Немало ситуаций нашей обыденной жизни приводят нас в недоумение. Каждый
месяц наши эксперты помогают разобраться в одной из них. В этот раз
системный семейный психотерапевт
Анна Варга проехала по городским улицам за рулем своего автомобиля.
«Я за рулем больше 20 лет. Когда начинала водить, это была смесь
ужаса и восторга. Было страшно, что не справлюсь с управлением,
куда-нибудь улечу, машину мне побьют или я кого-то стукну. И я
испытывала восторг от того, что сижу и одновременно перемещаюсь, легко
управляю этой махиной… Затем появилась зависимость: я езжу на машине
всегда и везде. Она меня защищает от погоды, от толпы, от необходимости
таскать тяжести. Я могу слушать музыку, которую люблю, и вообще мне в
машине хорошо...
Мы ездим так, как живем. Если на улице, в транспорте мы
готовы пропускать, внимательны и предупредительны, мы так же будем вести
себя и на дороге. Я, к примеру, оставляю перед собой довольно
большое расстояние, и меня легко подрезать. Я стараюсь пропускать
других, вижу людей (машины) справа и слева. И для того, чтобы вдруг
начать вести себя агрессивно, мне надо как-то специально с собой
договориться – это происходит, когда я слишком спешу.
Во время движения водитель и автомобиль становятся единым целым, и
получается, что машина – это я, а другие машины – это другие люди. И на
дороге между этими «кентаврами» – человеко-машинами – постоянно
происходит общение. В потоке машины подчиняются законам толпы. Очень
плотный поток (без стоячих пробок) – царство стресса. Там начинают
действовать «волчьи» законы. Чем машина больше, тем она наглее. Подрезал
– будешь наказан. Если кто-то едет медленнее потока, он – идиот, его
все презирают и популярно объясняют ему это… Как и в толпе, в потоке мы
становимся злобными и агрессивными. Сохранять достоинство и вести себя
корректно удается немногим – обычно тем, кто очень хорошо водит,
профессионалам, которые научились не идентифицировать себя с толпой, как
хирурги, которые умеют не умирать с каждым своим пациентом.
Другое дело, когда все встало – из-за ремонта дороги, аварии или
перекрытия проезда для высокопоставленных лиц. Водители в этих ситуациях
становятся солидарнее, поскольку у них появляется общий внешний враг.
Машины начинают двигаться через одного, пропускают тех, кто должен
вклиниться в поток, откликаться на просьбы, сигналы. То есть мы
стараемся вести себя благородно, как люди, которые уважают других
людей».
- Синдром одиночества.
- «Новичкам бывает сложно оставаться один на один с дорогой. Со мной
сначала ездил муж. Когда он не мог, я сажала собаку. Так мне было
легче».
- Хулиганы за рулем.
- «Есть мнение, что женщина за рулем – катастрофа. На мой взгляд,
гораздо опаснее за рулем хулиганы. Я регулярно вижу людей с iPad,
которые что-то читают или пишут, разговаривают без hands-free, набирают
сообщения, устраивают гонки... Вот что ужасно, вот за что надо
наказывать».
- Сказать спасибо.
- «Для европейцев это естественно, благодарить и договариваться: они
всегда были вынуждены это делать, у них маленькая территория, на
которой нужно уживаться. А у русских такого никогда не было:
что-то не понравилось – взял и переехал, земли-то много. Эта
особенность в сознании сохранилась и у нас. Хотя поблагодарить, помигать
аварийкой, поднять руку – все это чудесные знаки внимания. У меня была
идея сделать бегущую строку на заднем стекле, которая всех бы
успокаивала, типа «дорогие попутчики…»
АННА ВАРГА, член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов.
Источник