Широко анонсированный проект нового Уголовно-процессуального кодекса, над которым усердно трудились юристы президентской канцелярии, представлен на суд общественности. Власть намерена поставить крест на унаследованной с советских времен репрессивной системе правосудия, перед которой человек без связей и денег абсолютно беззащитен.
Чем закончится суд над экс-министром МВД Юрием Луценко? Возможно, приговор будет обвинительным. Ну а если оправдательным? Зачем тогда политик прозябал больше года в СИЗО, зарабатывая болячки? Если бы сегодня уже действовала новая редакция Уголовно-процессуального кодекса Украины, Луценко мог бы избежать мучений.
Новый порядок привлечения к ответственности нарушителей закона прописан по-европейски лояльно и гуманно. В нем содержатся революционные для отечественной правоохранительной системы нормы, с которыми украинцы были знакомы разве что по зарубежным фильмам. Например, домашний арест или освобождение из-под стражи под залог. Это именно то, что позволило бы экс-министру и другим опальным оппозиционерам стойко переносить удары судьбы.
Обновленный кодекс мог бы сохранить жизни и здоровье десятков наших сограждан, которых привязывали к батареям и пытали током в райотделах милиции. Избавить от унижений тысячи людей, которых наотрез отказывались слушать судьи и прокуроры, если, конечно, подсудимые не имели влиятельных родственников или тугой мошны.
После принятия нового УПК должны исчезнуть многие позорные явления, сохранившиеся с советских времен. Но удастся ли устранить их с помощью одного, пусть и неплохого документа? Ведь важно не только сочинить правила, но и выполнять их. Понимают ли это на Банковой? Вот в чем вопрос.
ТОП-10 СУДЕБНО-ТЮРЕМНЫХ НОВАЦИЙ (ПРОЕКТ НОВОГО УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА)Оправдывать станут чащеПосле принятия нового кодекса, считают его авторы, оправдательных приговоров станет больше. Сейчас их доля в Украине не превышает 1%, тогда как в европейских странах — 20–30%. Планируется, что большей объективности судей будет способствовать введение принципа соревновательности доводов защиты и обвинения. Обе стороны получат право искать доказательства виновности/невиновности подсудимого.
Перестанут выбивать показанияСуд сможет делать выводы лишь на основании показаний, полученных в ходе судебного заседания (или предоставленных следственному судье во время досудебного расследования). Авторы кодекса считают, что благодаря этому у правоохранителей исчезнет желание выбивать признание вины из подозреваемых или запугивать их. Если человек не повторит своих показаний в ходе суда, все ранее сказанное не будет принято во внимание.
Суды будут проходить быстрееВ новом кодексе содержится запрет на отправление дела на доследование, что сегодня часто практикуют многие судьи, не располагая необходимыми доказательствами вины подсудимого. Судьи апелляционного суда тоже не смогут отправлять дела на повторное рассмотрение в первую инстанцию. Такие случаи, по замыслу авторов проекта, должны стать исключением, а не правилом, как сейчас.
Прослушку станут использовать режеПравоохранителей ограничат в использовании негласных следственных действий, как то: проникновение в жилище или офис, прослушивание, тайная видеосъемка, чтение личных писем. Шпионить позволят только за теми, кого подозревают в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Но и в этих случаях следователь должен будет получить на это разрешение суда, предварительно обосновав, почему не может добыть информацию иным способом.
Допросы будут проводить онлайнПроектом кодекса предусмотрена возможность проводить допрос или опознание дистанционно — в режиме видеоконференции. Это будет делаться в том случае, если кто-нибудь из фигурантов не сможет прибыть на место проведения следствия по состоянию здоровья, или же будет необходимо гарантировать безопасность свидетелей, или просто нужно будет ускорить процесс. На покупку соответствующей техники потребуется 17,5 млн. грн.
СИЗО заменят домашним арестомАвторы кодекса предлагают практически отказаться от содержания подозреваемых в следственных изоляторах. В качестве альтернативы, в частности, предлагается учредить новую меру пресечения — домашний арест. Это означает, что по решению суда подозреваемый должен будет круглые сутки (или их часть) находиться в своем жилище. Следить за выполнением судебного постановления будут милиционеры, регулярно проведывая подозреваемого. Для слежки в квартире могут установить видеокамеры.
От изолятора можно будет откупитьсяОт заключения в СИЗО подозреваемый сможет спастись и по-другому — внести денежный залог. Согласно проекту кодекса «откупиться» можно будет даже в случае совершения особо тяжкого преступления. Размер залога, предусмотренный в документе, колеблется от 5,4 до 322 тыс. грн., а в отдельных случаях судья может назначить и большую сумму. Если подозреваемый, за которого внесен залог, не явится вовремя на допрос и т.д., деньги автоматически перечислят в государственный бюджет.
Решетки в зале суда заменят стекламиАвторы кодекса позаботились и об «уважении к человеческому достоинству» лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. В частности, они обратили внимание на металлические заграждения в залах судебных заседаний, которые ограждают подсудимых от остальных участников судебного процесса. По мнению авторов законопроекта, это нарушает права человека. Поэтому все решетки намерены заменить обычным или органическим стеклом.
Пожизненников будут судить присяжныеНовый кодекс предусматривает введение в Украине судов присяжных. На присяжных судей смогут рассчитывать те обвиняемые, которым грозит пожизненное лишение свободы. Предполагается, что присяжных будет семеро, а выбирать их будет автоматизированная система из заранее составленного списка претендентов — рядовых граждан. Правда, полномочия украинского суда присяжных будут несколько отличаться от американского аналога (подробнее — в комментарии Николая Онищука).
Стороны смогут заключать мировыеПотерпевший и обвиняемый, а также прокурор и обвиняемый смогут заключать мировые соглашения. В них прописывается, что стороны не имеют друг к другу претензий или же устанавливается мера наказания, которое понесет нарушитель закона. Если стороны придут к согласию по этим вопросам, суд должен тут же прекратить процесс и утвердить мировую. Но такая норма применима лишь в случае, если речь идет о преступлениях легкой и средней тяжести.
КОММЕНТАРИЙНиколай Онищук
экс-министр юстиции
В случае неукоснительного выполнения нового Уголовно-процессуального кодекса Украина сможет наконец распрощаться со своим тоталитарным прошлым в этой сфере. Конечно, общий уровень правовой культуры у нас пока недостаточен для того, чтобы говорить о соблюдении нового кодекса вплоть до буквы. Но даже если принимать во внимание непрофессионализм, недобросовестность или политическую заангажированность тех, кто будет его выполнять, документ как минимум не ухудшит ситуацию. А по моему убеждению, все-таки улучшит.
В то же время в нем есть отдельные нормы, которые уже сейчас не удовлетворяют профессиональное юридическое сообщество и, надеюсь, парламентское. В частности, предлагаемая модель суда присяжных. В классическом варианте присяжные только устанавливают факт совершения или несовершения преступления, а избрание статьи и меры наказания — компетенция профессионального суда. В новой редакции кодекса такое разделение нивелировано: авторы документа предполагают, что профессиональный суд и народные заседатели все вопросы будут решать вместе. Я рассчитываю на то, что в парламенте эта норма будет исправлена.
Источник