С развитием туристической отрасли все большее число украинцев имеют возможность отдыхать и путешествовать за пределами родины. По статистике, в Украине существует порядка 10 тыс. субъектов туристической деятельности. Но, несмотря на столь насыщенный рынок, проблема безопасности наших соотечественников за рубежом по-прежнему является актуальной. С этим согласны и субъекты туристического бизнеса, и государство в лице Министерства иностранных дел, при участии которых 22 августа с.г. состоялась пресс-конференция, посвященная вопросам защиты и безопасности украинских туристов.
Береженого МИД бережет
В 1997 г. Украина стала членом Всемирной туристической организации. Однако первый закон о туризме был принят еще в 1994 г., и лишь спустя 10 лет, в 2004 г. появилась его новая редакция с учетом требований времени и накопленного опыта.
В соответствии со ст. 6 Закона «О туризме», одним из приоритетных направлений государственной политики в области туризма является определение основ его безопасности, под которой понимается совокупность факторов, характеризующих социальное, экономическое, правовое и иное состояние обеспечения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства в области туризма.
Говоря простым языком, безопасность туриста зависит от уровня организации туризма принимающей страны, а также от того, является турист организованным (т. е. путешествующим или отдыхающим по путевке) или неорганизованным. В последнем случае вся ответственность, как правило, ложится на туриста, а единственное место, куда он может обратиться за помощью, это консульство. Чиновники заверяют, что Министерство иностранных дел Украины для таких туристов – первая инстанция, которая может о них позаботиться.
Согласно информации МИД, за первое полугодие 2012 г. было оформлено 9 тыс. удостоверений личности для возвращения в Украину. Это означает, что 9 тыс. украинских туристов потеряли паспорта. По словам директора департамента информационной политики МИД Олега Волошина, динамика запросов, поступающих в Министерство, свидетельствует о том, что 90% вопросов касается именно защиты украинских граждан за границей. При этом дипломаты признают, что о большом количестве проблем они узнают от журналистов: "Мы очень благодарны нашим коллегам журналистам, потому что о большом количестве проблем узнаем от СМИ. Например, об арестованных кораблях с экипажами, о детях, которым туроператор неправильно оформил визы, и они «застряли» в транзитном государстве, и т. д.». При этом г-н Волошин подчеркнул, что получается интересная ситуация, когда украинцы, попавшие в неприятности, в первую очередь связываются с журналистами, а МИД, узнав о проблеме из СМИ, сам связывается с такими людьми, а не наоборот.
«Защитником» же организованных туристов при различных внештатных ситуациях выступает туроператор. Причем эффективность такой защиты неотъемлемо связана с его репутацией и профессионализмом. Например, несколько лет назад из-за банкротства одного небольшого туроператора украинских туристов начали массово выселять из гостиниц. И только при вмешательстве МИДа, а также имеющей существенный вес в турбизнесе компании удалось разрешить ситуацию. Влиятельный туроператор поставил ультиматум, что он прекратит сотрудничество с теми отелями, которые выставят украинцев на улицу, и это явилось весомым аргументом в пользу наших соотечественников.
Информативность – друг туриста
В начале года Президент Украины подписал Закон №4385-VI «О внесении изменений в ЗУ «О туризме» относительно предоставления туристических услуг». Изменения предусматривают обязанность туроператоров более подробно информировать граждан о предлагаемых им услугах. Именно на информативности делается особый акцент в новом законе.
В частности, определено, что любая информация, предоставленная туроператором или турагентом, должна содержать достоверные сведения об условиях договора на туристическое обслуживание. Но и до заключения договора информация об условиях предоставления услуг должна излагаться в доступной, наглядной форме, быть разборчивой, понятной и содержать ряд сведений – например, о месте предоставления услуг, программе туристического обслуживания, характеристике транспортных средств, осуществляющих перевозки, и т. д. Т.е. вся информация о поездке должна быть максимально конкретизирована. Кроме того, туристу в обязательном порядке выдаются адреса и телефоны консульств Украины в тех странах, которые он будет посещать. Также в обязательном порядке выясняются страны с неблагополучной эпидемиологической обстановкой и предоставляются рекомендации санэпидстанции, например, о том, какие и в каком количестве необходимо сделать прививки.
Кроме того, для своей же безопасности турист должен приобрести страховой полис, причем лучше, опять-таки, у известного и проверенного туроператора, который зарекомендовал себя на рынке с хорошей стороны, а не с рук у посольства. Ведь никто, как правило, не вчитывается в содержание документа сразу, а там могут быть прописаны непонятно какие условия.
Безопасность туриста – дело рук самого туриста
Самое ценное, что есть у туриста (кроме денег) – это паспорт и билет. Но если у туриста украдут деньги, это не так проблематично, как потеря паспорта и билетов. И специалисты не советуют носить эти документы с собой в сумочке, например, по крупным европейским городам.
Представление о том, что в цивилизованных странах все гладко и хорошо, в корне неверны. Например, по словам одного из участников пресс-конференции, представляющего туроператоров Украины, воровство в парижском метро ни в какое сравнение не идет с воровством в метро киевском. Не стоит строить иллюзии о крупных туристических центрах и курортных городах, поскольку преступность там является такой же неотъемлемой частью жизни, как торговля или извоз.
Но важно понимать, что пока билеты с паспортом находятся в гостиничном сейфе или просто в тумбочке, ворам они неинтересны. Гостиничных воришек интересуют драгоценности, телефоны, фотоаппараты, деньги, но не документы. Если же билет с паспортом лежат в кармане, сумке или кошельке, воры могут прихватить их «попутно». Т.е. туристы сами создают ситуации, при которых нельзя украсть деньги, не забрав документы. А утверждение, что билеты воруют, чтобы сдать их и получить деньги, не соответствует истине – деньги за билет можно получить только там, где он был куплен, а значит, никто не сможет воспользоваться вашим паспортом и билетом, чтобы заработать.
Оригиналы отдельно, копии отдельно
И представители туроператоров, и чиновники призывают не носить с собой оригиналы документов. Например, в европейских странах нет необходимости повсеместно иметь при себе паспорт – достаточно карточки гостиницы, причем даже для полицейского, который в случае сомнений относительно личности туриста свяжется с отелем, и вопрос отпадет сам собой. Наиболее простой и практичный выход из ситуации – сделать копии первой страницы паспорта и визы и носить их с собой. Как вариант, можно взять в дорогу и копию национального паспорта. Потерять копии не страшно, но именно они облегчат возможность скорее вернуться на родину, если что-то случится и будут утрачены оригиналы.
Возврат в Украину гражданина в случае утери им паспорта – процедура затратная по времени. В консульских отделах существуют так называемые справки возвращенцев, которые выдаются гражданам для возврата на родину в случае утери паспорта. Но чтобы получить такую справку, недостаточно прийти в посольство и сказать: я такой-то и такой-то, живу там-то и там-то – необходимо, чтобы кто-то документально подтвердил вашу личность и гражданство. Поэтому МИД обращается в МВД, а МВД обращается в соответствующий райотдел милиции, где находится копия паспорта. Затем райотдел пересылает ее в МВД, а оно, в свою очередь – в МИД. МИД ее сканирует и направляет в консульство или посольство, и только после этого происходит дальнейшее оформление необходимых для возращения документов.
Впрочем, в некоторых случаях на руку украинцам играет наша ментальность – консул может просто позвонить вам домой и принять копию паспорта от ваших родственников по факсу или электронной почте. В европейских странах такой вариант невозможен.
По материалам: «Судебно–юридической газеты»
|