Как известно, юбилеи бывают разные. Помните, как в том анекдоте:
"Официант, какое вино вы можете нам предложить, чтобы отметить 25 лет
супружеской жизни? -Давайте сначала определимся: вы хотите
отпраздновать или забыться?" Именно перед таким выбором в год своего
150-летия стоит легендарная Adam Opel AG.Сегодня компания является
самым убыточным, можно сказать, хронически убыточным подразделением
американского концерна General Motors. К слову, у немцев бытует
поговорка: есть хорошие машины, есть плохие, и есть Opel.
Многие эксперты предсказывают немецкой корпорации Adam Opel AG возможный крах и бесславное завершение долгой истории, - пояснили в интервью "Биржевому лидеру"
представители Землячества трейдеров и инвесторов Академии Forex и
биржевой торговли Masterforex-V. Ведь реальность такова, что компания:
- с 1999 года переживает затяжной кризис, несет убытки за убытками.
За последние 13 лет Opel "разорил" GM на 15,6 млрд. долларов; - готовится закрывать заводы и сокращать персонал; - в СМИ периодически появляются сообщения о намерении GM избавиться от своей немецкой «дочки» и т.д. В общем, юбилей получается грустный - с неясным настоящим и туманным
будущим, Тем не менее, отмечают эксперты Академии Masterforex-V, Opel
по-прежнему: - один из крупнейших автомобильных производителей Европы. На заводах компании работает почти 40 тыс. человек; -
автомобили "Опель" в Европе по популярности занимают 4 место (после
Volkswagen, Ford и Renault). Причем главными рынками сбыта Opel являются
Германия и Великобритания; - доля немецкого на европейском рынке в
2010 году составляла 6,2%. При этом 12% пришлось на рынок Британии и
7,6% - на рынок Германии; - один из самых продаваемых автомобилей в сегменте среднего класса; -
занимает 14-е место в списке наиболее популярных в России брендов. А
Opel Astra и вовсе является народным любимцем - входит в Топ-10 самых
продаваемых иномарок в стране (стал обладателем Гран-при журнала «За
рулем» в категории «компакт-класс»); - лидер сочетания цена/качество
во всех ценовых сегментах. И пусть об Opel говорят, что это - немецкий
«Москвич» (имеется в виду известный исторический факт - после войны
часть оборудования Opel была вывезена в СССР в счет репараций, став
базой для завода «Москвич»), на постсоветском пространстве он считается
машиной надежной, комфортной и хорошо приспособленной к нашим дорогам.
Так что же происходит с
Opel? Обретет ли он вновь утерянные рубежи, станет лидером инноваций или
его ждет медленное угасание? Эти и многие другие вопросы живо
интересуют инвесторов, потому как для них нет ничего хуже
неопределенности и нестабильности.
Как сработал Opel в 2011 году?
В прошлом году Opel так и не вышел из кризиса, не смог восстановить свои прежние позиции: - стоимость бренда оценивается в 3,7 млрд. долл., но только за прошлый год потери составили 1,6 млрд. долл.; - продажи автомобилей в Европе снизились до 12,8 млн., что на 15
процентов меньше по сравнению с 2007 годом, тогда как эксперты считают,
что для рентабельности компании необходимо продавать не менее 2 млн.
автомобилей в год. А вот в России в 2011 году продажи Opel выросли на 65
процентов, доля бренда увеличилась с 2,1 процентов до 2,6 процентов
авторынка страны; - убытки составили 747 млн. долл., единственное
утешение - годом ранее убытки были на порядок выше (1,95 млрд. долл.), к
тому же 300 млн. долл. из них пошли на реструктуризацию корпорации.
Тем не менее исполнительный директор GM Дэн Акерсон заявил, что «в
попытках вытащить Opel в прибыль сами скатываемся в болото». По оценкам
аналитиков, на содержание Opel американской компании придется выложить
1,2 млрд. долларов США.
Не лучшим образом начался и этот год. В первом квартале продажи Opel и
Vauxhall (так марка называется в Британии) в Евросоюзе упали на 15,8
процентов. В целом, в нынешнем году ожидается снижение продаж в
Западной Европе на 5,9 процентов до 12,05 млн. автомобилей. "На
фондовом рынке, в связи с тем, что рынок сильно перегрет, а по
данной акции нет явных драйверов которые могли бы поспособствовать
значительному росту акции, советуем подождать коррекции по рынку и
снижения цены данной акции в район 20 долларов (где были замечены
покупки крупных игроков) после чего на возобновлении ап-тренда внести
данный инструмент в свой инвестиционный портфель", пояснил в интервью
"Биржевому лилдеру" Алексей Афанасьев, руководитель кафедры портфельных
инвестиций Академии Masterforex-V:
Одно из основных затруднений заключается в том, что прибыль немецкой
компании в основном зависит от продаж Opel в Европе, а падение
европейского авторынка, увы, продолжается. Таким образом, юбилей
получается далеко не праздничным.
