "АвтоВАЗа", в частности, некоторое время курировали продажи завода. В свою очередь, менеджеры "АвтоВАЗа" зачастую совершали обратный скачок, устраиваясь на работу в СОК. Вскоре российские журналисты уже не могли понять, где заканчивается СОК и где начинается "АвтоВАЗ".
Но амбиций, как выяснилось позднее, у "соковцев" было куда как больше. Группа начала скупать промышленные проекты, не связанные напрямую с АвтоВАЗом. Например, завод "Счетмаш", занимавший в 2002 году треть российского рынка контрольно-кассовых машин. К тому моменту СОК уже взялся за свой главный проект - сборку готовых автомобилей. Группа Качмазова и "АвтоВАЗ", как писал журнал Forbes, создали предприятие "РосЛада", собиравшее в Сызрани более дешевые модификации "Жигулей" из вазовских машинокомплектов. Постепенно "РосЛада" полностью перекочевала под контроль СОКа.
Почти одновременно СОК получил контроль над "ИжАвто", бывшим подразделением государственного холдинга "Ижмаш". К 2000 году, когда автомобильное производство в Ижевске дышало на ладан, в совет директоров ижевского автозавода вошли бывшие руководители "РосЛады". Вскоре активы ижевского автозавода были переведены на предприятие, контрольный пакет акций которого принадлежал СОКу. Реанимация ижевского автопрома прошла успешно, но "СОК" не собирался ограничиваться производством старых советских моделей. В 2003 году "ИжАвто" подписал соглашение с корейской Kia Motors о выпуске автомобилей Kia Spectra. Но в конце 2005 года произошла катастрофа: "АвтоВАЗ" перешел под контроль государства, новый менеджмент расторг эксклюзивные контракты с СОКом, а представителей группы вывели из управления волжским автозаводом.
Забор пригодился в хозяйстве
Империя Качмазова начала разваливаться. В 2006 году встала "РосЛада", а "ИжАвто" был выставлен на продажу. Но покупатели не спешили с покупкой. Группа СОК, оценивавшая свой главный актив в миллиард долларов, предложила "АвтоВАЗу" купить автозавод за 480 миллионов долларов. Позднее цена упала до 300 миллионов, но стороны так и не договорились.
В 2009 году группе СОК все же удалось сбыть "ИжАвто", который набрал к тому моменту более 10 миллиардов рублей долгов. Покупателями завода, по версии источников газеты "Ведомости", стали менеджеры "ИжАвто" (по версии газеты "Коммерсантъ" - сам "ИжАвто"). Сумма сделки составила около 200 миллионов долларов, но покупатели рассчитывались не деньгами, а автомобилями, которые выпускал завод. Вскоре завод подал заявление о собственном банкротстве.
"Коммерсантъ" утверждает, что в результате сделки с СОКом основную часть долга "ИжАвто" (более 5 миллиардов из 13 миллиардов рублей) теперь гасит федеральный бюджет, а Сбербанк уже списал 2,5 миллиарда рублей выданных заводу кредитов как безнадежные. Источники газеты также сообщили, что Качмазов и топ-менеджмент "ИжАвто" вывели с завода на офшоры около 200 миллионов рублей, полученных от Сбербанка. Товарный остаток - автомобили с завода - также исчезли, причем, как утверждают собеседники "Ведомостей", весьма забавным способом. Представители СОКа просто перенесли забор, в результате чего часть склада с готовой продукцией оказалась за территорией "ИжАвто" и не подпала под обременение по кредитам Сбербанка.
Не исключено, что в будущем "ИжАвто" перейдет к "АвтоВАЗу" (подконтролен госкорпорации "Ростехнологии"), после чего завод начнет в Ижевске производство своих классических моделей, а также машин для Renault и Nissan. Летом 2010 года СОК уже продал структурам "АвтоВАЗа" большую часть своих активов по производству автокомпонентов. Пока же Качмазов, а также ряд бывших топ-менеджеров "ИжАвто" объявлены в федеральный розыск. Уголовное дело в их отношении возбуждено по статье 196 УК РФ (преднамеренное банкротство, до шести лет лишения свободы).
Газета "Ведомости" утверждает, что Качмазов, покинувший Россию в конце 2010 года, как и еще один разыскиваемый менеджер, находятся в Объединенных Арабских Эмиратах. Перспективы их экстрадиции неясны, тем более что в международный розыск их никто не объявлял. Еще один менеджер завода уже сотрудничает со следователями. В любом случае, целая эпоха в истории российского автомобилестроения, похоже, завершилась.
|