Когда месяц назад генеральный директор «Ашан Украина» Жерар Галле
заявил, что компания планирует развиваться в Украине со скоростью два
магазина в год, это прозвучало как дежурное, но не очень реалистичное
обещание. Последний украинский магазин компания открыла еще в марте 2010
г., во Львове, и с тех пор не проявляла признаков активизации. Однако
прошел всего месяц после заявления Галле, и план на 2012 г. оказался
блестяще реализован. Выполнение обещания обошлось группе Auchan в €1,1
млрд. РЕАЛьный «Ашан»«В офисе Metro
Group слышны хлопки пробок от шампанского», – пошутил один из
пользователей сети Facebook в пятницу, после того как стало известно о
покупке французской группой Auchan сети гипермаркетов Real,
принадлежащих немецкому концерну. Продать этот бизнес Metro пыталась на
протяжении двух лет – и это только публичная часть переговоров с
потенциальными покупателями. Auchan приобрела активы в четырех
странах – 91 гипермаркет в Польше, России, Румынии и Украине с
суммарным объемом продаж в прошлом году более €2,6 млрд. На Real
претендовало несколько международных ритейлеров, однако не последнюю
роль сыграл тот факт, что Auchan широко представлен на этих рынках, в
отличие, к примеру, от Tesco, который также приценивался к объекту.
«Auchan… наиболее подходящий покупатель на бизнес-активы Real в
Восточной Европе. Он предлагает хорошие перспективы развития для
гипермаркетов Real и их сотрудников», – сказал Олаф Кох, председатель
правления Metro AG. За собой Metro оставила немецкое
подразделение Real – группа верит в перспективность формата
«гипермаркет» на этом рынке. Сделка также не коснулась турецкого бизнеса
Real, но на сей раз по причине равнодушия покупателя – Auchan не
работает в этой стране. Сделка будет закрыта уже в 2013 г., после
соблюдения процедурных формальностей, в частности, получения разрешений
на поглощение от антимонопольных органов. Еще не менее полугода займет
процесс интеграции новых активов в структуру группы Auchan. После этого
гипермаркеты Real перестанут существовать – покупатель планирует
масштабный ребрендинг. Сумма сделки – €1,1 млрд. Какую часть из
этой суммы сгенерировали украинские активы, стороны не разглашают. «Мы
не подсчитывали эту цифру», – ответил Forbes.ua представитель Metro
Group Рюдигер Штальшмидт. При этом он подчеркнул, что несмотря на
продажу активов в Украине, группа продолжает рассматривать этот рынок
как перспективный. «Мы сфокусируемся на развитии Metro Cash Carry и
таким образом продолжим присутствовать в стране», – пояснил Штальшмидт. Украинские активы
Из 91 магазина Real, которые стали объектом сделки, в Украине
расположены два – в Одессе и Киеве. Магазинов сети Auchan в Украине
восемь.
То, что Auchan в Украине – более конкурентоспособная
сеть, даже безотносительно к количеству магазинов, чем Real –
несомненно. У Auchan более четкое и понятное позиционирование, к тому же
налажено производство товаров private labels. Приобретая Real, французы
не только нарастили свои площади в Украине на боле чем 20 000 кв. м, но
и ликвидировали конкурента, поскольку Real позиционировался как
гипермаркет-дискаунтер. «Их коммуникация всегда была сфокусирована
именно на ценах», – отмечает Глеб Вышлинский, заместитель директора GfK
Ukraine.
По его словам, одесский магазин Real достаточно
успешен, обслуживая поселок Котовского, где проживает 250-300 тыс.
человек. Столичный объект, учитывая удачное расположение – практически в
центре города, на ул. Антоновича, – также имеет хорошие перспективы,
считает Вышлинский.
Любопытно, что второй и последний гипермаркет
Real открылся всего полторы недели назад в новом торговом центре Ocean
Plaza. Открытие магазина сопровождала активная рекламная кампания (в
основном на радио и листовки), главный посыл которой: «Жить стало
дешевле». Целесообразность вложений в промо теперь, когда очевидно, что
Real осталось существовать считанные месяцы, очень сомнительна.
«Возникает
мысль, что локальный топ-менеджмент Metro до конца не был осведомлен о
сделке», – предполагает Игорь Гугля, генеральный директор
исследовательской компании GT Partners Ukraine.
Такая скрытность
вполне в духе транснациональных компаний, особенно публичных, поскольку
любая утечка может повлиять на курс акций. «В итоге промо Real в Оcean
Plaza – это, конечно, выброшенные деньги, но при сумме сделке в более
чем €1 млрд – это оправданная плата за сохранение конфиденциальности», –
признает Вышлинский.
