После обширного инфаркта Юрий Федак был на волосок от гибели
Каждый человек рано или поздно задает себе вопрос: что будет потом, за порогом смерти? 59-летний Юрий ФЕДАКА из Запорожья знает ответ - после обширного инфаркта он побывал в состоянии клинической смерти 68 раз!
Юрий Федак
- Почти половину жизни я проработал водителем, - рассказывает Юрий Федака. - До 44 лет никаких проблем у меня с сердцем не было. Все началось, когда пошел в лес за дровами, поднял тяжелое бревно, а утром случился первый приступ. С непривычки я даже не понял, что это сердце болит. Думал, может, надорвал какую-то мышцу, и еще две недели ходил на работу. Каждый день мне снимали кардиограмму, но та никаких отклонений не показывала. Лишь спустя две недели в поликлинике мне сделали кардиограмму под нагрузкой. И тут же положили в больницу. А вечером возникли нестерпимые загрудные боли. Я попросил сестричку сделать обезболивающий укол, но она ответила: «Врача нет, а укол вам не назначен. Принимайте нитроглицерин». Я маялся в коридоре, чтобы стонами не будить всю палату.
Жаль, быстро вернули
Утром пациента уже без сознания на каталке отвезли в реанимацию. Врачи диагностировали обширный инфаркт. - Когда я пришел в сознание, в палату вошла санитарка, - вспоминает Федака. - Я чуть приподнялся, чтобы перемолвиться с ней словечком. И упал - остановилось сердце. Как потом выяснилось, оно не билось около четырех минут. Я же на это время будто перенесся в другой мир. Летел по черному туннелю, в конце которого появлялся яркий свет. Выходил на прекрасную лужайку: молодая зеленая трава и много белых цветов. Вверху - голубое небо, ни облачка! Тела не чувствовал, собственных рук и ног не видел. Никакой боли, лишь легкость и покой. Было настолько радостно, что, когда эта картина внезапно исчезла и перед глазами возникли врачи в масках, я спросил: «Почему вы так быстро меня вернули? Я почти ничего не успел разглядеть».
Многие, пережившие клиническую смерть, рассказывали о свете в конце туннеля В тот день его сердце останавливалось еще 15 раз, а за две недели - 68! - Я даже научился ощущать приближение клинической смерти и всегда держал в руках тревожную кнопку, которой вызывал врачей. Эти остановки были короткими - по 2-3 минуты, и никаких видений я больше не видел. Несколько раз, пока дефибриллятор заряжался, заведующий отделением Александр Сабинин заводил сердце ударом кулака в грудь. После 68 реанимаций грудь очень болела, но я остался жив лишь благодаря добросовестности реаниматологов, круглосуточно не отходивших от меня. В тот день, когда я 16 раз умирал, моя дочь родила внучку. Дни рождения отмечаем вместе. Она - первый, я - второй. После выписки из больницы Федака проработал еще три года. Правда, не водителем, а постовым в управлении МВД. Затем вышел на пенсию и перебрался из областного центра в родное село Кальник. Работает охранником в строительном лицее. За все это время сердечный приступ был лишь однажды - пять лет назад, когда на грудь деда, играя, прыгнул внук. К большому неудовольствию врачей, Юрий Петрович продолжает курить. А два года назад по несколько раз в месяц стал позволять себе 50 г водки. Наблюдая за неспешными жестами и спокойными рассуждениями этого человека, невольно ловишь себя на мысли: он научился ценить жизнь и теперь наслаждается ею.
Комментарии специалистов
Владимир ШПОНТАК, кардиореаниматолог, заместитель главного врача Ужгородской горбольницы:
- Я хорошо помню Юрия Петровича. Самая тяжелая для больного и врача - первая остановка сердца. Десять лет назад мы дефибриллировали его 11 раз. А потом еще несколько до конца смены. Я всегда спрашиваю перенесших клиническую смерть, видели ли они что-нибудь во время остановки сердца. Видят лишь единицы, и от чего это зависит, я не знаю. Как-то мы реанимировали пожилую женщину, она произнесла: «Зачем вы это сделали? Мне там было лучше». Другая пациентка рассказывала, будто попала на средневековый бал, где все были разодеты в пышные одежды с кружевами. На ней же была обычная одежда, поэтому ей сказали: «Тебе нечего здесь делать, возвращайся». Лишь один человек признался, что видел мрачное место, людей, одетых во все черное и стоявших в какой-то очереди. Я не думаю, что это - галлюцинации.
Александр САБИНИН, заведующий кардиореанимационным отделением:
- Вернуть человека после двух-трех остановок сердца для нас не в диковинку, а вот 68 раз, как было у Юрия Федаки, - большая редкость. Тем более что спустя четыре минуты после остановки сердца наступает биологическая смерть. Хотя однажды мы реанимировали пациента 30 минут! Когда я уже сказал: «Все, хватит», Владимир Шпонтак заметил, что зрачки у больного стали суживаться. Мы продолжили реанимацию, и он ожил. Никаких серьезных последствий столь долгое пребывание в состоянии клинической смерти для него не имело.
Источник
|