Игры с курсом, против которых так отчаянно боролся Нацбанк, могут повториться в любой момент
На прошлой неделе валютный рынок пережил сильнейшую за последние два года встряску. 23 мая котировки доллара достигли пиковых с февраля 2010-го значений — 8,11–8,12 грн./$ (до этого на протяжении длительного времени они колебались в рамках 8,01–8,03 грн.). В этот день на межбанке был продан рекордный объем валюты за текущий год — $1,3217 млрд. (в эквиваленте).
Нацбанк, несколько дней кряду хладнокровно наблюдавший за победным укреплением зеленого, очнулся только в среду к вечеру и вышел на межбанк с продажей американской валюты. После проведенных 23–24 мая интервенций курс доллара откатился до 8,077 грн./$. «Имеем сегодня колебания курса на межбанковском рынке. Причина — ситуация в Греции. Есть влияние мировых рынков», — пояснил ситуацию глава НБУ Сергей Арбузов. Хотя в действительности после произошедшего глава НБУ устроил финансистам показательную порку. «Глава НБУ напомнил, что руководители банков несут персональную ответственность за ситуацию на валютном рынке. Никаких макропредпосылок для девальвации нет. И те банки, которые будут расшатывать курс, могут попасть под санкции регулятора. Заодно обсуждалась проблема слишком завышенных ставок по депозитам и различные возможности их снижения», — рассказал «k:» один из банкиров, побывавших на днях в НБУ.
По официальной версии, панику на межбанке спровоцировали нерезиденты. После того как Минфин погасил более 2 млрд. грн. по краткосрочным гособлигациям, инвесторы ринулись скупать доллар и выводить средства. Однако, по статистике Нацбанка, объем ОВГЗ в портфеле нерезидентов сократился всего на 1 млрд. грн. (или $125 млн.). «Повышенный спрос на инвалюту был также связан с началом вывода некоторыми резидентами СКВ в офшоры в преддверии выборов», — уверяет президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. «Некоторые инвесторы в этот период также частично выводили активы из Украины для поддержания своих материнских компаний, отдавая предпочтение долларам США», — дополнил коллегу казначей банка «Национальный кредит» Василий Невмержицкий.
В то же время объемы поступлений валюты в страну резко упали. По данным Гостаможслужбы, в первом квартале валютная выручка от экспорта черных металлов снизилась на 12,2% — до $5,36 млрд. «Рост курса был вызван также уменьшением предложения валюты со стороны экспортеров. Предприятия предпочитают придерживать экспортную выручку, опасаясь нестабильности в период выборов», — убежден директор по развитию Первого международного финансового агентства Павел Козак. В то же время, спровоцировав курсовой ажиотаж на межбанке, экспортеры смогли отчасти компенсировать потери, вызванные падением цен на металл.
Но главной причиной недавней лихорадки на валютном рынке стало желание самих банков подзаработать на курсовых колебаниях. Несмотря на предпринятые Нацбанком меры по недопущению спекуляций (сжатие ликвидности, ужесточение требований к нормам резервирования и т.д.), полностью пресечь валютные игры НБУ не по силам. Несколько финучреждений с иностранным капиталом начали взвинчивать котировки. Хотя сами при этом практически не проводили сделок по заявленному курсу. За ними подтянулись и их коллеги, решив, что обещанная девальвация гривни началась раньше срока. Невмешательство Нацбанка только усилило ажиотаж.
По прогнозам финансистов, в ближайшую неделю на рынке начнется очередной курсовой откат. А с началом Евро–2012 курс может упасть и ниже привычной восьмерки, дав возможность спекулянтам откупиться на межбанковском и наличном валютных рынках по более низкому курсу. Регулятор уже затянул гайки, снова сжав гривневую ликвидность. Остатки на корсчетах банков упали с 20,2 млрд. по данным на 22 мая до 16,9 млрд. грн. 28 мая. Гривневого топлива для раскачивания курса доллара в системе осталось намного меньше.
Непонятно только одно: почему НБУ так долго выжидал, прежде чем затушить валютный пожар? «НБУ было нелегко что-либо предпринять. Ведь в Киеве как раз в это время работала миссия МВФ, которой Нацбанк неоднократно заявлял о снижении степени контролируемости обменного курса», — оправдывает регулятора казначей одного из банков с иностранным капиталом. Во время последнего визита в Киев МВФ снова напомнил украинскому Центробанку о необходимости сделать валютный курс более гибким. Это требование наряду с повышением цен на газ является главным условием для возобновления сотрудничества Украины с международным кредитором.
Затянувшееся бездействие нацбанковских чиновников при желании можно объяснить и заботой о сохранности золотовалютных резервов (на начало мая они достигали $31,7 млрд.). Ведь в июне правительству предстоит погасить значительный объем долгов. Из этого следует, что защитный механизм НБУ, используемый им для поддержания курса, может серьезно ослабнуть.
Но куда правдоподобнее выглядит другая версия произошедшего: НБУ сам решил подзаработать на курсовых колебаниях. «Банки в большинстве своем активно продавали валюту, начиная с уровней 8,035–8,04 грн./$, рассчитывая на падение котировок до 8,01–8,02. Но после их роста выше 8,06 грн./$ им стало нечего продавать», — рассказал «k:» Павел Козак. Именно в тот момент, когда курс зеленого достиг пика, на рынок вышел Ощадбанк, продавая валюту янки по курсу 8,08 грн./$. И только ближе к вечеру в ситуацию вмешался сам НБУ, загасив пожар интервенцией по курсу 8,02 грн./$. «Таким образом, в НБУ еще раз задействовали схему работы в паре с Ощадбанком, опробованную еще в кризисные времена при Владимире Стельмахе, которая уже не раз позволяла подзаработать нацбанковцам», — поясняет казначей одного из крупных банков. Сам не прочь заработать на курсовых колебаниях, НБУ не сможет эффективно пресекать и спекулянтов более мелкого пошиба. А это значит, что очередной курсовой скачок — всего лишь дело времени.
Источник