Ученые исследовали глаза ящериц и нашли, что они снабжены оранжевыми очками. В их сетчатке очень много капель жира, окрашенных в оранжевый цвет. Вот где, оказывается, светофильтры у этих животных. Значит, ящерицы видят мир не так, как мы. И не только ящерицы.
Многим птицам кажется зеленым то, что мы видим в красном цвете. Рыбы же совсем по-другому воспринимает окружающий мир.
Вслед идущему человеку часто смотрят любопытные глаза наших друзей - животных, разные по цвету и форме, большие, как блюдца, и маленькие, словно бусинки, с круглыми, щелевидными зрачками.
У козы зрачок квадратный, а у некоторых копытных он похож на сердце. Зато у летучих рыб глаза почти кольцо, незанятым остается только небольшой кусочек, на котором висит вся срединная часть радужины. Все это приспособления, помогающие животным наблюдать за окружающей обстановкой. Когда, например, летучая рыба вылетает из воды, ей некогда быстро сокращать зрачок, ведь солнце так и бьет в глаза, а через щель удобно наблюдать за водой, а которую падаешь.
Глаз хамелеона
Но что это! Перед нами рыбка, у которой в каждом глазу по два зрачка: один - вверху, другой - внизу. Эту рыбку, обитающую в южноамериканских реках, так и называют четырехглазой. Выставит она половину своего выпученного глаза наружу и смотрит, а нижняя в это время наблюдает за тем, что делается под водой. Но самое интересное то, что и сетчатка поделена на две части. Одна улавливает подводное, а другая надводное изображение. Однако рыбы, как установили ученые, не различают эти два раздельных изображения, а видят общую картину.
Глаза паука
Как бы ни был замысловато устроен зрачок, острота зрения зависит от сетчатки, от того, сколько в ней палочек или колбочек. У человека и некоторых животных в сетчатке есть и палочки и колбочки. Такой глаз видит днем и ночью. Те животные, которые ведут ночной образ жизни, вооружены только палочками. Их глаз не обладает острым зрением, зато при самом слабом свете он может улавливать малейшие движения предметов.
Орлиный глаз
У тех, кто видит только днем, в сетчатке одни колбочки. Таким глазом многое различишь, но и освещение требуется хорошее. Так, есть суслики, которые выходят из норы, лишь когда солнце заглянет в их жилище. Среди дневных животных можно найти самых остроглазых. Человек давно заметил, что птицы различают значительно больше деталей.
Но мы слишком увлеклись нашим рассказом и не заметили, как стемнело. Не пора ли зажечь свет! Но что это? Из угла комнаты смотрят два малиново-красных фонарика. Да ведь это же кот! Он сиамский, и поэтому глаза его светятся красноватыми огоньками. Достаточно коту повернуть голову и взглянуть под другим углом, и зеленоватые искры зажигаются в его глазах.
Глаз лягушки
Загадка свечения глаз животных не так сложна. Вообще-то свечения здесь никакого нет, мы имеем дело с отражением света, попавшего в глаз. У ночных животных чтобы лучше видеть, на дне глаза есть своеобразное зеркальце. Ученые называют его тапетум. Только зеркальце-тапетум не сплошное, а составлено из мелких серебристых кристаллов. Отраженный от них свет будет различным по цвету. Все зависит от формы и величины кристалликов. Кристаллики-зеркальца глаз ночных животных сходны по форме, а свечение меняется в зависимости от их поворота. Глаза медведя в сумерках отливают оранжевым блеском. Енот может посмотреть на нас ярко-желтыми отблесками, а глаза тропических лягушек отлива т зеленым цветом. Совсем рядом с ними в быстро надвигающейся ночи могут вспыхнуть два рубиново-красных огня. И хотя трудно рассмотреть очертания их хозяина, все же нужно знать, что это смотрит на вас аллигатор.
Зеркальце можно найти и у паукообразных. В пустынях водители автомобилей в свете фар часто видят искорки на барханах - это светятся глаза фаланг.
А вот у пауков, у которых не два, а восемь глаз, они могут светиться даже различным цветом: крайние - голубым, а средние - желтым. Однажды маленький паучок забежал в поле зрения моего микроскопа. Я надеялся увидеть разноцветное свечение его глаз. Но вместо этого только восемь маленьких фонариков брызнули на меня своим желтоватым цветом и пришелец тут же скрылся. Так что не у всех пауков разноцветные огоньки в глазах. Другое дело, если бы по предметному столику микроскопа бежал скакунчик, у которого можно увидеть голубой и желтый цвета глаз.
