Что будет, если новый автомобиль не обкатывать?
Сразу же отметим: в инструкциях по эксплуатации
многих современных автомобилей написано: «автомобиль обкатки не
требует». Но вот стоит ли этому верить - попробуем разобраться. Для чего была нужна обкатка автомобиля Со
времен появления автомобиля, двигатели, коробка передач, элементы
ходовой и т.д. и т.п. нуждались в длительной и утомительной процедуре
обкатки. Отличаясь деталями, в общих чертах эта процедура сводилась к
тому, что первые 5-10 тысяч километров пробега водителю категорически
запрещалось резко ускоряться, резко тормозить, переключаться на высшую
передачу, ездить в гору и по кочкам, предписывалось менять масло чуть ли
не через каждую тысячу километров и многое другое. Все это делалось для того, чтобы приработались все трущиеся
поверхности деталей автомобиля, а, появившаяся в результате этого
металлическая стружка, была вымыта заменяемым маслом. Так как
«притирка деталей» сопровождается повышенным нагревом, автомобиль должен
работать в условиях низких нагрузок и малых скоростей. Нужна ли обкатка сейчас Технический
прогресс не стоит на месте, и со временем детали автомобилей начали
изготавливать с все уменьшающимися допусками и высокими классами
точности. Более того, стали использовать такую процедуру, как «холодная обкатка двигателя», «горячая обкатка».
Обкатка выполняется на специальных станках заводом-изготовителем. К
двигателю подводят масло, охлаждающую жидкость, топливо. Для каждой
модели двигателя установлены свои режимы, в процессе обкатки постепенно
увеличивается нагрузка на прирабатываемые детали. Холодную обкатку также проводят после капитального ремонта двигателя. Повышение класса точности деталей, повышение культуры производства,
дополнительные технологические процедуры - все это и привело к появлению
в инструкциях по эксплуатации надписи «автомобиль обкатки не требует». И
это было бы действительно так, если бы не несколько «но». В
настоящее время детали автомобилей изготавливают не только на заводах
автомобильных брендов. Этим занимается огромное количество подрядчиков в
разных уголках мира, а у них - есть свои подрядчики. При сборке,
бренды, конечно же, контролируют качество, но серийность производства
накладывает свои ограничения. А, как известно, чем длиннее цепочка - тем
вероятнее ошибка («испорченный телефон» помните?). А еще при сборке в двигатель могла попасть мельчайшая пыль. Высокая
культура производства автомобилей немецких, японских брендов сводит эту
вероятность к ничтожному значению. Но она все равно остается. К тому же в обкатке нуждается не только двигатель автомобиля - обкатки требуют даже шины, тормозные колодки и т.п. В качестве аргументов в пользу обкатки процитируем несколько инструкций по эксплуатации: Hyundai Чтобы продлить срок службы Вашего автомобиля, рекомендуется соблюдать следующие меры предосторожности: Первые 300 км: избегайте резких торможений. Первые 1000 км: - избегайте превышения скоростного режима управления автомобилем.
- избегайте резких ускорений.
- не ездите постоянно на пониженных передачах.
- не ездите с постоянной скоростью в течение длительного времени.
Opel Astra G Для
того чтобы обеспечить надежность и долговечность автомобиля в
эксплуатации, на протяжении первых 600 км пробега необходимо
придерживаться следующих правил: - Не трогайтесь с места на полном газу, избегайте резких разгонов.
- Не
тормозите слишком резко. Нормальная приработка новых тормозных колодок
происходит на протяжении пробега в 300 км, в течение которого следует,
по возможности, тормозить плавно и со средней интенсивностью.
- После
ремонта или замены двигателя, а также после замены тормозных колодок
необходимо соблюдать аналогичные ограничения и рекомендации.
