Россия приступила к созданию принципиально новой неатомной подводной лодки с двигателем замкнутого контура для действий в ближней морской зоне, сообщил высокопоставленный представитель Главного штаба Военно-Морского флота РФ. По словам адмирала, «идет разработка принципиально новой подводной лодки для действий в прибрежных районах с энергетической установкой замкнутого цикла. Такие подлодки смогут в автономной режиме без всплытия находиться под водой по несколько недель». Некоторые средства массовой информации даже поспешили назвать будущий корабль «суперподлодкой». В чем ее уникальность? И о чем вообще речь? Попробуем разобраться.
Каждая вторая дизельная подлодка в мире сделана в СССР
Прежде всего, очевидно, что речь идет о дальнейшем развитии дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ). Отменим, что еще два десятилетия назад в мире было два бесспорных лидера в строительстве таких кораблей – СССР и Германия. Что и неудивительно – опыт строительства подводных кораблей в этих странах насчитывает век с лишним. За это время, например, советские и российские конструкторы создали и поставили на конвейер более 300 проектов ДЭПЛ. В результате к 90-м годам каждая вторая такая лодка в мире была родом с советских верфей. Наиболее удачным отечественным образцом стала ДЭПЛ 3-го поколения проекта 877/636 «Варшавянка» и ее экспортные варианты.
Чуть позже к названной паре подтянулась и Швеция. Американцы в технологической гонке на этом направлении не участвовали по той причине, что океанские операции собираются вести вдали от своих берегов. Для подобных операций нужна дальность плавания и скрытность, которая для ДЭПЛ недостижима. Поэтому в составе ВМС США подводные лодки исключительно с атомными двигателями.
Правда, в последнее время взгляды американцев здесь изменились. Прогресс в создании неатомных подводных лодок привел к тому, что самые современные из них сегодня по некоторым тактико-техническим данным не уступают атомоходам, а кое в чем даже превосходят их. В 2003 году шведская подводная лодка 4-го поколения Halland в дуэльной ситуации одержала верх над французской атомной лодкой. Она же в Средиземном море в учебном бою «торпедировала» американскую атомную подводную лодки Huston. При этом учтем, что в среднем ДЭПЛ в 4,5 раза дешевле каждого из своих собратьев с ядерными реакторами. Что делает их еще привлекательнее. Поэтому ничего удивительного, что недавно ВМС США взяли в лизинг шведскую подлодку 4-го поколения.
Что прежде сдерживало развитие неатомных подводных лодок? Их, казалось бы, неустранимый родовой порок: необходимость периодически всплывать для подзарядки аккумуляторных батарей, на которых только и возможно было передвигаться под водой. Не выныривать на поверхность можно было максимум 3-4 суток. Да и то лишь в случае, если боевое патрулирование велось на скоростях не выше 2-4 узлов. Дальше перехватывало дыхание не только у двигателей. Содержание кислорода в отсеках падало ниже всяких пределов, и экипаж тоже оказывался на грани обмороков. Приходилось подниматься на перископную глубину и вытаскивать на свет божий устройство для засасывания воздуха с поверхности. Его изобретатели, немцы, в годы второй мировой войны назвали эту штуку шнорхелем. У нас оно именовалось проще и бесхитростней – РДП (работа дизеля под водой).
В часы зарядки аккумуляторных батарей подлодка становилась легкой добычей противника. Главным своим преимуществом – возможностью скрыться в глубине – воспользоваться она не могла. Когда атомных реакторов еще не было и в помине, конструкторы многих стран уже начали работы над устранением этого рокового тактического недостатка.
Подводные «зажигалки»
В Советском Союзе работы начались в 1935 году под руководством С. Базилевского. Для обеспечения работы двигателя под водой он предложил использовать жидкий кислород, хранившийся в отсеке при температуре минус 180 градусов. Переоборудовали подводную лодку С-92 (после 1940 года называлась Р-1). В 1939 году дизель этого корабля без атмосферного воздуха смог проработать 5,5 часов. Но, как оказалось, жидкий кислород на подлодках привел в конструкторский тупик.
