20-го декабря прошлого года закончилось общественное обсуждение изменений к действующим Правилам дорожного движения. Теперь, в январе нынешнего года, Департамент ГАИ намерен передать проект новшеств к ПДД в Кабинет Министров - на рассмотрение и утверждение.
Список изменений довольно обширен. Но обращают на себя внимание лишь некоторые: хорошая новость ожидает тех, кто любит разукрашивать свои авто надписями, наклейками, в том числе и рекламного характера - предлагается отменить обязательное согласование с ГАИ рекламу на транспортном средстве.
Ближний свет станет обязательным даже днем
А вот следующая норма — весьма спорная. В Госавтоинспекции хотят обязать всех водителей ездить за пределами населенных пунктов с ближним светом фар или включать ходовые огни с 1 октября по 1 мая. Мотивация такой идеи следующая: в пасмурную погоду авто будет заметнее для других участников движения. Так-то оно так, но есть несколько "но". Во-первых, если все автомобили включат свет, то невозможно будет выделить из потока машин транспортные средства, к которым другим водителям нужно относиться с особой осторожностью. Например, бензовозы, автобусы, перевозящие детей, машину, идущую в главе автоколонны или везущую негабаритный груз. Во-вторых, непонятно, почему взят период именно с октября по май? С конца марта на географических широтах Украины длительность дня превышает длительность ночи, и пасмурных дней становится намного меньше. То есть, машина хорошо заметна и без света. Да и зимой бывают солнечные дни, хоть и не часто.
Заметность или незаметность автомобиля на дороге в дневное время во многом зависит от его цвета. Скажем, желтую машину на сером асфальте видно издалека в любое время года, тогда как летом серая и черная, особенно на большой скорости, видны плохо, а снежной зимой, наоборот, — прекрасно. С белым авто все наоборот. Но не устанавливать же правила пользования ближним светом в зависимости от цветовой гаммы автомобиля?
Кстати, понятие "дневные ходовые огни" вводится в Правила впервые. Это дополнительные фонари белого цвета спереди машины, которые на многих современных авто уже установлены заводом-изготовителем. По яркости они тусклее, чем фары, но ярче габаритных огней.
Следует отметить также, что идея с ближним светом зимой не нова. Водители со стажем наверняка помнят, как в 1993 году действовали аналогичные правила, хотя и один сезон.
Риски ДТП не заметили?
Претерпел формальные изменения, но по сути своей остался таким же, пункт 11.2 Правил. Речь идет о том, что автомобилям на дороге с двумя и более полосами движения в одном направлении предписывается ехать как можно ближе к правому краю проезжей части. Хотя такая норма противоречит современным реалиям и практике дорожного движения, как и стимулирует нечестных инспекторов ГАИ к вымогательству взяток у водителей.
Рассмотрим простой пример. Автодорога Киев—Житомир имеет по две полосы в каждом направлении, широкую разделительную полосу и ограждения-отбойники. Согласно Правилам, разрешенная скорость на такой дороге — 110 км в час. В правом ряду едут тихоходные транспортные средства — автобусы, грузовики, старые советские легковушки. Их скорость на трассе 90 -100 км в час. Слева движутся легковые авто со скоростью на 10-30 км в час больше. Спрашивается: зачем водителю новой современной легковушки все время перестраиваться из правого ряда в левый и обратно, опережая попутный транспорт? Разве маневр опережения — это не дополнительный риск ДТП? И не лучше ли, чтобы большие и медленные авто ехали справа, а маленькие и быстрые — слева?
За обгон справа наказывать не будут
Еще одним новшеством наконец-то планируется ликвидировать логическую нестыковку в Правилах. Из них хотят изъять пункт о том, что обгон попутных транспортных средств разрешен только слева. Дело в том, что справа никакого обгона и быть не может, ведь, согласно терминологии правил, обгон — это опережение попутного транспортного средства, связанное с выездом на полосу встречного движения. А так как в Украине правостороннее движение, то справа встречного транспорта быть не может в принципе — там тротуар или обочина.
Штрафы за парковку на газонах
А вот инициатива о запрете стоянки авто на газонах - очень полезна. Жители крупных городов наверняка не раз наблюдали, как наглые водители бороздят клумбы колесами своих внедорожников. Правда, вопрос о том, будут ли наказывать инспекторы за стоянку на газонах водителей с "блатными" номерами, остается открытым. Исходя из ситуации в Киеве — не будут.
Светоотражатели для всех
Также в ГАИ намерены обязать водителей, выходящих из машины ночью на проезжую часть, надевать светоотражающий жилет. Для этого в пункт 2.9 Правил добавляется подпункт "е", которым водителю запрещается при плохой видимости или ночью находиться без такого жилета на проезжей части.
Это требование вполне оправдано. Жилет стоит пару десятков гривен, но зато человека в нем видно на дороге за версту. И если, к примеру, на ночной трассе водитель меняет пробитое колесо, облачившись в жилет с отражателями, то шансов попасть под колеса лихача у него намного меньше.
Но еще более оправдано требование к пешеходам иметь на верхней одежде светоотражающие элементы, так называемые стикеры, если они движутся вдоль проезжей части или ночью переходят дорогу. Любой водитель знает, что в темное время суток, особенно зимой, в дождь и туман, пешеход практически незаметен — темный силуэт сливается с фоном. А наличие даже маленького светоотражателя на одежде или обуви сразу же привлекает внимание — на дороге кто-то есть. Вопрос только в том, как ГАИ будет наказывать пешеходов без светоотражающих элементов на одежде? Ведь пешеход — не водитель, на него эффективных и оперативных рычагов влияния со стороны инспектора почти не существует. Но проблему, возможно, решат, обязав производителей и импортеров верхней (хотя бы зимней) одежды ввозить или производить ее со светоотражателями. Особенно это касается детской одежды, ведь дети на дороге зачастую непредсказуемы.
Водителей обяжут менять резину
Самым же затратным, хотя и наиболее необходимым для водителей, станет требование переобувать своих "коней" — менять летнюю резину на зимнюю, и наоборот. Пункт 31.4.5 Правил предлагается дополнить подпунктом "ж", которым водителю будет запрещено выезжать на дорогу, если на машине шины не по сезону. Однако остается открытым вопрос, в какой период производить замену шин и как грамотно установить временные рамки замены одной резины на другую? Ведь наша страна большая. И если в Ялте, к примеру, погода позволяет ездить на летней резине с марта по декабрь, то на Сумщине в апреле и октябре возможны снегопады и морозы.
Наказание за побег с места ДТП
И еще одно не менее важное новшество: планируется ввести понятие "оставление места ДТП". Это — "действия участника дорожно-транспортного происшествия, направленные на сокрытие факта ДТП, его обстоятельств, вызвавших необходимость проведения розыскных мер милицией относительно участников ДТП или (и) их машин". Этот момент, безусловно, важен.
Но как скоро упомянутые изменения вступят в силу, пока не ясно. Ведь чтобы оштрафовать, к примеру, за не включенный зимним днем ближний свет, необходимо еще внести изменения в Кодекс об административных нарушениях. Это уже прерогатива парламента. А когда у нашей политически озабоченной Верховной Рады дойдут до этого руки — одному Богу известно. А хочется, чтобы и гаишники, и министры, и депутаты помнили, что дисциплинирует водителей и пешеходов не суровость наказания, а его неотвратимость. А с этим у нас пока из рук вон плохо.
Дмитрий Хилюк Источник
|