Отечественный кофейный рынок просел на 20%. Чего ожидать дальше? За последний год цена на кофейные зерна на товарных биржах взлетела
на 37% — до $2,4 тыс. за тонну. Из-за подорожания практически все производители были
вынуждены поднять стоимость готового продукта на 15-20%. «Цена кофе на полке выросла
настолько, что это не могло не отразиться на спросе. При нынешней экономической ситуации
ценовая чувствительность очень высока, а значит, потребление будет сокращаться», — дает
неутешительный прогноз Антон Эйне, директор по маркетингу дочерней компании одного из
крупнейших европейских игроков на рынке кофе Strauss Group.
Зернышко к зернышку
Украинский кофейный рынок начал сокращаться в объемах начиная с 2008 года. В начале
прошлого года едва только наметилась положительная динамика, как со второго полугодия
рынок снова резко начал падать в объемах. По оценке экспертов, в 2011 году в натуральном
выражении рынок кофе сократился на 20%. При этом в деньгах за счет повышения цен на
продукцию наблюдался рост до $200 млн. У крупных игроков дела шли более-менее стабильно,
некоторые сумели увеличить рыночные доли в денежном выражении. Как сообщили в «Крафт Фудз
Украина», в сегменте растворимого кофе компания увеличила долю на 2,5%, а в категории
кофейных смесей — на 3,5%. В «Nestle Украина» отметили рост по итогам первого полугодия,
результаты за год будут оглашены только в феврале. В категории смесей производитель
обогнал своего давнего конкурента — MacCoffee — и занял первую позицию. А вот небольшим местным игрокам развиваться в жестких конкурентных условиях и роста
цен на сырье очень сложно. Несмотря на это, компания «Укркофе» умудрилась запустить
собственное производство — начала производить кофе в Ильичевске, построив с нуля завод за
120 млн. грн. Когда «Укркофе» только заявляла о своей идее построить предприятия,
эксперты прогнозировали ежегодный рост рынка в 50%. «Укркофе» вышла с довольно смелым
заявлением занять 8%-ную долю. Однако за год удалось завоевать только 2%, говорит
коммерческий директор компании Алексей Кирилюк. Это легко объяснить. Ведь чтобы
конкурировать с крупными игроками вроде Nestle и Kraft Foods, инвестиции в производство и
маркетинг должны исчисляться миллионами долларов. «Для этого нужен такой объем
инвестиций, что ни одна местная компания не может себе позволить и за 10 лет, да еще и
без гарантии успеха», — убежден Антон Эйне.
Руководитель аналитического департамента консалтингового агентства ААА Мария Колесник
прогнозирует, что в текущем году рынок может вырасти в натуральном выражении на 13-15% за
счет роста экспорта кофе и спроса со стороны ресторанов и гостиниц. Поспособствовать
может и высокий урожай на кофейных плантациях в Бразилии. По данным агентства Conab, в
этом году будет собрано не менее 49 млн. мешков кофе, тогда как в прошлом собрали всего
43,5 млн. мешков. Источник
|