Германия в годы второй мировой войны создала подводную лодку XXVI серии, двигатели которой работали на перекиси водорода. Она была способна в течение шести часов развивать подводную скорость до 25 узлов. Правда, дальше перекись водорода заканчивалась, и приходилось снова поднимать шнорхель.
Поучаствовать в войне германские подлодки XXVI серии не успели, но оказались ценным трофеем для победителей-союзников. На их основе тут же развернулась послевоенная модернизация подводных флотов. То, что получилось в итоге, назвали анаэробными энергетическими установками для подводных лодок.
В 1955-1958 гг. в Советском Союзе было построено 29 первых серийных ДЭПЛ проекта А615 с анаэробными энергетическими установками. Корабли оказались очень неудачными и горели столь часто, что моряки их прозвали «зажигалками».
Параллельно в Ленинградском ЦКБ-18 шло, по сути, копирование трофейной германской лодки XXVI серии. То, что получилось в итоге, назвали проектом 617. Первый корабль заложили в феврале 1951 года и назвали С-99. Он оказался в силах под водой удерживать скорость до 20 узлов в течение 6 часов. 17 мая 1959 года в турбинном отсеке этой подлодки на глубине 80 метров прогремел взрыв. Все же она своим ходом пришла на базу. Было установлено, что авария произошла вследствие разложения перекиси при контакте с попавшей в клапан грязью.
Однако к тому времени в СССР уже вовсю кипели работы над атомными подводными лодками. Казалось, наступает конец эпохи ДЭПЛ. И об анаэробных энергетических установках в нашей стране надолго забыли. Напрасно. Хотя бы потому, что использование атомоходов в Черном и Балтийском морях исключено международными соглашениями.
Вернулись к этой теме лишь в 70-х годах прошлого века. Экспериментальную энергетическую установку с электрохимическим генератором поставили на хорошо отработанную и наиболее массовую советскую ДЭПЛ проекта 613. Назвали ее «Катран». В 1988 году она прошла государственные испытания. Но дальше рухнул Советский Союз. И дело в нашей стране окончательно встало.
Немцы завели Россию в тупик
Тем временем конкуренты ушли далеко вперед. Лучшей нашей ДЭПЛ является уже упомянутая «Варшавянка», созданная в 70-е годы. В боевом составе российского ВМФ РФ таких кораблей сегодня осталось всего 15. Но они относится к так называемому 3-му поколению ДЭПЛ. Главным принципиальным отличием неатомных подводных лодок 4-го поколения является наличие анаэробных энергетических установок, повышающих длительность непрерывного подводного плавания (автономности) до 700–1000 часов. И именно в направлении создания подобных кораблей развернулась в мире технологическая гонка.
Первыми преуспели немцы. Германские компании Howaldtswerke-Deutsche Werft GmbH (HDW) и Thyssen Nordseewerke GmbH (TNSW) спроектировали и построили четыре подлодки 4-го поколения типа 212 (экспортный вариант – проект 214). Первые четыре таких корабля переданы флоту ФРГ в 2005-07 годах. В сентябре 2006 году бундесмарине заказали еще две подлодки типа 212 со сроком их сдачи флоту в 2012-2013 годах. Их анаэробные установки, как и в конце второй мировой войны, работают на основе водорода.
Совсем другим путем двинулись шведы. Они отказались от водорода и оснастили свои новейшие подлодки типа Gotland так называемыми двигателями Стирлинга. Основной принцип работы этих машин основан на постоянно чередуемых нагревании и охлаждении рабочего тела в закрытом цилиндре. Обычно в роли рабочего тела выступает воздух, но также используются водород и гелий. Именно шведские ДЭПЛ сегодня считаются лучшими в мире.
Первой попыткой создания корабля 4-го поколения в России стала подводная лодка проекта 677 «Лада». Ее разработка в ЦКБ «Рубин» началась в 1989 году. Лишь через 8 лет, 26 декабря 1997 года, первая российская неатомная подлодка 4-го поколения, названная «Санкт-Петербург», была заложена на закрытом стапеле ОАО «Адмиралтейские верфи» в Питере.