Два гипермаркета в городах-миллионниках – удачное приобретение для
Auchan на украинском рынке, особенно учитывая сложности при покупке
участков для строительства с нуля. Как отметил один из операторов рынка,
после разрыва тесной кооперации с «Фуршетом» Auchan развивался
самостоятельно, и на собственном опыте успел убедиться, что выделение
земли и получение разрешений на строительство в Украине – дело
непростое. «Для компании, которая не настроена давать взятки, это
довольно сложно», – констатирует собеседник Forbes.ua. Де-факто
количество магазинов сети уже увеличилось до 10. Затраты на комплексное
переоборудование магазинов и ребрендинг могут достигнуть нескольких
миллионов долларов.
ТОП-5
Несмотря на не сопоставимые обороты и относительно небольшой масштаб
бизнеса Real в Украине, присоединение этих двух гипермаркетов
существенно упрочит позиции украинского Auchan. На конец 2011 г. оборот
Auchan в Украине достиг 5 млрд грн. Компания занимает шестое место в
стране по этому показателю среди продуктовых ритейлеров.
Оборот
Real в Украине за этот период – 300 млн грн. «Новый Real в Киеве будет
генерировать минимум в два раза больше, чем одесский – около 600 млн
грн. Итого в сумме – 5,9 млрд грн. С учетом инфляции в 15% оборот
объединенной компании на конец 2013 г. составит около 6,7 млрд грн.», –
подсчитал Игорь Гугля.
С таким показателем компания поднимается
на четвертое место в стране, потеснив «Фуршет» и «Велику Кишеню». «Но
это при условии сохранения статус-кво, если другие сети не будут
наращивать активы. Рыночные симптомы указывают на то, что если кого и
обойдет Auchan, то это будет «Фуршет», поскольку у этой сети довольно
размытые планы по развитию. А «Ритейл Груп» ( «Велика Кишеня») –
наоборот, активизировалась», – добавляет Гугля. Cовладелец компании
«Фуршет» Игорь Баленко был не доступен для комментариев.
Не
исключено, что «шопинг» Auchan в Украине не закончится поглощением Real.
Теоретически, французской группе на нашем рынке могут быть интересны
небольшие региональные сети, которые сейчас не выдерживают конкуренции с
национальными игроками. «Возможно, еще «Караван» – он такой слегка
бесхозный, обособленный, у него нет четкого позиционирования, и он мог
бы стать органичной составной частью крупной сети», – говорит
Вышлинский. Источник *** Группа «Ашан» приобрела гипермаркеты «Реал», принадлежащие Metro Group в Центральной и Восточной Европе
- Украине, Польше, Румынии и России. Как говорится в официальном
сообщении компании, подписание соглашения состоялось сегодня, 30 ноября.
Благодаря сделке, стоимость которой составила 1,1 млрд евро, сеть
французского ритейлера в этом регионе вырастет в два раза. Так, группа
«Ашан» получит 91 гипермаркет «Реал» в Польше, России, Румынии и
Украине, а также 13 торговых галерей в России и Румынии. В этих четырех
странах товарооборот «Реал» составил более 2,6 млрд евро в 2011 г. (до
вычета налогов). В свою очередь «Ашан» в этих четырех странах
насчитывает 98 гипермаркетов. Сделка будет закрыта в 2013 г.
при условии одобрения соответствующих компетентных антимонопольных
органов в каждой стране. В будущем гипермаркеты «Реал» в Центральной и
Восточной Европе будут работать под брендом «Ашан» Благодаря
данной сделке «Ашан» получает возможность «уравновесить свое присутствие
в Центральной и Восточной Европе по отношению к двум другим
приоритетным зонам развития - Западной Европе и Азии», считает Вианне
Мюллье, президент группы «Ашан». «В «Ашан» мы нашли наиболее
подходящего для передачи деятельности «Реал» в Центральной и Восточной
Европе покупателя. «Ашан» предлагает хорошие перспективы развития
сотрудникам и компании Реал Eastern Europe», - отметил Олаф Кох,
президент совета директоров Metro Group AG.
В 2011 г. выручка Real снизилась на 4,3% и составила 2,93 млрд евро, а
за девять месяцев 2012 г. этот показатель сократился на 1,4% до 2,09
млрд евро. Кроме того, в течение года международная сеть Real не
пополнилась ни на один объект. По данным ИА Credinform, в 2011 г.
выручка ООО «реал,- Гипермаркет» составила 33,3 млрд руб., убыток — 342
млн руб. По итогам 2010 г. ритейлер получил 559,6 млн руб. чистой
прибыли (при отрицательной прибыли от продаж). Объем долговой нагрузки
на конец 2011 г. — 9,2 млрд руб.
|