General Motors как собака на сене
Главные проблемы Opel на сегодняшний день : ■ нестабильная экономическая ситуация в Европе и связанное с этим падение спроса на авто. Известно, что продажи машин в Европе сокращаются уже полгода, а в марте 2012 года регистрация новых автомобилей
оказалась на уровне аналогичного периода 1998 года. Эксперты считают,
что это не предел, и ожидают еще более глубокого падения европейского
авторынка. Низкий спрос, разумеется, диктует снижение производства. Вот
GM и хочет, чтобы Opel сократил загрузку конвейеров на треть, закрыл к
2014 году два предприятия в Германии и Великобритании.Opel же не
торопится предпринимать такие шаги. Вот и работает крупнейший завод в
Руссельхайме всего 4 дня в неделю; ■ немецкие профсоюзы.
Как легко догадаться, против закрытия заводов и сокращения персонала
резко выступают профсоюзы, известные своей крайней неуступчивостью к
желаниям владельцев бизнеса. Так, по действующему соглашению между GM и
работниками Европейских заводов, запрещено закрывать предприятия до
2015 года. Но дорогая рабочая сила в Германии и Британии
заставляет Opel экономить на производстве машин, перенося его в
соседнюю Польшу. Сегодня представители GM пытаются уговорить немецкие
профсоюзы о необходимости сокращения расходов на рабочую силу и обещают
перевести часть производства из Азии
в Европу. Но дело в том, что закрытие старейшего завода в Бохуме,
намеченное на 2014 год, может обойтись американскому автогиганту весьма
дорого. Профсоюзы требуют компенсацию за потерю места каждому рабочему в
200 тыс. долл. Тем не менее, в GM надеются сэкономить на закрытии
завода до 280 млн. долл. в год, что позволит окупить израсходованные на
столь солидные компенсации денежные средства уже через три года; ■ избыток производственных мощностей в Европе, а
значит, серьезнейшая конкуренция среди автопроизводителей. Как пишет
собственный корреспондент журнала «Эксперт» в Германии Сергей Сумленный,
«вас много, а Европа одна». Вот этот избыток мощностей на фоне падения
спроса на авто в Европе привел к переизбытку непроданных машин у
европейских автопроизводителей. К примеру, у Opel объем перепроизводства
составляет 500 тыс. автомобилей в год. Вот и пытается GM избавиться от
двух лишних заводов; ■ искусственное ограничение рынков сбыта. Руководство
GM прямо запрещает Opel продавать авто на любом рынке, кроме
европейского. Это позволяет ряду экспертов утверждать, что немецкий
бренд просто приносится в жертву другим маркам GM (Buick, Chevrolet,
Cadillac, Daewoo, Isuzu и др). Opel фактически оставили весьма
ограниченный рынок с весьма жесткой конкуренцией, изолировав от бурно
развивающихся азиатских рынков. Напомним, у немецкого автопроизводителя
насчитывается 17 заводов, из которых 16 расположены в Европе (Германия,
Великобритания, Польша, Франция, Испания, Венгрия). За пределами
континента работает лишь предприятие в Южной Корее. Добавим еще
зависимость концерна от авторынка проблемных стран - Италии и Испании.
Вот и загружены заводы немецкого концерна не более чем на 75%. Тот
же Сергей Сумленныйполагает, что политика GM является смертельно
опасной для Opel. В Германии серьезно опасаются, что легендарный Opel
превратится в небольшого локального игрока. Впрочем, среди экспертов
есть как те, кто не видит смысла в союзе Opel и GM, так и те, кто не
видит его будущего вне американской корпорации; ■ неопределенность стратегии GM в отношении Opel.