Особенно строги рекомендации для BMW: BMW 3-я серия E46 (с 1998 года выпуска) Придерживайтесь
приведенных ниже рекомендаций, чтобы способствовать продлению срока
службы и обеспечить экономичность Вашего автомобиля. Двигатель и редуктор заднего моста Пробег до 2000 км Обороты двигателя и скорость могут быть различны, но их значения не должны выходить за следующие пределы: Автомобили с бензиновыми двигателями: 4-цилиндровые: 4500 об/мин, 150 км/ч 6-цилиндровые: 4500 об/мин, 160 км/ч Автомобили с дизельными двигателями: 3500 об/мин, 150 км/ч Не
допускайте нажатия педали акселератора до положения, соответствующего
полному открытию дроссельной заслонки или режиму максимального
ускорения. После пробега первых 2000 км можно постепенно наращивать обороты и скорость. Правила
обкатки должны соблюдаться и в том случае, если в процессе последующей
эксплуатации будет заменен двигатель или редуктор заднего моста. Шины Технология изготовления шин не гарантирует оптимального сцепления новых покрышек с дорогой. Поэтому на протяжении первых 300 км рекомендуется двигаться более сдержанно. Тормозная система Оптимальная приработка и восприятие нагрузок тормозными колодками и дисками достигается лишь после пробега, составляющего приблизительно 500 км. Что же получается - даже в BMW не уверены в качестве своих
автомобилей? А те производители, которые пишут «автомобиль в обкатке не
нуждается», мягко говоря, лукавят? Как все происходит на самом деле А
на самом деле - все сложнее. И BMW уверены в качестве (но при этом
предлагают обкатывать авто), и фраза «в обкатке не нуждается» - тоже
правомерна. Дело в том, что классическая обкатка авто, которая
была необходима во времена Советского Союза, действительно ушла в
прошлое. Уже нет необходимости менять масло каждую тысячу километров
(достаточно пройти «нулевое ТО»), нет необходимости сдерживать себя в
желании переключиться на высшую передачу и т.п. Такая обкатка уже
не нужна. Современное оборудование позволяет производить сопрягающиеся
пары деталей такого качества, которое позволяет обходиться двигателю без
обкатки. И производители, использующие такое оборудование, могут не
бояться за свои авто. Тем не менее, даже они советуют эксплуатировать автомобиль в щадящем режиме (что и отражено в приведенных выше цитатах). А
вот нужна ли полноценная обкатка для автомобилей, при изготовлении
которых использовали менее точное оборудование (бренды называть не
будем) - вопрос остается открытым. Поэтому приведем несколько общих правил обкатки авто. Правила обкатки автомобиля - Обязательно нужно прогревать двигатель (минимум - 4-5 минут на холостом ходу).
- Не следует резко стартовать, резко тормозить, перегружать автомобиль, ездить по бездорожью, в гору, тормозить двигателем.
- Не следует превышать скорость в 100-110 км/ч.
- Нельзя долгое время двигаться на одной скорости (двигатель должен менять режимы работы).
- Двигатель должен работать на оптимальных для него оборотах (см. инструкцию по эксплуатации).
- С коробкой передач, сцеплением нужно обходиться очень аккуратно.
- Все вышеперечисленное следует соблюдать как минимум первые 1,5-2 тыс. км.
- Обязательно нужно провести «нулевое ТО» на котором заменят масло и фильтры.
Нужно
отметить, что для европейских машин в Европе часто не назначают
«нулевое ТО», а предлагают приехать сразу на первое ТО - через 15 или 20
тыс. км. К тому же еще и увеличивают периодичность замены масла до
20-25 тыс. км. Все это связано как с уверенностью в качестве
авто, так и с уверенностью в качестве масла, топлива, более щадящими
условиями эксплуатации. В наших же реалиях все-таки нужна большая
осторожность. Итог Европейские и японские авто в
обкатке практически не нуждаются - достаточно соблюдать щадящий режим,
прописанный в руководстве по эксплуатации. Даже
если в руководстве по эксплуатации написано, что «автомобиль в обкатке
не нуждается» - все равно первую тысячу километров эксплуатируйте авто в
щадящем режиме. Необходимость в обкатке прямо
пропорциональна качеству изготовления автомобиля. И если для автомобиля
ненадлежащего качества не провести обкатку - ничего хорошего не будет. Источник
|