С января 2013 года Словакия стала массово выдавать украинцам долгосрочные шенгенские визы.
Существенно расширив количество категорий граждан, которые могут претендовать на мультивизу (теперь к ним относятся туристы, бизнесмены и родственники граждан Словакии), страна добилась настоящего паломничества в закарпатских турагентствах. Так, за январь месяц словацкие дипломаты уже успели выдать украинцам 6 тысяч виз, что почти вдвое больше, чем в декабре 2012-го.
Согласно правилам, если человек еще ни разу не был в стране, где действует Шенгенское соглашение, он получит визу на срок от шести месяцев до двух лет. Если у него уже был «шенген», то он может рассчитывать на мультивизу сроком от двух до пяти лет.
Словацкие дипломаты убеждают, что им такое упрощение выгодно – туроператоры и владельцы отелей Словакии уже почувствовали приток украинских туристов. А наши политики усматривают в этом нововведении позитивный сигнал от Европейского Союза.
О причинах неожиданного послабления визового режима между Словакией и Украиной и возможностях подобной инициативы со стороны других стран Европейского Союза ForUm спросил у экспертов. Владимир Огрызко, экс-глава МИД: – Меня очень обрадовала эта новость. Я считаю, что это первая ласточка, которая должна привести к тому, о чем так давно говорят украинские политики и мечтают миллионы украинцев – что между европейскими народами не станет границ. Мне очень приятно, что сегодня Украина подошла к тому, что может существенно сократить проблемы простых украинцев хотя бы с отдельными странами Евросоюза. Хотя, скажу вам откровенно, это только один шаг. Целью должно быть полное исчезновение такого понятия, как «виза для украинцев». Пока мы этого не достигли по разным причинам, но я очень приветствую такой шаг словацкой стороны, который является хорошим сигналом того, что отношения наших стран идут на подъем. Я думаю, что другие европейские страны должны взять пример со Словакии и выдавать не разовые или годичные визы, а на три и пять лет. Александр Сушко, директор Центра мира, конверсии и внешней политики Украины:
– Здесь присутствует момент правовой и политический. Дело в том, что, в принципе, современное шенгенское право, которое включает в себя шенгенский кодекс, дает право странам-членам применять достаточно либеральные походы относительно предоставления многоразовых виз длительностью до пяти лет. Другое дело, что эту возможность относительно Украины используют далеко не все, именно из-за отличий собственных политических подходов, отличий в восприятии нашей страны и ее граждан. В данном случае Словакия просто выходит на тот уровень открытости в визовой политике, которая разрешается нынешним шенгенским правом, однако не используется в полной мере другими шенгенскими странами. Тут важным, конечно же, является политический момент. Словакия, как соседняя страна, страна, которая хочет проявить свою политическую волю относительно более активной восточной политики ЕС, таким образом проявляет свою позицию. Кроме того, здесь присутствует экономическая составляющая, так как в последние годы возрос вклад украинских туристов в туризм Словакии, особенно зимний. Большое количество украинских граждан посещают горнолыжные курорты в Словакии и, учитывая то, что, в общем, экономическая конъюнктура не очень способствует развитию туризма в последние годы, правительство пытается бороться за туриста и максимально упрощает этот механизм. Те, кто воспользуются этой возможностью, смогут один раз оформить визу на несколько лет вперед и больше не переживать по этому поводу. Это стимулирует людей вновь возвращаться в Словакию в качестве туриста.
Вряд ли можно ожидать, что все страны ЕС будут проводить одинаковую политику относительно Украины. Однако те, для кого по каким-то причинам важно проявить добрую политическую волю, традиционно могут проводить подобную визовую политику, это далеко не первый случай. Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества:
– Безусловно, это позитивный сигнал. Это реальная страна Евросоюза, которая открывает для нас двери. И нетрудно догадаться, что если грамотно использовать это словацкое послабление, то можно упростить пребывание и во всем ЕС. Нет, я не о каких-то теневых схемах, я об общеизвестных вещах – о том, что, попав в одну шенгенскую страну, можно посетить и другие. Главное – не нарушать визовый режим и сроки действия визового разрешения.
Если говорить в целом, то Европарламент может не позднее марта ратифицировать усиленное Соглашение об упрощении порядка выдачи виз для Украины, подписанное с Брюсселем в июле 2012 г. Уже выработана последовательность действий, направленная на обеспечение ратификации документа в марте.
Тарас Чорновил, народный депутат шестого созыва, экс-член комитета ВР по иностранным делам:
– Словакия – это страна, которая всегда относилась к Украине лояльно. Из ЕС это всегда были две страны: Польша и Словакия. В случае Польши всегда был большой интерес. Эти две страны входили в Вышеградскую группу, которая пробовала обыгрывать интересы Украины. Словацкие дипломаты следят за ситуацией в Украине.
Когда поляки упростили получение виз для украинцев, это был первый такой опыт. И не произошел рост нежелательного элемента – количество нелегалов в стране не выросло. Кроме того, идет приток валюты. Украинцы тратят неплохие деньги в тех странах, где получают «шенген». Это средства для роста местной экономики. И Словакия решила попробовать. К тому же в Украине есть хорошее дипломатическое представительство Словакии. Это тоже сыграло свою роль.
Кость Бондаренко, глава правления Института украинской политики:
– Такая открытость – это более лояльное отношение Словакии к Украине. Многое в этом вопросе определяется личностью консула, посла, а также личностями наших послов и руководителей наших отделений в Братиславе и в других городах. То есть очень много факторов (для того чтобы страна начала открыто выдавать шенгенские визы. – Ред.), и личностный фактор нельзя отрицать. Дело в том, что существует достаточная договорная и законодательная базы для того, чтобы другие государства шенгенской зоны достаточно лояльно относились к Украине и украинцам, которые хотят получить шенгенскую визу. Но в некоторых случаях срабатывает, скажем так, стереотипное мышление. Не будем называть какие-то конкретные посольства. В иных случаях – это абсолютная коррупция. Виза – это разрешительная система. Где есть такая система, там появляется элемент коррумпированности. И естественно, внутренние консульства этим пользуются. Я не хочу говорить, что все поголовно, но такие случаи бывают.
Словакия же стала еще одним государством, которое либерально относится к выдаче виз украинским гражданам.
Михаил Погребинский, политолог, политтехнолог:
– Я думаю, что это не согласованная с Брюсселем позиция, а, прежде всего, обусловленная интересом Словакии к тому, чтобы в эту страну ездили туристы. И сделано это зимой отчасти потому, что сейчас самое время для приема лыжников в Словакии. Еще примерно 2 месяца такого хорошего сезона, то есть они таким образом «соблазняют». Мол, смотрите, легко получить шенгенскую визу, да еще и на пять лет. Я не думаю, что это позитив для Брюсселя.
Хотя я понимаю, что какой-нибудь другой эксперт может сказать, что это Брюссель «соблазняет» Украину получить хороший визовый режим, если только Украина поступит правильно и не пойдет в Таможенный союз. Возможны и такие версии, но я не считаю, что этот случай – основание для подобных предположений.
Маловероятно, что такая свободная выдача виз может привести к тому, что было когда-то в Польше, когда по выданным визам кроме как в это государство украинцы не могли никуда выехать.
Источник
|