Стоимость военной операции США в Ливии с момента ее начала 19 марта составила 550 миллионов долларов. Об этом во вторник, 29 марта, сообщает
Agence France-Presse. Бомбардировщик B-2.
Согласно заявлению Пентагона, около 60 процентов расходов пришлось на пуски крылатых ракет и бомбы, сброшенные на объекты армии Муаммара Каддафи. Остальные деньги были потрачены на передислокацию войск и топливо для флота и ВВС армии Соединенных Штатов.
Данные о тратах США на ливийскую операцию приводятся на период с 19 по 28 марта. По словам представителей Пентагона, стоимость продолжения военных действий определить сложно, однако в ближайшие три недели будет потрачено не менее 40 миллионов долларов.
В Минобороны США уточнили, что из 199 "Томагавков", выпущенных войсками коалиции по Ливии, на долю Соединенных Штатов пришлось 192 ракеты , при этом каждый запуск стоил около полутора миллионов долларов. Также было озвучено число примененных в ходе операции ракет с лазерным наведением - всего их было выпущено 602, из которых 455 пришлось на США.
Между тем глава МИД Италии Франко Фраттини (Franco Frattini) заявил, что участники международной конференции по Ливии, которая состоялась 29 марта в Лондоне, единогласно признали необходимость того, чтобы Муаммар Каддафи покинул свою страну. Тем не менее, на конференции было отдельно отмечено, что возможность поставок вооружения ливийским повстанцам не рассматривается как противоречащая решениям ООН.
Военная операция стран Запада в Ливии началась после обострения гражданской войны в стране. Войска коалиции действуют согласно резолюции ООН от 17 марта, предусматривающей защиту мирного населения.
ИсточникНа ошибках учатся
Обама объяснился перед американцами по поводу Ливии.
Вечером в понедельник, 28 марта, президент США Барак Обама выступил с получасовой речью, в которой попытался объяснить американцам, для чего Вашингтон развязал военную кампанию в Ливии. 44-й глава государства говорил по обыкновению много и убедительно, но сомнения скептиков так и не развеял.
В своем выступлении в вашингтонском Университете национальной обороны Барак Обама впервые попытался публично донести до сограждан цели и задачи участия США в ливийской операции. До 28 марта рядовой американский налогоплательщик не знал, зачем Америка ввязалась в уже третью для себя дорогостоящую военную кампанию под многозначительным названием "Одиссея. Рассвет". Ранее президент Обама ограничился лишь кратким объявлением о начале самой операции, а чуть позже разослал соответствующее официальное письмо конгрессменам. Да и то лишь после того, как законодатели через СМИ стали высказывать недовольство тем, что их формально не проинформировали о планах Вашингтона.
Речь Обамы о ситуации в Ливии, продлившаяся 27 минут, транслировалась по всем центральным телеканалам страны. Мотивируя участие США в операции, президент опирался на концепцию о том, что США, будучи мировым лидером, несут ответственность за поддержание мира и обеспечение безопасности на всей планете. Исходя из понимания этого, Обама заявил, что Америка, в отличие от других государств, не вправе наблюдать со стороны за преступными действиями режима Муаммара Каддафи.
"Некоторые страны могут закрывать глаза на злодеяния, совершаемые в других государствах. Но не Соединенные Штаты Америки", - выразил уверенность американский президент. Он подчеркнул, что Каддафи и его приспешники могли устроить в родной стране едва ли не геноцид, который бы еще больше дестабилизировал и без того шаткую ситуацию на Ближнем Востоке и Магрибе. А эти регионы, констатировал президент США, сейчас находятся на пороге исторических изменений, поддержать которые - долг мирового сообщества.
Посетовал Обама и на прошлый неудачный опыт. Он вспомнил об излишне затянувшихся военных кампаниях в Ираке и Афганистане, тем самым недвусмысленно намекнув на внешнеполитические "заслуги" своего предшественника Джорджа Буша. По мнению Обамы, недопустимо следовать примеру иракской кампании и растягивать операцию в Ливии на годы. Президент США публично пообещал, что американские самолеты не задержатся в Ливии. О наземной операции, как не устают повторять в Белом доме, речи и вовсе не идет.