В Германии именно General Motors обвиняют во всех бедах немецкой
компании. Дело в том, что американская корпорация уже который год
буквально шарахается из одной крайности в другую: то она продает Opel,
то она его реструктуризирует, то она расширяет модельный ряд, то
ограничивает его, то закрывает заводы в Европе, то переводит в Европу
часть производственных мощностей из Азии и т.д. За последние
годы GM был подготовлен не один план оздоровления Opel, которое так и
не наступило. Сумятицу в будущее Opel внесло недавнее решение General
Motors заключить технологический альянс с PSA Peugeot-Citroёn. Дело в
том, что этот союз способен добить немецкую компанию. Ведь Франция -
это четвертый рынок сбыта для Opel. Альянс, конечно, выгоден для GM и
PSA Peugeot-Citroёn - они собираются производить общие платформы для
малолитражных и автомобилей среднего класса, но это ведь тот сегмент,
где все еще сильны позиции Opel. В общем, кому свадьба, а кому если и
не похороны, то похмелье. Хорошая получилась «стая товарищей». Помните
анекдот - у зайца в лесу юбилей. Все его поздравляют. Решили послать
приветственный адрес и волки. Вот только задумались, как подписаться:
«Стая волков» или «Группа товарищей». Думали, думали и подписались:
«Стая товарищей». Как заметил авторитетный журнал «За рулем», похоже,
что шильдик GM превращается в настоящую «черную метку»: учитывая вклад
американцев в добивание SAAB, «крест-бабочка» Chevrolet становится
могильным уже для второй марки. Вот взять хотя бы решение General
Motors о переносе офиса, отвечающего за российский сегмент, в свое
шанхайское подразделение. Из-за этого Opel оказывается в неравных
условиях с Chevrolet и может потерять российский рынок, ставший для
него ключевым; ■ претензии к авто. Относительно
Opel обычно отмечают качество металла, слабый кузов, простоватый салон и
т.д. В общем, как говорят, Opel - не машина, немец - не мужчина. К
тому же спрос на дорогие авто держится лучше, чем на массовом рынке, а
вот в премиум-сегменте Opel как раз практически и не представлен.
Как видим, перспективы немецкой компании выглядят достаточно
пессимистично. Как тут не вспомнить мрачный прогноз уважаемого немецкого
эксперта автопрома Фердинанда Дуденхеффера о том, что Opel потеряет
доли на рынке Западной Европы, не сможет пробиться на российский рынок,
и, в конце концов, медленно умрет.
Лучшие друзья Opel - это варианты?
Все попытки GM вывести Opel в прибыль пока остаются
безуспешными. В этой ситуации у немецкой компании вариантов спасения,
прямо скажем, не много - продажа другому производителю или кардинальная
реструктуризация. Ранее, в 2009 году, GM уже собирался продать
55 процентов акций Opel российскому Сбербанку и канадско-австрийской
Magna, однако в последний момент неожиданно для всех отказался от этой
сделки. По одной версии, GM не захотел делиться своими технологическими
наработками с Россией. По другой, российская сторона в условиях сделки
хотела зафиксировать дальнейшую перепродажу Opel государственному
российскому автопроизводителю. Так или иначе, но тогда Владимир Путин
заявил, что Россия не забудет такой стиль взаимоотношений с партнерами в
будущем. Что же до Opel, то он понес серьезные потери от неудачной
попытки GM продать компанию. И вот в 2011 году слухи о продаже
Opel вспыхнули с новой силой. Правда, американская компания официально
не подтвердила эту информацию, назвав ее «спекуляцией». Веб-сайт
www.memoid.ru считает, что сегодня существует несколько претендентов
на Opel: 1. Главный конкурент американской компании - Volkswagen,
который к 2018 году собирается стать мировым лидером авторынка.
Приобретение Opel, несомненно, приблизило бы корпорацию к заветной цели.
Сообщается, что компания вроде бы выразила свою заинтересованность в
приобретении Opel, но General Motors не устроила предложенная сумма. 2. Китайская государственная автомобилестроительная корпорация BAIC. Китаю
эта сделка принесла бы доступ к новейшим технологиям и патентам,
научно-техническому центру и сбытовой сети GM Europe. Именно поэтому,
полагают эксперты, GM не станет продавать Opel китайцам: зачем же
помогать конкуренту, терять часть европейского рынка, рабочие места в
Европе. 3. Корейская Hyundai. В этом случае Opel
получил бы огромные производственные мощности, непосредственный выход
на бурно развивающийся рынок. В свою очередь, Hyundai заинтересована в
получении новых технологий (к примеру, их очень интересует
электромобиль Ampera), и уже заявила о желании увеличить свои
европейские продажи к 2013 году на 40%. В общем, разговоры о
переходе Opel под крыло другого концерна продолжаются. Но GM, что та
собака на сене, не в силах ни терпеть убыточную «дочку», ни расстаться с
ней. Почти что классическая ситуация с чемоданом без ручки, когда и
нести тяжело, но и выбросить жалко.
