Психологических приемов , с помощью которых реклама пропагандирует
чувство недовольства тем, что у потребителя есть, и всемерно побуждает
его ко все новым и новым покупкам, известно уже немало. Но маркетологи
продолжают без устали искать новые мотивы, инсайты и хитрости,
подталкивающие людей на приобретения товара, пишет AdMe.ru. Многие
всемирно известные бренды нащупывали верную стратегию экспериментальным
путем, и их опыт стал уже рекламной историей . А практики,
использованные ими, с успехом применяются сегодня многими продавцами.
К таким беспроигрышным приемам, легко объяснимым с точки зрения
психологии, относятся всевозможные распродажи. Такое манящее слово
«скидки» и возможность купить вещь за полцены лишает покупателя всякой
рассудительности и здравого смысла. Специальные акции распродажами не назовут У
многих магазинов монументальная вывеска «Распродажа» - необходимый
атрибут, хотя внутри всегда и все дорого. В отличие от большинства
европейских стран в России закона, регулирующего проведение распродаж,
нет. Поэтому этим громким словом можно обозначить любую акцию или скидку
на парочку залежавшихся товаров и завлечь тем самым людей в магазины.
Подобного рода распродажи можно организовывать в любое время, без
привязки к праздникам или времени года. Что впрочем крайне озадачивает
покупателей, зашедших зимой на распродажу в обувной магазин за сапогами,
а получающих скидку на сандалии из прошлогодней коллекции. Особенно
популярны в нашей стране так называемые «распродажи в углу». Это когда
торговцы после получения новых коллекций выделяют в магазине «угол»,
в котором продолжают распродавать старые вещи, что вообщем-то
не принято нигде в цивилизованных странах. На Западе вещи,
нераспроданные в течение сезона, отправляют в стоковые магазины. А в
России круглый год на витрине висит озадачивающая зашедшего в магазин
покупателя табличка «Распродажа до 70%», не подозревающего, что речь всего-навсего идет о "распродаже в углу". До 70% - понятие растяжимое Еще один излюбленный магазинами способ - объявить о грандиозных скидках в 50–70%, а в действительности уценить только пару-тройку
кофточек. Или действительно скинуть полцены - но только на вещи
неходовых размеров. При этом модели самых востребованных размеров
продавать по прежней цене. А еще можно заманить посетителей грандиозными
скидкам до 70%, а в действительности уценить всю коллекцию на 20–30%.
И на вполне резонный вопрос покупателей «А почему так?» ответить: «Но
ведь это и есть до 70%!» Получите подарок и расплатитесь Это
известные всем хитрости из разряда «Купи квартиру и получи бейсболку
в подарок». Но они, как это не парадоксально, до сих пор работают. Слово
«бесплатно» действует на покупателей, как волшебная дудочка Нильса.
Люди ради магнитика на холодильник готовы купить и две, и три вещи,
порой совершенно им не нужные. Аргумент при этом, как правило, железный:
«Ну ведь акция, дешево же!». Традиция «товара в подарок» берет свое начало в Нью-Йорке
19 века, где в тавернах квартала развлечений Бауэри посетителям
предлагался второй бесплатный обед в расчете на то, что клиенты станут
запивать его большим количеством пива. Трюк срабатывает и по сей день:
«бесплатный сыр» (подарок за покупку или бесплатная доставка) заманивает
покупателей в магазины, рестораны или на сайты, где они непременно что-либо покупают. Магия чисел Всех
нас в школе учили правилам округления чисел: если число после запятой ≥
5, то округляем в большую сторону, если < 5 - в меньшую. Однако, у
ценообразования свои правила, и человеческая психология играет с
покупателями в данном случае злую шутку, округляя 9.999 рублей до 9
тысяч, а не до положенных 10 000. Все дело в том, что потребители
вместо того, чтобы округлить цену, просто игнорируют последние цифры,
привязываясь к крайней левой. Кроме того, некруглые цены намекают
потребителям, что товары предлагаются по самой низкой цене из возможных.
Поэтому, согласно исследованию, опубликованному в Marketing Bulletin,
приблизительно 60 % цен в рекламе заканчиваются на цифру 9, а 30% - на
цифру 5. Подобная практика психологического ценообразования
возникла еще в 19 столетии. Из всех теорий , объясняющих ее
возникновение, самой благородной видится неокругление цены, как способ
контролировать воровство служащих. При совершении наличных сделок
с круглой ценой есть шанс, что нечестный кассир присвоит деньги, вместо
того чтобы зафиксировать факт продажи. При совершении наличных сделок
с "нечетной" ценой кассир должен дать клиенту сдачу. Это означает
необходимость открыть кассовый аппарат и уменьшает риск воровства среди
кассиров. Оптом дешевле Акция
«Выгодно: купите 5 пачек чая всего за 4,99 рублей» - очередная
хитрость, способная на пустом месте вызвать покупательский ажиотаж.
Срабатывает стереотип «оптом дешевле» и потребитель просто не утруждает
себя математическими подсчетами, что это тоже самое, что и 1 пачка за
1 рубль. И для того, чтобы купить товар по выгодной цене, нет нужды
брать больше. Распродажа товара крупными партиями и магия не круглых
ценников сами собой «намекают» покупателю на денежную выгоду. Безграничные ограничения Ограничение
отпуска товаров в одни руки памятно большинству россиян еще с советских
времен. Может ностальгия срабатывает, может боязнь не успеть отхватить
«лакомый кусочек», но приписка внизу рекламного буклета очередной акции
«Не более трех товаров в одни руки» всегда срабатывает в пользу
продавца. Покупателю начинает казаться, что этот товар очень редкий и на
него большой спрос, раз пришлось даже ввести ограничения. И лучше взять
про запас, даже если это три банки сгущенки, которую в семье никто не
ест. Срабатывает древний биологический инстинкт накопления. Этим давно
и с успехом пользуются крупные российские продуктовые ритейлеры. Лучше распродажи может быть только sale Манящие
иностранные слова sale, discount, new collection в России давно понятны
большинству покупателей и часто встречаются в оформлении магазинов,
придавая легкий налет элитарности и "иностранности". Однако за их
использование можно и поплатиться. Уже год ФАС пытается доказать , что
ЦУМ нарушил законодательство, используя в ходе рекламы слово «sale»
вместо русского слова «распродажа». Закон «О рекламе» предъявляет свои
требования о родном языке. Лучше меньше, да лучше Минус
распродаж в том, что они балуют покупателей. Потребитель привыкает
к уровню цен со скидками и просто не покупает товар за более высокую
стоимость в этом конкретном месте. Присмотрит вещь из новой коллекции
и ждет, когда на нее скидка будет. Так что злоупотреблять распродажами
тоже не стоит, иначе они теряют всякий смысл, который у них для
потребителя в нашей стране и так невелик. Ведь распродажи в России - это
игра без правил, в которой простому покупателю выиграть удается крайне
редко.
Агро Перспектива
|