В судьбах Николая Гоголя и Михаила Булгакова было немало схожего. Удивительным образом они оказались связаны и после смерти
Могила Гоголя сейчас выглядит уже иначе: ей вернули "изначальный" вид. PetarM (CC-BY-SA)
«Как сладко умирать!» – таковы были последние произнесенные в полном сознании слова Николая Васильевича Гоголя. 4 марта (по новому стилю) 1852 года он скончался в московском доме графа Александра Петровича Толстого на Никитском бульваре.
Писатель уходил мучительно. По воспоминаниям друзей, последние месяцы жизни «он был в постоянном нервном расстройстве, которое приняло характер религиозного помешательства». Он буквально морил себя голодом, питаясь одними просфорами и отказываясь от другой пищи. Сам Гоголь говорил, что на него «нашел страх смерти», от которого, по его словам, умер и его отец.
Последние годы Гоголь пребывал в жестоком творческом кризисе. После выхода в свет «Выбранных мест из переписки с друзьями» Гоголь уже ничего, кроме второго тома «Мертвых душ» и «Авторской исповеди», не написал. Одной из причин, очевидно, была неразделенная любовь писателя к Анне Виельгорской. После неудачного сватовства в 1849 году Гоголь, казалось, потерял смысл и жизни, и творчества, уехал в Москву и уединился в отведенных ему комнатах огромного толстовского дома…
Отпевали писателя в церкви Святой Татьяны при Московском университете, почетным профессором которого он был. Желающих проститься с покойным оказалось так много, что по воспоминаниям современников, «два дня не было проезду по Никитской улице». На панихиде собрался, казалось, весь город, начиная от генерал-губернатора и кончая нищими.
Позже на могиле Гоголя установили черный мраморный крест и огромный темный ноздреватый камень. Гранитный монолит нашел в Крыму один из братьев Аксаковых, с которыми Гоголь был дружен. Несколько месяцев камень на лошадях везли в Москву. Своими очертаниями он напоминал Голгофу - место казни Иисуса Христа. Так этот камень и стали называть…
Прошло без малого восемьдесят лет. В мае 1931 года большевики уничтожили некрополь Данилова монастыря. Прах Гоголя перезахоронили на Новодевичьем кладбище. Известный советский скульптор Томский (кстати, тоже Николай Васильевич) к очередному юбилею великого писателя изваял мраморный бюст, на колонне под которым засияла золотыми буквами надпись: «от Советского правительства». От старого памятника сохранилась только надгробная плита с эпитафией - цитатой из Библии: «Горьким словом моим посмеюся».
Куда подевалась стопудовая Голгофа, никто не знал. Да никто, толком, и не интересовался…
10 марта 1940 года, не дожив и до пятидесяти, умер Михаил Афанасьевич Булгаков.
После кремации урну с его прахом захоронили в знаменитом вишневом саду Новодевичьего кладбища, месте последнего упокоения многих артистов Художественного театра.
На могиле писателя долгое время не было надгробия. Его вдова Елена Сергеевна годами по всем гранильным мастерским искала такой камень, чтобы памятник соответствовал масштабу личности ее мужа. Ничего подходящего не попадалось. Но однажды в яме, куда мастера сбрасывали отходы производства, среди обломков мрамора и гранита вдова увидела огромный черный камень. Спросив про него, она услышала, что это - Голгофа с могилы Гоголя.
Михаила Афанасьевича многое роднило с Гоголем. Земляки, они оба не любили Петербург, закончили свои главные книги в Москве и там же сжигали свои рукописи, перед смертью сильно страдали (у Булгакова был склероз почек). Автор «Мастера и Маргариты» считал себя учеником Гоголя. В трудные минуты жизни Булгаков приходил к памятнику Гоголю, стоящему во дворе особняка, где тот жил последние годы. Елена Сергеевна припомнила слова мужа, обращенные к автору «Мертвых душ»: «О, Учитель, укрой же меня полой своей чугунной шинели!»
Вдова писателя решила, что само провидение привело ее к гоголевской Голгофе. Многотонный камень извлекли на свет божий, и он лег в изголовье могилы Булгакова. Учитель и ученик обрели одно надгробие на двоих.
Источник