В теплый день паучок-скакунчик охотится почти на любом деревянном заборе. Там с ним и можно познакомиться. Его глаза обладают удивительным свойством. Крайние глаза, с голубым отблеском, видят не только впереди себя и сбоку, но и сзади. А два средних - настоящие телескопические трубы. Ими скакунчик рассматривает все что его интересует. Только сама труба остается на месте, а сетчатка, принимающая изображение, перемещается в ту или иную сторону. Так, не вращая глазами, можно не упустить из виду бегущего муравья или огромную руку великана, каким кажется человек паучку- малютке.
Как не велико разнообразие глаз, устроенных по типу фотокамеры, все равно мы их найдем только у шести процентов существ. Большинство же обладает сложными фасеточными глазами, такими, как у насекомых и ракообразных.
Сложный глаз видит мозаичную картину, причем каждый отдельный глазок видит свое. Глазки сложного глаза напоминает трубочки, у которых есть своя фокусирующая система, построенная из двух линз, выпуклой роговицы и хрусталика. У стрекозы, отличного охотника, каждый сложный глаз состоит из 28 тысяч глазков. А у муравья их так мало, что он способен лишь отличить свет от тьмы. Однако волноваться за муравья не нужно, он различает форму предметов по запаху.
Ученые не раз пытались узнать, как видит сложный глаз насекомого или ракообразного. Немецкий ученый Экснер сфотографировал окно сквозь фасеточный глаз светляка. На фотографии были видны и расплывчатый оконный переплет, и неясные очертания собора, находившегося за окном. Это позволило предположить, насколько неопределенно видят окружающий мир насекомые. Когда же появилась возможность регистрировать с помощью микроэлектродов биотоки, идущие от отдельных клеток, то оказалось, что зрение насекомых куда лучше, чем предполагали ученые. Каждый отдельный глазок различает отдельное изображение той или иной части рассматриваемой картины. Правда, пока еще остается загадкой, каким образом эти фрагменты изображения, часто повторяющиеся, в нервных клетках насекомого превращаются в стройную картину окружающего мира. То, что сначала казалось простым, требует еще немалых усилий для изучения. Сложные глаза насекомых и ракообразных могут видеть то, что недоступно нашему взору. Во-первых, ультрафиолетовые лучи, а во-вторых, плоскость поляризованных лучей.
Попробуем представить, как насекомые видят окружающий мир. Если бы мы вышли на цветущий луг, нашему взору предстал бы пестрый, разноцветный ковер. Вот стоят красные маки, а для пчел они "ультрафиолетовые". К сожалению, мы никогда не видели и не увидим этих лучей, а поэтому и не можем представить, какие они. Белые цветы пчелы воспримут как голубовато-зеленые. Зато все синие и фиолетовые расцветки для насекомых несут такое множество оттенков и красок, что наш разноцветный ковер сразу бы поблек. Ибо как раз синий и фиолетовый тона цветов отражают самое разнообразное количество лучей самой различной длины.
Сложный глаз пчел, рачков видит и поляризованный свет. Представьте себе, хотя бы на минуту, что мы смогли его увидеть. Тогда на наших глазах все: небо, вода рек и озер - покрылось бы сложным узором. И даже если солнце закрыто облаками или тучами, по узору мы всегда бы "видели", где оно находится. Словом, могли бы по нему ориентироваться.
Мир фасеточных глаз велик и разнообразен. Вот ползет огромный рак-мечехвост, достигающий в длину иногда 90 сантиметров. Древнейший рак - он живет на Земле уже 425 миллионов лет, - оказывается, может своими сложными глазами увеличивать контрастность картины, которую он видит. Чтобы изменить контрастность изображения на телевизионном экране, нужна сложная электроника, а у мечехвоста вся его электроника скрыта в небольшом фасеточном глазу.
Могло бы насекомое, обладающее сложными глазами, воспринимать телевизионную передачу или смотреть кино? Если нам показывать 10 изображений в секунду, мы еще различим отдельные зрительные образы, а если 16, то все сольется в непрерывное действие. Мухе или пчеле надо 200 смен кадров в секунду, чтобы она восприняла непрерывное движение. Поэтому на наших телевизорах и киноэкранах насекомые видели бы отдельно меняющиеся картинки. А свет ламп дневного света, зажигающихся и гаснущих 50 раз в секунду, который мы воспринимаем как постоянный, для ник представляется всегда мигающим.
Глаза мухи
В ходе эволюции животные "ставили" самые настоящие эксперименты по созданию живых приборов для собственного зрения. Наверное, мало кто слышал о сканирующем глазе, который работает по тому же принципу, что и телевизионная трубка. Сканирующий глаз можно найти у маленького членистоногого капилия. Большой красивый хрусталик смотрит на мир. Он фокусирует изображение на... нет, не на сетчатку, а в пустое пространство глазной камеры. Изображение улавливаетс всего-навсего одним светочувствительным рецептором, прикрепленным к тонкому мышечному пучку, который перемещает его в глазу, словно электронный луч в светочувствительной трубке телекамеры.
