Жители Украины теперь смогут путешествовать по-европейски: утром выехать из родного города, чтобы уже в полдень прибыть на место. С 27 мая «Укрзалiзниця» вводит новое расписание: за счет дневных экспрессов и системы стыковок на ряде маршрутов железнодорожники заменят примерно четвертую часть ночных поездов
«Укрзалiзниця» готовится к переходу на европейскую модель пассажирских перевозок. Старые составы и непопулярные маршруты уходят в прошлое. Дотировать поезда, в которых никто не ездит, непозволительная роскошь с учетом того, что пассажирские перевозки в целом остаются для железной дороги убыточными. Впрочем, жители Украины от новшества только выиграют, ведь у них появится выбор, чему отдать предпочтение: либо проверенному ночному составу, либо современному экспрессу. Новые поезда соединят крупнейшие города страны, причем будут ходить не ночью, а днем. В Европе железнодорожное движение построено именно таким образом: пассажир может утром выехать из родного города, а уже в полдень оказаться в пункте назначения. Это гораздо удобнее утомительной и долгой ночной поездки. Оценить преимущества новой системы украинцы смогут уже менее чем через две недели — с 27 мая «Укрзалiзниця» вводит новое расписание, в котором дневные экспрессы и система стыковок на ряде маршрутов заменят почти четвертую часть прежних ночных поездов. Многие поезда приносят убытки на десятки миллионов гривен в год Чего греха таить, часть пассажиров пока относится к новой системе движения настороженно, ведь отмена некоторых прямых поездов заставит людей менять давно сложившиеся привычки. Но в «Укрзалiзницi» утверждают: оптимизация перевозок не прихоть, а необходимость. С рейсов снимут отслужившие свой век составы, вызывавшие у пассажиров больше всего нареканий. Кроме того, многие нынешние поезда, на которых весь путь от начала до конца проезжают лишь несколько человек, приносили миллионы гривен убытков! — Может, пассажирам и хотелось бы доехать без пересадки из одного райцентра в любой другой, но это ставит перед железнодорожниками задачу, которую невозможно выполнить, — поясняет начальник главного управления пригородных перевозок Игорь Мариненко. К примеру, по информации «Укрзалiзницi», рентабельность поезда № 95/96 Донецк — Одесса составляет 50,4 процента, на дотации ему ежегодно расходуется более 13 миллионов гривен. Еще выше потери на маршруте № 119/120 Донецк — Киев. В среднем этот поезд ходит заполненным не более чем на три четверти и приносит железной дороге убытки на сумму свыше 25 миллионов гривен в год. Однако ведомство, учитывая просьбы пассажиров, пока держит такие составы на маршрутах. На Львовской железной дороге самые убыточные поезда № 137/138 Ивано-Франковск — Киев, № 603/604 Черновцы — Львов и № 667/668 Черновцы — Ковель. Одесская железная дорога теряет более чем 10 миллионов гривен на поездах № 363/364 Умань — Ясиноватая и № 668/667 Гайворон — Винница. Почти такой же «минус» у поездов № 623/624 Киев — Каменец-Подольский на Юго-Западной железной дороге и № 670/669 Запорожье — Бердянск — на Приднепровской. 20 миллионов гривен забирают на себя поезда № 317/318 Запорожье — Одесса и № 115/116 Харьков — Трускавец. А самыми убыточными для «Укрзалiзницi» являются два состава Южной железной дороги: № 343/344 Харьков — Киев и № 349/350 Харьков — Ивано-Франковск. При рентабельности в минус 70 процентов ежегодные траты на содержание и движение этих поездов превышают доходы на 45,8 и 58,9 миллиона гривен соответственно. Новые экспрессы за счет большей скорости и вместимости будут намного эффективнее нынешних. В результате железнодорожникам не понадобится содержать такое количество составов. По новому графику будут курсировать около 300 пар поездов — на пять десятков меньше, чем сейчас. — Составы будут гораздо меньше простаивать, их оборот значительно вырастет, — говорит заместитель генерального директора Государственной администрации железнодорожного транспорта Игорь Гладких. — Таким образом количество вагонов сократится, а проделанная работа увеличится. В следующие четыре года скоростное движение охватит почти всю Украину «Укрзалiзниця» поначалу запустит экспрессы в направлении Киев — Львов — Харьков — Донецк, где появится шесть новых девятивагонных электропоездов Hyundai. На ряде других направлений движение пока просто оптимизируют так, чтобы вместо отмененного поезда пассажиры могли воспользоваться другим — альтернативным. Например, вместо пассажирского состава Ь 337/338 Донецк — Москва, который отправлялся раз в двое суток, можно будет взять билет на преимущественно ежедневные скорые поезда № 143/144 Донецк — Харьков — Москва — Санкт-Петербург, № 9/10 Донецк — Москва и № 77/78 Мариуполь — Донецк — Москва (время в пути сократится на 2-8 часов в зависимости от маршрута, а повышение рентабельности ожидается в районе 77-82 процентов). Альтернативой старому составу № 137/138 Ивано-Франковск — Киев станут ежедневные ночные скорые поезда № 43/44 и № 143/144 (они вдвое рентабельнее). А вместо нынешнего маршрута № 667/668 Черновцы — Ковель пассажиры смогут воспользоваться четырьмя поездами на выбор: № 60/59 София — Москва, № 607/608 Черновцы — Львов, № 136/135 Одесса — Ивано-Франковск — Черновцы и № 371/372 Минск — Черновцы. По словам представителей «Укрзалiзницi», чтобы учесть пожелания пассажиров, при составлении нового графика проводились консультации с местными властями. Но угодить всем, разумеется, невозможно. Много споров вызвала ситуация с якобы отменой поезда № 91/92 Киев — Львов. На самом деле ему лишь изменили маршрут. Причем по просьбе властей Ровенской и Волынской областей, жители которых теперь смогут добираться этим составом до Львова. Правда, в ряде случаев без пересадки теперь не обойтись: скажем, если жители Харькова решили провести отпуск в Карпатах, то вместо поезда № 349/350 Харьков — Ивано-Франковск, идущего почти 28 с половиной часов, можно будет доехать скорым ночным поездом № 111/112 или же экспрессом Hyundai до Львова. А там уже пересесть на поезд № 608/607 до Черновцов. Впрочем, таким образом железная дорога работает по всей Европе. Скоростные маршруты связывают так называемые хаб-центры, где пассажиры пересаживаются на поезда местного назначения. В Украине основные хабы будут расположены на центральных железнодорожных вокзалах Киева, Львова, Донецка, Харькова, Днепропетровска, Луганска, Симферополя, Одессы, Хмельницкого, Ивано-Франковска, Полтавы и на узловых станциях Жмеринка и Знаменка. С полной нагрузкой все они заработают в следующие четыре года, когда скоростное движение охватит направления из столицы в Одессу, Тернополь и Херсон, а затем свяжет Харьков, Днепропетровск, Донецк и Одессу с Крымским полуостровом. Фото Святослава Серого, специально для «ФАКТОВ»
|