За свою политическую карьеру Обама по праву завоевал звание искусного оратора. Его речи традиционно благосклонно воспринимаются публикой, чего не скажешь о политических обозревателях, которые порой не без оснований находят повод для критики президента. Последнее выступление не стало исключением. Речь Обамы была безусловно сильной, но очевидно, что самого главного президент не сказал: когда это спонсируемое американским налогоплательщиком действо все же закончится. Да и его объяснение целей и задач вооруженных сил США в Ливии было, мягко говоря, расплывчатым.
На это указывают многие американские журналисты и эксперты, внимательно выслушавшие обращение президента. Как пишет авторитетный политолог Джим Герарти, Обама так и не объяснил, почему американские самолеты разбомбили именно Ливию, а не, например, Йемен или Бахрейн, где власти так же жестоко подавляли и подавляют акции протеста. В свою очередь профессор политологии из Университета Дьюка Питер Фивер оценил речь Обамы на "удовлетворительно": по его мнению, президент многого недоговаривал.
Из речи Обамы осталось неясным, что необходимо сделать американцам и их союзникам, чтобы считать операцию в Ливии успешной. Отсутствие указания на четкую стратегию удивило, в частности, колумниста The Washington Post Стивена Стромберга. К тому же в своей речи Обама говорил только лишь об успешном исходе операции, не уточняя, что будет делать, если повстанцам не удастся сместить Каддафи и американская миссия в Ливии затянется. Такой вариант развития событий, уверен журналист, нельзя исключать.
К слову о смещении Каддафи. 28 марта Обама к удивлению многих заявил, что отстранение ливийского полковника от власти не входит в список задач союзников по военной коалиции. Президент США оговорился, что всем явно было бы лучше, если бы Каддафи исчез с политической карты мира. Однако операции по его смещению военными методами, проведение которой, по мнению Обамы, стало бы большой ошибкой, не планируется. Главное сейчас - обеспечить безопасность ливийских граждан и не допустить эскалации насилия в стране. А борьба непосредственно против Каддафи, как счел президент США, это занятие бесперспективное. Иными словами, Обама намекнул ливийским оппозиционерам, что свергать засидевшегося у власти полковника и менять режим в Ливии предстоит им и только им.
Не избежало критики и напоминание Обамы о том, что Вашингтон уже передал управление операцией своим союзникам по НАТО (командование всеми аспектами военной операцией в Ливии официально перейдет к Североатлантическому альянсу 31 марта). У некоторых аналитиков этот шаг, который Обама назвал ключевым, вызвал скептическую улыбку. И дело даже не в том, что НАТО создано, контролируется и финансируется Вашингтоном. Силами альянса в Европе командует адмирал ВМС США Джеймс Ставридис, которому отныне, судя по всему, и предстоит координировать операцию в Ливии. По мнению бушевского спичрайтера Марка Тиссена, все это похоже на переливание из пустого в порожнее - от американского генерала Картера Хэма (главы Командования объединенных сил США в африканском регионе, в ведении которого находится американская фаза "Одиссеи") контроль за ливийской кампанией перешел к американскому же адмиралу Ставридису. Именно ему будет отчитываться генерал ВВС Канады Шарль Бушар, которого назначили непосредственным командующими коалиционной операцией в Ливии.
В общем и целом кажется, что своей речью Барак Обама не только не развеял, но и еще больше укрепил сомнения общества в целесообразности участия США в ливийской "Одиссее". Одних лишь слов о моральном долге Америки защищать невинных людей от посягательств диктатора Каддафи явно недостаточно, чтобы убедить американцев в своей правоте. Тем более когда речь идет о таких ответственных и затратных делах, как вторжение в чужую страну.
С самого начала операция в Ливии расколола Америку на несколько частей. Одни всесторонне поддерживали решение Обамы вторгнуться в Ливию, другие высказывались категорически против очередной военной кампании за счет американских налогоплательщиков. Были и те, кто придирался к мелочам, например, традиционно воинственные политики консервативного толка, которым подавай наземное вторжение.
Так же неоднозначно относятся к ливийской кампании и рядовые американцы. Последний социологический опрос компании Gallup показал, что "Одиссею" одобряют лишь 47 процентов опрошенных американцев. Неделей ранее "зеленый свет" операции в Ливии дала ровно половина респондентов. Как считает The New York Times, американскому президенту следует чаще информировать своих сограждан о ходе этой, по мнению издания, совершенно оправданной операции.
Источник