Другие животные обходятся без хрусталика, и глаз у них построен наподобие камеры с точечным отверстием. Головоногий моллюск наутилус, родственник осьминога и кальмара со странными большими глазами м очень маленьким зрачком, как раз использует для своего зрения настоящую камеру Обскура. У такой камеры-глаза есть большое преимущество: на каком бы расстоянии ни рассматривался предмет, его изображение всегда будет сфокусировано на сетчатке. Жаль только, что через узкое отверстие зрачка проходит мало световых лучей, поэтому при плохом освещении наутилус многого не различает.
Почти все известные оптические приспособления используют животные. Единственное, чего еще не удалось обнаружить, так это глаза, работающие по принципу вогнутого зеркала. Разве что у обитателей неведомых космических миров мы найдем их. А может быть, и на Земле такое животное еще не открыто?
Множество существует на Земле необычных глаз. Глаза человека как бы взяли от них всего понемногу. Они способны видеть и днем и ночью, различать цвета и определять объемность изображения за счет бинокулярмого зрения. Каждое из этих свойств может быть сильно развито в необыкновенных глазах наших друзей - животных, зато такие глаза теряют свою универсальность по сравнению с нашими.
Человеческий глаз, приняв на себя многие функции, свойственные только глазам отдельных животных, конечно же, не лишен недостатков. Зато какими способностями он обладает. Мы люди, и нам кажется многое обычным, что должно было бы вызвать восхищение.
Возьмем хотя бы цветное зрение. Только у обезьян оно такое же полное, как у нас. А кошки и собаки видят видимо, лишь частично подкрашенный кинофильм жизни. Правда, можно вспомнить осьминогов, пчел, некоторых пауков, которые обладают цветным зрением и достаточно совершенным, но оно сильно отличается от нашего. Совсем другие спектры предстают перед их глазами.
А диапазон освещенности, который улавливает человеческий глаз? Разве может с ним сравниться самый совершенный фотоаппарат, заряженный пусть даже сотнями пленок с самой различной чувствительностью! Глазу же и в сумерках, и при ярком солнечном свете нужна всегда одна пленка - сетчатка. И она справляется.
Сначала ученые считали, что чувствительность глаза зависит от количества необесцветившегося фотопигмента, но все оказалось значительно сложнее.
Американскому исследователю У. Равтону удалось показать, что сетчатка работает, как сложная электронная машина с обратной связью. Исследовав глаз человека, ученые установили, что рецептор, освещенный ярким светом и истративший весь пигмент, не бездействует, а, наоборот, начинает посылать в управляющий центр (зрительную часть мозга) сигналы, которые усиливаются в мозгу и в виде нервных импульсов идут обратно к фоторецепторам, заставляя их посылать новые сигналы. Происходит нервно-световое "замыкание". И несмотря на то, что в эти несколько минут зрительный пигмент не воспринимает света, ом восстанавливается, и человек не прекращает видеть на сильном свету. Ни один фотоаппарат не вооружен такой совершенной системой.
Глаза ящериц, как мы знаем, несут оранжевый светофильтр. Оказывается, у человека в глазу хрусталик выполняет роль не только линзы, но и светофильтра. Хрусталик нашего глаза отсекает от видимой масти спектра ультрафиолетовые лучи. Не будь у нас его, мы тоже могли бы видать мир в ультрафиолетовых лучах. В самом деле, люди у которых удален помутневший хрусталик и заменен стеклянной линзой - очками, видят предметы в ультрафиолетовом свете. Они даже читают таблицу для проверки зрения лишь при ультрафиолетовом освещении. Тогда как обычные люди при таком свате совершенно ничего не видят.
Изучая человеческий глаз, мы попадаем в таинственную страну цветного зрения. Сейчас многие исследователи считают, что цветное зрение человека включает три тина реакций, каждая из которых отвечает либо за желтый, либо за синий или же за красный цвет.
Исследования глаз птиц, которые содержат в своей сетчатке почти одни колбочки, показали, что в каждой колбочке есть жировые гранулы, окрашенные в красные, оранжевые и зеленовато-желтые цвета. А через некоторое время нашли и бесцветные гранулы. Может быть, онито и находятся в тех фоторецепторах, которые способны улавливать ультрафиолетовый свет.
Многое еще предстоит изучить в сложнейшем процессе зрения животных и зрения человека. Но с каждым днем наука будет отвоевывать новые и новые рубежи, чтобы потом поставить их себе на службу.
Человек может быть вполне доволен своим зрением и должен беречь его. А если возникает необходимость что-то усилить или усовершенствовать в нашем зрения, человек сделает это с помощью приборов, моделирующих зрение необыкновенных глаз бегающих, летающих, ползающих и плавающих существ, живущих на нашей планете.
По материалам:
chudoglaza.ru, zooclub.ru