Морской транспорт загрязняет атмосферу больше, чем авиация.
С 1 ЯНВАРЯ 2012 года авиакомпании включаются в европейскую систему торговли квотами на выброс парниковых газов. Квотирование парниковой эмиссии нацелено на стимулирование инвестиций в разработку более совершенных самолетов и двигателей. Авиаперевозчики, превышающие норму, должны будут покупать квоты у компаний, использующих экологичные технологии, или платить штрафы. Эта норма распространяется не только на европейские авиакомпании, но и на всех авиаперевозчиков, рейсы которых начинаются, заканчиваются или имеют промежуточную посадку на территории ЕС. Таким образом, Евросоюз будет применять к авиации ту же схему борьбы с выбросами парниковых газов, которая действует в отношении предприятий и электростанций.
Авиацию привычно обвиняют в негативном воздействии на атмосферу и климат Земли. Недавно группа ученых во главе с Эндрю Хеймсфилдом из Центра атмосферных исследований в Боудлере (Колорадо, США) опубликовала в научном журнале «Сайенс» сообщение, в котором утверждается, что плотное авиационное движение меняет погоду в местности, где находятся крупные аэропорты, особенно в средних и северных широтах — здесь чаще бывают снегопады и дожди.
Дело во влиянии самолетов на облака, содержащие так называемую переохлажденную воду. Она способна оставаться в жидком состоянии даже при температуре –40 °С, если в облаке нет частичек, вокруг которых могут образовываться кристаллики льда. Когда через облако пролетает самолет, ситуация меняется: в его кильватерной струе температура резко понижается, вследствие чего капельки переохлажденной воды внезапно превращаются в мелкие кристаллики. Это дает начало лавинообразной реакции — кристалликов становится все больше, образуются осадки в виде дождя или снега. Процесс похож на тот, благодаря которому сегодня вызывают искусственные осадки, распыляя в атмосфере конденсирующие вещества. Хеймсфилд и его коллеги говорят, что на глобальный климат самолеты в этом отношении, возможно, не влияют, но на ошибки в прогнозах погоды — вполне. Ведь многие метеорологические станции расположены как раз возле аэропортов.
Военная авиация охладит Землю
Для борьбы с глобальным потеплением специалисты из Рутгерского университета (США) предлагают распылять в атмосфере серные аэрозоли, способные отражать солнечное тепло. Чтобы добиться желаемого эффекта, в течение года в воздухе надо будет распылить до миллиона тонн аэрозолей. Сделать это можно с помощью американского военного самолета F–15C Eagle. 167 таких машин должны ежедневно осуществлять три вылета. Эта акция обойдется в $4,2 млрд. Однако, как пишут в издании «Нейче. Клаймет Чейндж» Ульрика Буркхардт и Бернд Керхер, ученые из Института физики атмосферы Немецкого центра изучения аэро- и космонавтики (DLR), самолеты все же значительно способствуют глобальному потеплению. По их расчетам, так называемые конденсационные следы — белые шлейфы тумана, оставляемые в небе летательными аппаратами, летящими на большой высоте, — за год усиливают парниковый эффект больше, чем весь выбрасываемый самолетами углекислый газ. Эти шлейфы могут держаться в атмосфере до 17 часов. Они вырождаются в тонкие перистые облака и отражают тепло по направлению к земле. Кроме того, они отбирают влагу из атмосферы, препятствуя естественному образованию облаков. В связи с этим ученые советуют по возможности прокладывать авиационные маршруты в областях с минимальной влажностью атмосферы, поскольку в сухом воздухе конденсационные шлейфы образовываются не так сильно.
Интересно, впрочем, что специалисты того же DLR дали авиации своеобразный «утешительный приз». Полгода тому назад они опубликовали результаты исследования, которые свидетельствуют, что мировое судоходство загрязняет атмосферу парниковыми газами куда больше, чем авиация. В 2000 году выбросы кораблями оксида азота составили более 20 млн. т, а оксида серы — около 12 млн. т. Самолеты выбросили этих газов соответственно в десять и в сто раз меньше. Поскольку 90% мировых торговых путей пролегает через моря, ученые призывают вслед за самолетами обратить внимание на экологичность морского транспорта. Источник
|