Разлет цен на украинских бензоколонках существовал всегда и составлял
в среднем 30—40 коп./л. Однако в феврале разрыв в ценах на рынке Украины
начал резко увеличиваться, а к середине марта достиг 70—90 коп./л.
Украинские АЗС в последнее время поделились на те, у которых высокие цены на бензин,
и те, у которых цены «социально-ориентированные», то есть значительно
ниже, чем у других АЗС. Природа такого парадокса — огромный теневой
рынок, неуплата налогов и большое наличие фальсифицированного бензина.
Об этом в ZN.UA пишет директор «Консалтинговая группа А-95» Сергей Куюн.
Разлет цен на украинских бензоколонках существовал всегда и составлял
в среднем 30—40 коп./л. Однако в феврале разрыв в ценах на рынке Украины
начал резко увеличиваться, а к середине марта достиг 70—90 коп./л.
«Точнее говоря, одна часть рынка ушла вслед за растущими мировыми
котировками, а вторая часть не заметила общих для всего мира процессов
(рекордных отметок цены уже достигли и в Европе, и в США). Учитывая
такое отставание, можно сказать, что половина украинских АЗС не только
отказалась от прибыли, но и пошла на серьезные убытки. Если брать
в расчет текущие оптовые цены, то находящиеся в минимальном ценовом
сегменте станции торгуют без наценки, а расходы на содержание станции
выплачивают из своего кармана. С чего бы это?» — пишет он.
Эксперт отмечает, что лидирующие позиции среди «социально
ориентированных» сетей занял крупнейший оператор страны — неформальная
группа «Приват», объединяющая около 1600 АЗС, или чуть более 25%
от общего количества станций.
«Как показывает практика, „благотворительность" „Привата" во многом
осуществляется за счет государственного бюджета, то есть самих граждан
Украины», — обращает внимание аналитик.
Напомним, ранее ZN.UA сообщало, что путем нехитрых манипуляций в парламенте нефтедобывающие компании пролоббировали снижение ренты на добычу нефти в 2012 году. По разным оценкам, экономический эффект — от 2 до 4 млрд. грн.
В связи с этим эксперт напоминает, что крупнейшая нефтедобывающая
компания в стране — «Укрнафта» — контролируется «Приватом». И если
пересчитать на объем розничной реализации его сети, получается, что,
уступив потребителю 20—30 коп. на литре на своих АЗС, второй рукой
«Приват» вынул из его кармана около гривни (точнее, из госбюджета
страны).
«Но одно дело „Приват", у которого нефтедобыча с миллиардными
госдотациями, переработка, АЗС. А как, скажите, торговать с ним в одной
цене могут мелкие конкуренты, у которых нет ни скважин, ни заводов
(около 30% рынка, — ред.)? Чтобы удержаться на рынке, используют самые
разные способы. Но все они в той или иной степени основаны на одном —
неуплате акцизов», — отмечает Куюн.
По его словам, однозначно указывает на это тот факт, что, в отличие
от бензинов, по дизельному топливу разлет цен на АЗС небольшой — всего
20—30 коп. «Вся соль в разнице акцизов: если на бензин они составляют
198 евро/т, то на ДТ — 46 евро/т. Так что выгоднее подделывать?», —
поясняет он.
(Напомним, оценкам вице-премьера Бориса Колесникова, в стране более 100 мини-НПЗ, «которые не платят налоги»).
«Если мини-заводы — это одна часть проблемы, которая дает
«углеводородную» основу для фальсификата, то с прошлого года во весь
рост встала вторая проблема — спирт. Как говорят в независимых
исследовательских организациях, в каждом втором литре проверяемых ими
бензинов обнаруживаются следы спирта», — отмечает Куюн. По словам
эксперта, «всплывает» он именно на так называемых ноунеймах, торгующих
по «максимально доступным ценам».
Вместе с тем, резюмирует эксперт, базирующиеся на низком качестве
и отсутствии налогов «низкие» цены на топливо в отдельных сетях уже
не оказывают былого эффекта на потребителя. Об этом говорит отсутствие
очередей за «дешевым» бензином, что наблюдались прошлой весной. «Видимо,
первого знакомства с чудо-бензином оказалось достаточно», — пишет он. Источник
|