Покупка автомобиля с пробегом связана с риском приобрести «кота в мешке» - автомобиль, которая попадала в тяжелое ДТП или юридически «грязную». Чтобы не стать жертвой мошенников, нужно не только придирчиво обследовать автомобиль, но и грамотно оформить сделку.
«Машину хотел очень давно. На новую денег не было, а лезть в долги не хотелось, поэтому решил купитьподержанное авто. Выбирал долго и присмотрел один вариант, который устраивал как по цене, так и по возрасту. Визуально машина не вызвала подозрений, но оказалось, что у продавца только копия техпаспорта. Я насторожился, обратился к нотариусу, и не зря: автомобиль оказался кредитным, о чем продавец, разумеется, не сообщил», - рассказал предприниматель из Черкасс Сергей Авдеев.
Техпаспорт - главный документ на авто. В документе записаны данные владельца (ФИО, адрес), которые нужно сверить с его гражданским паспортом. Кроме того,
в техпаспорте указаны год выпуска авто, номера двигателя и кузова, которые тоже нужно проверить при осмотре машины.
Если же в том месте, где нанесен номер, видны следы обработки наждачной бумагой, сварки, свежей краски, стоит насторожиться. Еще в техпаспорте указано, где было куплено авто. Например, номер справки-счета автосалона - ее также нужно просить у владельца. Если же автомобиль был пригнан из-за рубежа, у продавца должна быть копия таможенной декларации. А еще стоит
потребовать от продавца сервисную книжку с отметками о прохождении регулярного техобслуживания, особенно, если авто до сих пор на гарантии.
Если продаваемое авто уже снято с учета, то у владельца обязательно должна быть учетная карточка (в нее делается запись после проведения сделки), квитанция об уплате транспортного сбора и справка из МРЭО о том,
что машина не находится в угоне, а номера агрегатов (кузова, мотора и т. д.) - не поддельные.
Чтобы подстраховаться, покупатель может сам через любого нотариуса
сделать запрос в инфоцентр Министерства юстиции о том,
не находится ли машина в залоге у банка (это стоит 34 грн.).
Нередки ситуации, когда продаются машины, купленные ранее по генеральной доверенности (об этой схеме -- ниже), однако юристы считают продажу машины, не зарегистрированной на продавца, одной из самых популярных афер, и «Деньги» с ними полностью согласны.
Риски доверияСамый привлекательный, на первый взгляд, способ приобрести подержанное авто -
через оформление генеральной доверенности. Только вот доверенность не дает покупателю права собственности на автомобиль, а лишь позволяет пользоваться ею какое-то время (максимум 10 лет). Но при этом документ помогает изрядно сэкономить на уплате налогов и постановке на учет в ГАИ. Ведь сделка по купле-продаже фактически не проводится: продавец не оплачивает подоходный налог, и автомобиль не нужно снимать с учета и регистрировать на покупателя. При этом цена оформления «генералки» - всего 250-500 грн.
Впрочем, экономия может обернуться неприятностями.
Чтобы у «покупателя» отобрали автомобиль, «продавцу» достаточно написать заявление в милицию. Жаловаться в прокуратуру или еще куда-то бессмысленно, ведь юридически доказать свои права невозможно», - говорит юрист LCF Law Group Марьяна Гармаш.
Безопасно оформлять доверенность лишь тогда, когда автомобиль продает близкий друг или родственник. В иных случаях лучше купить автомобиль «по закону».
Купить и спать спокойно
Первый способ
провести сделку по покупке авто -
через комиссионную фирму, которая оформит справку-счет. Такие «конторы» можно найти через Интернет, на авторынках и даже в автосалонах. Кстати, при комиссионной фирме уже есть эксперты, которые оценят машину.
Цена справки - 500-2000 грн. За нее платит либо сам покупатель, либо совместно с продавцом. А уж оформив справку-счет и взяв учетную карточку (ее выдают в ГАИ при снятии авто с учета) со старым техпаспортом, можно смело отправляться в МРЭО регистрировать авто на себя. Главный риск - отсутствие ответственности продавца, если на следующий день у авто отвалятся колеса или выпадет мотор, так как справка-счет не является договором по своей сути и ответственность сторон не предусмотрена. Кроме того, «комиссионка» не несет ответственности за факт передачи денег. Поэтому продавец обязан написать расписку, где будет четко зафиксировано: покупатель деньги передал, продавец -принял.
Другой путь -
оформить договор купли-продажи у нотариуса. На основании этого документа ГАИ должно поставить авто на учет. Кстати, нотариус обязательно проверяет, не является ли авто кредитным. Увы, способ хоть и наименее рискованный, но и самый дорогой.
Обычно все затраты при таком оформлении стороны делят между собой в равных частях. Кстати, договор может защищать покупателя. «В договоре купли-продажи стоит предусмотреть возврат денежных средств и уплату штрафных санкций продавцом в случае выявления при эксплуатации авто серьезных дефектов, возникших по вине предыдущего владельца, - рекомендует управляющий партнер ЮК «Правовая гильдия «ВикториАл» Виктор Мороз. - То же можно предусмотреть на случай возникновения проблем юридического характера». Действительно, с согласия продавца эти оговорки также можно внести в документ.
Прояснив юридическую «чистоту» машины, нужно тщательно обследовать ее техническое состояние. Увы, встречаются «очень тяжелые» случаи: прежде всего, стоит остерегаться покупки авто, использовавшегося в качестве такси. Такие автомобиля можно узнать по большому пробегу -
от 30-40 тыс. км в год, а также по изрядно «потрепанному» салону. Вторая неприятность -
покупка авто-«утопленника».Такие автомобиля отличаются
подозрительным запахом в салоне, проблемами с электроникой, коррозией на стойках и стальных деталях. Обычно несложно распознать автомобили, побывавшие в тяжелых ДТП - их кузов деформирован, а детали перекрашены или заменены, а также автомобиля
с «убитыми» двигателями и сильно проржавевшими кузовами. Чтобы выявить скрытые дефекты, нужно обязательно продиагностировать автомобиль на «своем» СТО, где уж точно выявят существующие и потенциальные «болячки», а также скрытые продавцом факты:
ДТП, «скрученный» пробег, требующие ремонта или замены узлы.Нередко продавцы завышают цену из-за того, что авто - на гарантии. С одной стороны гарантия - это хорошо, поскольку по сервисной книжке можно видеть историю авто. Но быть на 100% уверенным, что продавец обращался только в официальный сервис, невозможно. Не исключено, что основной ремонт проводился у «дяди Васи» в гараже, и лишь техобслуживание - у официалов. И только после полноценной диагностики на СТО можно будет свериться с сервисной книжкой и определить, насколько честен продавец.
Снизить риски при покупке б/у автомобиля можно, приобретая автомобиль через trade-in в автосалоне. Это комфортный способ как для покупателя, так и для продавца - автосалон выступает в роли посредника, который занимается всеми вопросами оформления. Конечно, заплатить придется на 3-10% больше, чем в случае покупки на базаре. Зато салон глубоко проверит юридическую «чистоту» автомобиля и его техническое состояние.
Источник