Юбилей - это когда много цветов, но ты жив
Но не все так просто и однозначно в отношениях GM с его немецкой
«дочкой», как кажется на первый взгляд. Дело в том, что отказ
от Opel для американской корпорации означал бы ухудшение позиций в
глобальной конкуренции - пришлось бы отказаться от немецких технологий и
платформ, которые активно используются в автомобилях Chevrolet и
Buick. Вспомним хотя бы Chevrolet Volt и Opel Ampera - фактически это
один автомобиль, но под разными брендами. Поэтому концерн
намерен вместо продажи Opel заняться его серьезной реструктуризацией.
Руководство GM уже заявило о разработке новой антикризисной стратегии,
обещает для восстановления прибыльности «дочки» действовать быстро и
агрессивно. Кстати, эксперты обратили внимание на то, что новой
программой реструктуризации General Motors во многом подражает своему
основному конкуренту - Volkswagen. Итак, что же лежит в основе этой
стратегии, которая, по замыслу руководства, должна вывести Opel на
рентабельный уровень: - жесткая программа экономии.
В GM собираются экономить буквально на всем - снизить стоимость
материалов, расходы на поставки комплектующих и, конечно, сократить
расходы на оплату труда, уволить несколько тысяч рабочих и закрыть-таки
заводы в немецком Бохуме и британском Элсмир Порте; - кардинальное обновление топ-менеджмента Opel.
В наблюдательный совет немецкой компании уже направлены четыре
топ-менеджера GM, а главой GM Europe стал Стивен Гирски, отвечающий за
стратегическое развитие всего американского концерна и бизнес-альянсы.
Вскоре место руководителя продаж Opel займет бывший топ-менеджер по
продажам концерна Volkswagen Альфред Рик ( раньше он работал на Volvo).
Там надеются, что это поможет Opel стать более привлекательным для
инвесторов; - выход за пределы европейского рынка, что
будет способствовать снижению зависимости Opel от падающего спроса в
Европе. GM уже потребовал пересмотреть бизнес-план с тем, чтобы ускорить
выход немецких машин на внеевропейские рынки, где они прежде были
почти не представлены. Запланировано в ближайшие три года увеличить
продажи за пределами Европы до 150 тысяч машин в год. General Motors
также собирается увеличить производство в странах с более дешевой
рабочей силой - России, Польше, Китае, Индии, Мексике и Бразилии. К
примеру, в Польше планируется увеличить мощности на 25 процентов; - разработка новых моделей и обновление модельного ряда.
Заявлено, что на компанию Opel в ближайшие годы будет потрачено 11
миллиардов евро. Это позволит уже к 2014 году обновить 80% модельной
линейки компании. Что касается новых инновационных моделей, то намечена
разработка двух компактных электромобилей. Opel вознамерился получить
титул крупнейшего производителя электромобилей. Причем, если прежде
считалось, что микроавтомобили должны быть скромными и простенькими, то
новый компактный автомобиль Junior должен кардинально изменить это
мнение. Он станет весьма просторной и комфортной машиной, со всеми
современными опциями. Ожидается, что средний расход топлива у
бензинового Junior составит всего 3-4 литра на 100 км., а в 2014 году
появится вариант с электромотором. Как прогнозирует правительство ФРГ,
уже в 2020 году в Германии будет не менее миллиона электромобилей. Если
верить опросам, то каждый второй немец задумывается о покупке
электрокара; - использование максимально возможного числа универсальных компонентов для всего ряда моделей; - расширение модельного ряда бренда.
В компании серьезно намерены создавать новые моделей для еще
неосвоенных рыночных ниш. Активное продвижение GM на европейский рынок
Chevrolet заставляет Opel смещаться в сторону премиум-сегмента.
Компания уже сообщила о начале работы над новым флагманским
автомобилем, который займет место на ступеньку выше среднеразмерной
Insignia. Машина может стать премиальным кроссовером. Как здесь
надеются, это должно дать толчок в развитии всего бренда. В целом,
планируется, что в 2016 году прибыльGM Europe составит 1 млрд. евро, а
доля рынка в Европе достигнет 8,5%. Так что юбилеи
действительно бывают разные, но, как правило, за ними видятся не только
прежние и нынешние трудности, но и новые возможности, перспективы
достижения поставленных целей. Компания Opel сегодня вызывает чувство
осторожного оптимизма - это когда не верю, но все равно надеюсь. Источник
|