Археологи приступили к раскопкам лодки фараона Хеопса, пролежавшей 4 500 лет в подземной камере на южной стороне Великой пирамиды в Гизе.
Поднимают один из камней, закрывавших яму с лодкой. (Фото Rania Galal.) Первая лодка, погребённая в яме, запечатанной 41 каменным блоком, была обнаружена в 1954 году. Судно, состоявшее из 1 224 компонентов и имевшее 43 м в длину, было полностью восстановлено в 1971 году и теперь стоит в специальном музее близ Великой пирамиды.
Признаки существования второй барки рядом с первой заметили в том же 1954 году, но обнаружена она была с помощью электромагнитного радара только в 1987-м. В 2008 году Университет Васеда (Япония) выделил на раскопки $10 млн. Было проведено предварительное исследование: проделали небольшое отверстие, и в яму спустили видеокамеру. Выяснилось, что лодку можно восстановить. Пришло время снять каменную крышку.
Первая солнечная барка.
Вчера археологи подняли 41 известняковую плиту (16 т каждая) и извлекли первый кусок дерева. В ближайшую пару месяцев планируется достать около 600 балок и досок.
Судя по всему, лодки — близнецы: обе построены из ливанского кедра и египетской акации, внешний вид один и тот же. Только вторая, как ожидается, меньше первой.
Посудины хранились так же, как мебель Ikea, — готовыми к сборке. Составные части аккуратно опускались в яму в строгой последовательности, чтобы в итоге лодки оказались почти собранными.
Вопросов множество. Каково назначение лодок, укладывавшихся столь странным способом? Использовались ли они для транспортировки мумии Хуфу из Мемфиса в Гизу? Почему лодок две? И самый главный: почему египтяне сначала построили, а затем разобрали и похоронили два дорогих полноразмерных судна в основании Великой пирамиды?
Захи Хавасс, министр по делам древностей, считает, что лодки не использовались в погребальной процессии, это были символы. Древние египтяне верили, что солнце днём путешествует в барке Манджет, а ночью возвращается на исходные позиции в лодке Месектет. Лодки разобрали для удобства, а поскольку бог солнца знал, как их собрать, с этим не должно было возникнуть проблем.
На восстановление первой лодки у главного реставратора министерства древностей Ахмеда Юсуфа ушло 13 лет и пять попыток. Со второй теперь будет проще — мастера просят подождать всего четыре года.
Источник
|