Юрист, руководитель общественного проекта "Дорожный контроль" Ростислав Шапошников сообщил, что остановка автомобиля с целью проведения техосмотра на дороге является незаконной, передаёт газета "Сегодня".
Он указывает, что такие действия инспекторов являются превышением власти и служебных полномочий, ответственность за это предусмотрена в ст. 365 УК Украины.
По словам эксперта, в случае таких действий нужно жаловаться в прокуратуру.
В принятых изменениях в законодательство, которые вступят в силу в средине августа, прописано, что частные легковые автомобили не подлежат обязательному техническому контролю. То есть проводить техническую проверку представители ГАИ могут, но только в случае, если водитель или владелец такого автомобиля сам этого желает.
Издание отмечает, что техническая проверка на дорогах, даже если её будут проводить после закупки Министерством внутренних дел мобильных станций для диагностики состояния автомобилей, должна быть только бесплатной.
Если ГАИ будет останавливать автомобили и направлять их на платную проверку, то это будет нарушением ст. 17 закона "О защите прав потребителей" (запрещает принуждение к приобретению ненужных товаров и услуг) и ст. 9 закона "О защите от недобросовестной конкуренции" (запрещает принудительный ассортимент услуг).
Если же проверка на дорогах будет бесплатной, то нарушается антимонопольное законодательство, поскольку на частных СТО такие услуги предоставляются за деньги, а ГАИ оказывает их бесплатно, что является недобросовестной конкуренцией.
И в действующем законодательстве, и в том, которое должно вступить в силу в августе, требования к техническому состоянию автомобилей одинаковы: они прописаны в Правилах дорожного движения.
Существует перечень неисправностей, при которых водитель не имеет права ехать дальше своим ходом (только на буксире либо на эвакуаторе).
Так, водители не имеют права продолжать движение, если у них:
- тормозная система или рулевое управление не дают возможности остановить авто или осуществить маневр во время езды с минимальной скоростью;
- в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости не горят лампы фар или задних габаритных огней;
- если во время дождя или снегопада не включены стеклоочистители со стороны руля.
Сотрудник ГАИ имеет право выявить дефекты авто по внешним признакам. В случае их обнаружения инспектор обязан остановить машину и составить протокол.
Напомним, что 5 июля Верховная Рада отменила обязательный техосмотр для частных легковых автомобилей, мотоциклов и мопедов. За принятие в целом соответствующего законопроекта № 8397 проголосовали 262 депутатов при минимально необходимых 226-ти. А 8 июля данный закон был подписан президентом Виктором Януковичем, который и был инициатором его принятия.
ГАИ планирует уже с осени выйти на дороги, имея в своём арсенале мобильные станции диагностики автомобилей. Цели благородные - после отмены ТО милиция постарается не допустить на дороги неисправные авто, а также намерена проверять машины, которые прошли техосмотр на коммерческих станциях.
Для этого Министерство внутренних дел приобрело 27 мобильных диагностических станций проверки технического состояния автомобилей.
Машины на базе Peugeot Boxer 330 2.2 HDi закуплены у одесского ООО "ВиДи Конкорд" за 8,63 млн гривен. "Стоимость одного автомобиля составила 320 тысяч гривен, в базовой комплектации такой автомобиль стоит около 220 тысяч гривен.
Эти автомобили, в частности, должны быть оснащены измерителями эффективности тормозных систем, параметров света фар, дымности отработанных газов двигателей. Кроме того, они должны быть оборудованы газоанализатором, прибором для определения светопропускания стекол, измерителем суммарного люфта рулевого управления транспортных средств. Источник
|