По сравнению с двухкорпусной «Варшавянкой» надводное водоизмещение «Лады» снижено с 2 300 до 1 765 тонн. Скорость полного подводного хода увеличена с 19 до 21 узла. Состав экипажа уменьшен с 52 до 36 подводников, автономность увеличена до 45 суток. Лодки типа «Лада», по утверждению создателей, отличаются очень низким уровнем шумности, высоким уровнем автоматизации и относительно небольшой ценой. Но самое главное - при закладке подлодки «Санкт-Петербург» подразумевалось, что в процессе постройки она будет снабжена отечественной анаэробной установкой на основе все того же водорода, что и у германских лодок проекта 212.
Детали неизвестны, что ясно, что с головным кораблем 4-го поколения что-то не заладилось. Спущенный на воду в 2006 году, он до сих пор не сдан флоту. Более того. На ходовые испытания в 2007 году «Санкт-Петербург» вышел вообще без анаэробной установки.
Сумеем ли впрыгнуть в последний вагон?
Обобщим сказанное. Специалисты считают, что недавнее широковещательное заявление Главного штаба ВМФ России о разработке принципиально новой неатомной подлодки, это, по большому счету, - блеф. Ничего особого нового создавать не придется. Будем просто догонять ушедших вперед конкурентов. К счастью, судя по всему, возможности для этого есть. О них обозреватель «Свободной прессы» поговорил с директором Инновационно-консультативного центра стрирлингмашиностроения, заслуженным изобретателем РФ, доктором технических наук Николаем Кирилловым.
«СП»:- Прежде всего, скажите: велико ли наше технологическое отставание в строительстве неатомных подводных лодок?
-В целом мы не отстаем. В акустике, в вооружении. Провал только в создании анаэробных двигателей для подводных кораблей. Но он очень опасен. С имеющимися двигателями наши лодки вынуждены всплывать для подзарядки через каждые 3-4 дня. Сами понимаете, как это влияет на скрытность, главное достоинство любой ПЛ. Именно поэтому современные российские неатомные лодки относятся к кораблям 3-го поколения. А Пакистан, Австрия, Чили, Индия уже строят лодки 4-го поколения. Они без подзарядки могут находиться в океанских глубинах до 20 дней. Это же небо и земля.
«СП»:-Почему мы отстали в двигателях?
-Потому что копировали немцев. В Германии в последние десятилетия были созданы дизельные подводные лодки проектов 212 и 214. Они тоже могут очень долго не всплывать на поверхность. Но в их двигателях замкнутого цикла использован водород. Оказалось, что плавать на водороде очень дорого. В результате их самый последний – 214-й проект брать никто не хочет. Теперь немцы сами признали, что зашли в тупик. А следом за ними и мы.
«СП»:-Выход есть, или мы отстали навсегда?
-Нас спасает то, что в России существуют серьезные заделы по двигателям Стирлинга. Есть даже опытные образцы.
«СП»:-Но под них надо создавать корабли принципиально других проектов?
-Абсолютно необязательно. Двигателями Стирлинга можно оснастить подводные лодки типа «Лада». Тогда они будут не хуже, чем у шведов, которые на сегодня лидируют в строительстве неатомных субмарин. Это сразу позволит и российскому ВМФ сделать огромный рывок, и много добиться в экспорте такого рода вооружений.
«СП»:-Если наши будущие ПЛ окажутся всего лишь не хуже того, чем уже располагают шведы, в чем же наши преимущества?
-«Лада» по акустике и сегодня превосходит все существующие в мире лодки. Ее слабое место только энергетика. С двигателями Стирлинга «Лады» окажутся далеко впереди всех.
«СП»:-Сколько времени потребует подобная модернизация?
-Если будет стабильное финансирование – года за 3-4 сделаем.
«СП»:-В Министерстве обороны это сознают? И еще важнее – делают ли практические шаги в этом направлении, или пока одни разговоры?
-Это деликатная тема. Поэтому давайте пока ее не затрагивать. Но абсолютно точно, что сегодня надо говорить уже о неатомных подводных лодках следующего, 5-го поколения.
«СП»:-Какими они будут?
-Основное достоинство – единый двигатель и для подводного, и для надводного хода. Таких нет пока ни у кого. Но шведы и японцы уже работают в этом направлении. Лет через 10, думаю, сделают. У нас пока остается возможность впрыгнуть в последний вагон Источник
|