Революции, которые охватывают одну за другой страны арабского мира, грозят выйти за пределы Ближнего Востока и перекинуться на страны бывшего СССР.
Революция в Ливии
Во всех этих странах есть свои социально-экономические проблемы, однако тамошняя оппозиция все чаще выступает с призывами двигаться по пути, проложенному "арабскими революционерами", пишет российское издание "Новые Известия".
Таджикистан на пороге войныКогда речь заходит о влиянии событий в Тунисе, Египте, Ливии Бахрейне (и далее по списку) на постсоветские республики, первой на ум приходит наиболее бедная из них – Таджикистан. Тем более что по этой стране с особой силой ударил мировой продовольственный кризис. За последние полгода мука там подорожала на 80%, сахар – на 25%, рис – на 23%. Конечно, это вызвало рост социальной напряженности. И как будто специально ко времени, подоспели события в ряде арабских стран, население которых, не желая мириться с подобными же проблемами, послало черные метки правящим режимам. В такой ситуации таджикские власти решили сыграть на опережение и в срочном порядке выбросили на внутренний рынок стратегические запасы мяса, муки и гречки.
Впрочем, в Таджикистане и без арабского примера было неспокойно – учитывая недавний мятеж исламистов на востоке республики.
Журнал Time недавно опубликовал список из 10 правителей, которые в ближайшем времени могут быть лишены власти, в него вошел и глава Таджикистана Эмомали Рахмон, находящийся у власти с 1994 года. Как отмечают американские журналисты, он правит страной как собственным феодом.
В Грузии оппозиция сопротивляется властиВ том же самом обвиняет главу своего государства грузинская оппозиция, на которую события в арабском мире оказали самое непосредственное воздействие.
"Зимой ласточки находятся в Египте и Тунисе, но весной они прилетят к нам, – заявил на днях один из лидеров Грузинской партии Созар Субари. – Если станет нужно, будем себя вести так, как повели себя египетский и тунисский народы. Весной мы должны показать всем, кто мы есть".
Грузинская оппозиция уже приступила к формированию "Народного собрания", которое в свою очередь создает "комитеты сопротивления в регионах".
Лидер "Демократического движения – Единой Грузии", экс-спикер парламента страны Нино Бурджанадзе уверена, что участие в выборах (итоги которых, по ее мнению, все равно сфальсифицируют) уже не имеет смысла. По ее расчетам, до конца года Саакашвили будет смещен.
На драматические события в арабском мире откликнулся и сам Михаил Саакашвили. Выступая в парламенте, он сказал, что после грузинской "революции роз" революции в разных странах мира стали называть в честь растений. Грузия создала "бренд".
Казахстан: властям не стоит расслаблятьсяВ более обеспеченных Туркменистане и Казахстане ситуация немного другая. У них более благополучная жизнь, но и властям этих стран не стоит расслабляться.
О том, что руководителям Казахстана "не стоит расслабляться", свидетельствует, например, массовая рассылка в последние дни по почтовым ящикам в Алма-Ате листовок под такой шапкой:
"Тунисцы, египтяне... Кто следующий?". Глава казахстанской экспертной Группы оценки рисков Досым Сатпаев, комментируя ситуацию в республике, сказал что время революционных протестов еще не пришло.
"Тревожная ситуация может возникнуть, когда встанет вопрос о преемственности власти. Вот в этом году президент Назарбаев будет баллотироваться на новый срок на досрочных выборах. Элиты сплочены вокруг него, и в отличие от той же Ливии здесь вряд ли возможен заговор среди высших чиновников", – считает эксперт.
Издание отмечает, что не нужно забывать, что в Центральной Азии есть свои детонаторы. В Таджикистане, Узбекистане и Кыргызстане существует вооруженная оппозиция, кроме того, для этих стран опасно соседство с Афганистаном.
Напомним, с начала года волна революций захватила ряд арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки. Как отмечали эксперты, протесты имели в основном экономические причины.
Отправной точкой беспорядков в регионе стала "жасминовая революция", которая состоялась 14 января в Тунисе. Президент Зин аль-Абидин бен Али бежал из страны с семьей в Саудовскую Аравию и на следующий день был отстранен от должности. Следующим стал Хосни Мубарак, который правил Египтом в течение 30 лет и оставил пост главы государства 11 февраля.
Затем антиправительственные манифестации перекинулись на Йемен, Ливию, Алжир, Иорданию, Бахрейн, Иран и Марокко.
Источник